Интернет-ассоциация

лагерей отдыха

Как найти подход к сыну?

Здравствуйте!!!
Огромная просьба - помогите найти общий язык с сыном! Ему 10 лет, ходит в бассейн, занимается английским языком, во 2 смену учится в школе.
Отличник, но уроки делает только если мы с папой ему напомним. Много исправлений, начинаешь об этом говорить - начинает плакать или пререкается. Все время пока находится дома - травит сестренку (2 года) или делает мне все назло: кушает 45 минут, зная, что опаздывает в школу, на любую просьбу говорит "сейчас" и уходит, по дому вообще ничего не делает, все раскидывает. Если хочет поругаться, говорит: "В бассейн ходить не буду!". Как только приходит домой, начинаются дома скандалы: он найдет любую причину чтобы поплакать, особенно перед сном. Вредничает сестренке, потом ехидно улыбается. Стали наказывать отлучением от компьютера - тогда он вообще ничего не делает. Так хоть что-то сделает, если знает что потом поиграет. Стали наказывать и физически - тапком по попе. Как дикий орет, плачет, на 5 минут хватает, и снова за свое. Мы с мужем настолько уже измотались - каждый вечер - скандалы, ссоры, стресс всем членам семьи. У сына был эписиндром, сейчас ставят церебрастенический синдром - как слабость нервной системы. Сейчас пьем пирацетам, глицин и цинаризин, постоянно наблюдаемся. Как нам быть? Как найти к нему подход? Почему он до сих пор постоянно плачет?


Проблема, которую Вы описали, встречается, к сожалению, достаточно часто во многих семьях. Причин здесь несколько. Попробую описать каждую из них, которые мне видятся из описанной ситуации.
1. Двое детей в семье и вытекающая из этого ревность старшего к младшему. С ревностью даже взрослым порой не под силу справится.
2. Неправильный режим дня ребенка. Но не всё здесь Вам под силу изменить, т.к. многое диктует школа со 2-й сменой.
3. Размытое представление в семье о твердости требований, наказаниях и поощрениях как родителей, так и детей.
4. Ослабленная нервная система, требующая особого подхода по всем пунктам.

