«Повелитель мух» - так называется повесть о группе школьников, оказавшихся на необитаемом острове. Среди них начинается борьба за лидерство, появляются враждебно настроенные группировки, каждая из которых устанавливает собственные законы. За нарушение их назначаются жестокие наказания вплоть до убийства. Эта повесть показывает, что может произойти, если дети начнут создавать новое общество, не считаясь друг с другом. Предстающая перед глазами читателя картина шокирует. Конечно, она лишь гиперболизация того, что происходит в действительности, тем не менее над этими проблемами следует задуматься всерьез. Школьники - специфическая социальная общность, в которой существуют свои нормы поведения, правила общения и даже свой фольклор. Все это передается из поколения в поколение от одного школьника к другому. Подчинение этим неписаным правилам и нормам считается строго обязательным.
Дружба школьников.Отношения между школьниками постоянно меняются. Если в возрасте от 3 до 6 лет дети строят свои отношения в основном под надзором родителей, то от 6 до 12 лет школьники большую часть времени проводят без родительского присмотра. У младших школьников дружеские отношения формируются, как правило, между детьми одного и того же пола. По мере ослабления связи с родителями ребенок все более начинает ощущать потребность в поддержке со стороны товарищей. Кроме того, ему необходимо обеспечить себе эмоциональную безопасность. Именно группа сверстников становится для ребенка тем своеобразным фильтром, через который он пропускает ценностные установки родителей, решая, какие из них отбросить, а на какие ориентироваться в дальнейшем.
В школьные годы группы сверстников формируются по принципам пола, возраста, социально-экономического статуса семей, к которым принадлежат дети. Группировками (в отличие от групп) называются группы сверстников, насчитывающие не более 3-8 человек и сознательно не включающие в свой состав других детей. Они могут возникать уже в начале 3-го года обучения, но чаще и легче всего складываются в 5-х классах. Каролина и ее подруги называют свою группу «тайным фортом», и, хотя в самом названии нет никаких ограничений для представителей противоположного пола, в составе этой группировки мальчиков нет.
В эксперименте, проведенном Шерифом и его сотрудниками, были выявлены способы формирования групп мальчиков - учащихся 5-х классов. Они строились на основе сотрудничества и соревновательности в условиях летнего лагеря.
Еще до отправки в лагерь дети были разделены на 2 группы. И хотя прежде они не были знакомы и разделение было проведено произвольно, у них возникли общие интересы. Завязавшиеся дружеские отношения ограничивались лишь членами группы, в которой воцарился дух взаимопонимания и ощущение единства.
Когда ребята узнали о существовании другой группы, их солидарность укрепилась еще больше. В отношениях между группами можно было наблюдать зачатки и агрессивности, и здоровой конкуренции. Когда перед ребятами поставили такие задачи, которые можно было решить только общими усилиями, прежние барьеры, разделявшие их в самом начале смены, исчезли, возникла дружба, объединившая членов обеих групп.
Этот эксперимент показал важность и необходимость группового общения для школьников. Группа и ограничивает, предопределяя характер внутригруппового общения, и одновременно помогает формированию дружеских отношений, становлению единства. Она усиливает значение определенных ценностных установок, обеспечивает ощущение равноценности каждого участника, устанавливает правила поведения и создает такую атмосферу, когда у ребенка появляется осмысленное представление о происходящем.
Конформизм. Исследования конформизма (согласия с общим мнением группы или непротивления ему) показывают, что никто из нас не обладает иммунитетом к групповому давлению, но все же поведение человека в той или иной ситуации во многом зависит от его возраста.
Однажды учитель Рузвельта обратился к классу с вопросом: «Кто из вас согласен с тем, что Земля - четвертая от Солнца планета?» Почти все подняли руки в знак согласия. Рузвельт же был уверен, что ребята ошибаются: Земля - третья от Солнца планета. Но, может быть, они правы, а ошибается он? Вдруг, выразив несогласие с классом, он окажется не прав и будет выглядеть глупо?! А если прав, то одноклассники будут считать его смышленым малым. Что же делать?
