Интернет-ассоциация

лагерей отдыха

Психологическая экспертиза образовательных программ. Программа курса

Экзаменационные вопросы

- Образовательная среда и пространство. Образовательные технологии (ОТ) и программы. Субъекты образовательной среды.
- Законодательная база образовательной экспертизы. Закон о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
- Психологический и социальный статус учащегося.
- Условия образовательной среды, пространства и ситуации.
- Психофизиологическая адаптация к образовательным нагрузкам
- Проблемы инноваций. «Новая» и «старая» образовательная программа – какими они кажутся для ученика, учителя, администратора
- Психологическая и физиологическая зрелость учащихся.
- Анализ образовательных программ и технологий.
- Что такое образовательная программа.
- Гармоничность образовательных программ. Учет компонентов разностороннего развития личности.
- Сбалансированность программы. Формирование компонентов индивидуальной культуры (логической, гуманитарной, экологической, творческой, физической и др.). Соотношение нового и стереотипного. Линейность и мозаичность обучения.
- Психологические особенности контингента (кого обучать?)
- Содержание образовательной программы (чему обучать?)
- Стратегия и тактика образовательной программы (зачем обучать?)
- Технологии образования (как обучать?)
- Базовые показатели ОТ
- Внешние ограничения ОТ
- Возможность внедрения ОТ в широкую практику
- Требования к педагогу (кому обучать?). Исполнители ОТ.
- Сертификация учителя-методиста.
- Оценка методических пособий.
- Оценка наглядного материала. С позиции психологии восприятия, развития, интеллекта (образность, конкретность, соответствие архетипам, привычность восприятия и т.д.).
- Психологическая экспертиза образовательных технологий. Объект экспертизы
- Принципы экспертизы
- Цели экспертизы
- Критерии экспертизы
- Методы и средства экспертизы
- Содержание и процедура экспертизы ОТ.
- Теория и практика. Теоретическая оценка образовательных программ.
- Практическая оценка образовательных программ. Апробация. Фокус-группы. Экспериментальные площадки.
- Форма предоставления результата экспертизы
- Подготовка экспертов.
- Институт экспертизы
- Рекомендательный или разрешительный характер экспертизы
- Проблемы экспертизы

ЛИТЕРАТУРА

Антропова М.В., Манке Г.Г., Кузнецова Л.М., Бородкина Г.В. Дифференцированное обучение: педагогическая и физиолого-гигиеническая оценка. //Педагогика. 1992.-№9.
Братченко С.Л. Введение в гуманитарную экспертизу образования (психологические аспекты). М.: Смысл, 1999. 137 с.
Гуружапов В.А. Анализ и экспертиза в образовании // Психологическая наука и образование. 1997. № 2.
Гуружапов В.А. Вопросы экспертизы современных образовательных технологий // Психологическая наука и образование. 1997. № 2. С.95 – 103.
Гуружапов В.А. Вопросы экспертизы учебного процесса развивающего обучения (Система Эльконина - Давыдова) // Психологическая наука и образование. 1996. № 1.
Дерябо С.Д. Диагностический анализ эффективности образовательных сред. (Пособие для учителя). Под ред. Лебедевой В.П., Панова В.И. М.: Молодая гвардия. 1997. 214 с.
Игнатова В.А., Голубцова В.И.
Анализ содержания естественнонаучного образования младшего школьника в разных системах обучения
Карнаухов Д.А., Широкова М.Н. Медико-психологическая экспертиза информационной образовательной технологии
Мдивани М.О., Лидская Э.В. Социализация и информационная среда/ в сб. Экопсихологические аспекты развития индивидуальности. М., 1998
Методические рекомендации по экспертной оценке работы экспериментальных учреждений РАО / Под ред. В.А.Полякова. М., 2000.
Панов В.И. К проблеме психолого-педагогического проектирования и экспертизы образовательного учреждения
Панов В.И. От развивающего обучения к развивающему образованию // Известия Российской академии образования. М., 2000. №2.
Поливанова Н.И., Ермакова И.В. Образовательная среда урока в школах разных типов (2000 3)
Практическая психология образования. / Под ред. И.В. Дубровиной. М.,1997.
Проектирование образовательной среды в учреждении дополнительного образования (рабочая концепция). Вып.1 / Под ред. В.И. Панова. М., 2000.
Рубцов В.В. Психологическая поддержка современного образования. // Известия РАО. -1999.- №1.
Ушаков Г.К. Пограничные нервно-психические расстройства. М., 1987.
Ходашинский И.А., Созоров Н.Г., Карнаухов Д.А., Русанов И.Д. Агентно-ориентированная технология разработки интеллектуальных обучающих систем.
// Информационные технологии в науке, образовании и бизнесе (IT+SE`2001). М., 2001.
Шехтер М.С., А.Я.Потапова А.Я. О разработке критериев оценки графического (наглядного) материала для обучающих программ. 2000. http://www.psyedu.ru/view.php?id=158
Шехтер М.С., Потапова А. Я. Психологические рекомендации по организации графической и знаковой частей компьютерных обучающих программ. М., 1990.
Шехтер М.С., Потапова А.Я. Проблема перехода умений в навыки в ее теоретическом и прикладном значении // Психологический журнал. 1991. № 3.
Ясвин В.А. Образовательная среда: от проектирования к моделированию. М.: Смысл, 2001.

ТЕМЫ ПИСЬМЕННЫХ РАБОТ

Образовательная среда и пространство.
Законодательная база психологической экспертизы образовательных программ.
Условия образовательной среды, пространства и ситуации.
Проблемы инноваций. «Новая» и «старая» образовательная программа – какими они кажутся для ученика, учителя, администратора
Учет психологической и физиологической зрелости учащихся.
Что должна учитывать образовательная программа.
Гармоничность образовательных программ. Учет компонентов разностороннего развития личности.
Психологическая оценка наглядного материала.
Объект, принципы, цели и критерии психологической экспертизы.
Методы и средства, содержание и процедура экспертизы образовательных программ.
Практическая оценка образовательных программ.
Проблемы экспертизы образовательных технологий

Просмотров: 8812

Зарегистрировать лагерь