Теперь обо всем подробнее и в целом.
Самой простой причиной постоянных слез Вашего ребенка является ослабленная нервная система. Именно из-за этого ему сложно контролировать свои эмоции. Плюс на это накладываются остальные причины. Плакать он будет переставать с возрастом, вырастая. Но совсем не за горами следующий период развития – подростковый возраст. Поэтому нужно предпринимать действия как можно раньше.
Начнем с основ. Основу всего воспитания составляет физическое, поэтому сразу необходимо установить четкий режим дня. Составьте режим и повесьте на стене на видное место. Все детские учреждения живут по режиму не просто так, это залог здоровья любого ребенка. Именно режим поможет слабой нервной системе ребенка окрепнуть. Четко организуйте день ребенка: подъем, завтрак, обед, полдник, ужин, отдых, уроки, сон, занятия и пр.
Составьте режим, который реально можете держать. Но! Никогда не нарушайте его. Только в крайних непредвиденных случаях (болезнь, праздник и пр.). Ребенок должен четко знать, сколько времени ему отведено на тот или иной процесс. Поговорите накануне с ребенком, познакомьте с режимом. Что по нему будет жить вся семья. Не выделяйте сына как основную причину перехода на новый режим. Таким образом, на прием пищи (и на другие процессы) будет отведено определенное количество времени. Говорите с ребенком как с коллегой, просите его «помощи» в реализации всего этого. Скажите, что верите в него, что он справится с этой сложной задачей. Если он опять будет специально кушать медленно, напомните ему об оставшемся времени по новому режиму. Даже если он не успеет, закончите прием пищи в установленное время (это может показаться жестоко) и скажите, что это была неплохая попытка, что в следующий раз он обязательно справится. Это немного удивит ребенка, т.к. он будет ждать от Вас другой привычной реакции (ссоры).
Измените стиль своего поведения и папы тоже. Соберите семейный совет и распределите обязанности по дому. У каждого будет свое дело. И если ему поручено, значит, он несет ответственность. Не надо за это поощрять материально, он и для себя это делает. А после дела можно и в компьютер поиграть. Помогайте ему, может ему сложно с чем-то справляться. Поддерживайте морально, верьте в его силы. Если плачет – подбадривайте. Ребенок должен чувствовать от Вас поддержку. Может это произойдет не сразу, т.к. привычка скандала – очень стойкая. А еще лучше, делайте что-нибудь вместе.
Ваш сын 8 лет прожил единственным сыном, и появление сестренки для него стало не самым радостным событием, т.к. внимание и любовь стала уделяться еще одному человечку. Поэтому он к ней и цепляется. Объясните ему лишний раз, что без него Вы не сможете. Что он как и все – члены семьи, которые не могут быть друг без друга, как пальцы на руке. Просто пока она маленькая, она не может ничего делать сама. А сын как – единственный помощник, т.к. папа работает. Скажите, что Вам без него сложно, добейтесь от него понимания его необходимости Вам. Но не обязывайте в делах, связанных с дочкой. Просто иногда просите о легкой помощи, которая ему под силу и поощряйте – «какой ты у меня молодец! Что бы я без тебя делала?» Кто же еще как не сын научит играть сестренку в разные игры? Просто немного позже.
По подводу четкости требований. Если Вы что-то просите сделать ребенка, доводите всегда дело до конца. Если что-то обещаете, то доводите до конца. Ребенок должен понимать четкость происходящего. Никаких «сейчас и потом» быть не может. Можете дать небольшой выбор (выбор без выбора) – ты сейчас сделаешь или когда закончишь игру через 5 минут? Или – нужно вынести мусор и полить цветы – что ты сделаешь? Ребенок не должен расти «нахлебником». Все бытовые дела делаются и для него в том числе.
А после выполненных дел можно всем вместе посмотреть мультики или поиграть во что-нибудь. Во всей суматохе жизни, не забывайте про свободное время с Вашими детьми. Им этого очень не хватает.
Про уроки начинайте напоминать заранее. «Через 15 минут садись за уроки… Заканчивай игру, у тебя осталось 5 минут». Сядьте вместе и посмотрите вместе, что задано. Определите порядок выполнения. Если много исправлений, введите понятие «черновик». Хотя бы из-за лени переписывания появится стимул делать аккуратнее. Почаще хвалите, вселяйте уверенность. Вы еще долго будете делать уроки вместе, детям сложно самим контролировать этот процесс. По крайней мере до старших классов точно. Но не создавайте из уроков что-то страшное, не формируйте отвращения у ребенка, именно от этого возникают скандалы. Интересуйтесь материалом, что узнал нового, пусть Вам рассказывает, пока Вы кормите дочку или делаете другие дела. Проявите заинтересованность не только в его отметках. Уходите от фраз «опять ты здесь начеркал», «сколько можно делать одни и те же ошибки» к другому «молодец, уже лучше, но в следующий раз постарайся…», «вот видишь, мы же с тобой знали, что ты сможешь».
По поводу вредничаний с сестренкой, это пройдет не сразу. Опять же – формируйте правильное отношение. Скажите, что он образец для подражания, как старший брат. Будущий мужчина и защитник!
По поводу наказаний. Сразу совет. Физическое наказание перекрывает все остальные. Начали бить, значит, слова для него перестанут быть действенными. Постарайтесь избавиться от этого. Договаривайтесь, даже если это занимает время. Физическое наказание – это унижение, не только боль вызывает обиду.
По поводу бассейна вопрос. Ему нравятся эти занятия, и он только в периоды ссоры не хочет туда ходить?
Создайте какой-нибудь семейный ритуал по вечерам. Это может быть чтение книги. Это позволит избежать слез на ночь, т.к. в это время вы будете читать. А после прочтения останется закрыть глаза.
Дорогая мама! Вы молодец, что хотите это изменить. Но для этого нужно много терпения и время. Если решитесь что-то изменить, доведите до конца. Помните, что сын, как и все – равноправный член семьи.
Если возникнут вопросы, задавайте. Учтите, что по описанию только в интернете сложно ответить на все 100%. Многие важные факторы остаются за рамками онлайн-общения. Возможно, что-то Вы уже пытаетесь сделать, не опускайте руки. Воспитание ребенка – очень сложный процесс. И не всем удается достичь достойного результат! Вы – отважный человек!

С уважением,
Марина Покаташкина,
психолог детского лагеря «Вождь краснокожих».


Просмотров: 13686

Зарегистрировать лагерь