В этом возрасте дети более склонны к конформизму, чем в любом другом, даже если их конформизм может послужить причиной ошибочного суждения или неправильного поведения. Данную особенность Ж. Пиаже объясняет тем, что к 12-летнему возрасту дети все больше начинают осознавать смысл правил, устанавливаемых различными общностями, оценивать их ошибочность или правильность, считаться с ними или поступать вопреки им. У них появляется возможность реагировать на все самостоятельно, реже дает себя знать конформизм, они не сразу соглашаются с общим мнением и могут высказать несогласие с ним, если чувствуют себя уверенно.
Большинство детей до 12 лет всеми силами стараются установить нормальные отношения со сверстниками. Они не хотят выглядеть индивидуалистами или слишком отличаться от сверстников даже тогда, когда групповое поведение кажется им не совсем правильным. Они редко осмеливаются осуждать явно асоциальное поведение, и, видимо, наивно было бы ждать, что кто-то станет порицать друга за такое поведение, как, скажем, катание на роликах в соседнем дворе с развевающейся лентой туалетной бумаги в руках, ложные телефонные звонки или кражи жевательной резинки в кафе. Вплоть до 8-го класса дети действительно готовы подчиняться установившимся среди сверстников правилам поведения и часто не могут противостоять групповому давлению. Быть принятым группой сверстников для ребенка важнее, чем заслужить Доверие взрослых. Эта растущая потребность в признании и одобрении со стороны сверстников составляет смысл целого периода в развитии детей, когда зависимость от родителей сменяется зависимостью от сверстников. Дилемма Рузвельта осложнялась тем, что руки подняли даже лучшие ученики. Сверстник, которого дети считают самым умным, знающим, оказывает на них большее влияние, нем тот, кого они считают некомпетентным. В ситуации с Рузвельтом мы могли бы ожидать, что, зная правильный ответ он либо непроизвольно поднимет руку, либо промолчит.
Популярность. В каждой группе одних детей любят, а других не любят. Обнаружить наиболее и наименее популярных детей можно, например, нарисовав социограмму, т. е. диаграмму, отражающую соотношение наибольшего и наименьшего предпочтения в группе.
Мисс Каннингэм попросила учеников указать имя одноклассника, с которым дети хотели бы выполнять определенное задание, и того, с кем они не хотели бы это делать.
Большинство детей выбрали партнеров своего пола и отвергли представителей противоположного. Каролина и Ким - «звезды» среди девочек, Брэд - «звезда» среди мальчиков. Лучшие друзья и подруги - Рузвельт и Брэд, Каролина и Ким, потому что их выбор взаимный. Бельма и Жан наименее дружны, поскольку они отвергают друг друга. Наименее популярные дети в классе - Бельма и Никки, их отвергли и мальчики, и девочки. К Скотти, Ив и Карлосу отношение безразличное - их никто в классе не выбирает и не отвергает.
Что позволило Каролине, Ким и Брэду стать самыми популярными? Как показывают исследования, это происходит потому, что такие дети обычно хорошо адаптируются среди сверстников, они дружелюбны, нацелены на сотрудничество, чутки к желаниям других детей. Они хорошо учатся, умны. Это, как правило, дети из более обеспеченных семей по сравнению с их менее популярными сверстниками. Кроме того, они охотнее общаются с одноклассниками и проявляют интерес к ним. Как правило, свою точку зрения они хорошо аргументируют и могут ее отстоять. У популярных детей в группе обычно есть прозвища и клички. Брэда прозвали «Кузнечиком» за его длинные ноги, а Рузвельта - «Лосем», потому что он самый крупный мальчик в классе.
В большинстве детских групп есть и непопулярные дети, которым, как правило, не придумывают никаких прозвищ и кличек, за исключением разве что неодобрительных - типа «Толстяк». С ними никто не хочет играть и на них редко обращают внимание. Что заставляет детей отвергать таких, как Бельма и Никки? Многочисленные исследования показывают, что дети, в младенчестве воспитывавшиеся без родителей, чаще ссорятся, требуют большего внимания к себе, чем дети, выросшие в полных или даже неполных семьях. Причиной непопулярности могут быть и постоянная напряженность детей, трудности в общении с другими. Никки и Бельма, когда были маленькими, редко сходились с кем-то для совместных игр, потому им сложнее адаптироваться в среде одноклассников. Дети с физическими недостатками менее популярны, чем здоровые. У непопулярных детей, как правило, заниженная или вовсе низкая самооценка, некоторые из них эмоционально не развиты, агрессивны или замкнуты.
Просмотров: 26665