Интернет-ассоциация

лагерей отдыха

Летние экспедиции, походы и тренировочные игры московского лицея №1502

Владимир Чудов,
директор лицея №1502 при МЭИ, доцент

Николай Винокуров,
заместитель заведующего кафедрой истории Древнего мира и Средних веков МПГУ,
доктор исторических наук

Надежда Кашкарова,
заместитель директора по воспитательной работе лицея №1502

Ольга Лаврушко,
заместитель директора по внеурочной образовательной деятельности лицея №1502


Летняя оздоровительно-образовательная деятельность лицея №1502 (Москва) позволяет нашим ученикам укрепить здоровье, приобщиться к активным, систематическим занятиям физической культурой, спортом. И одновременно во время летних каникул лицеисты приобретают новые социальные и коммуникативные навыки, приобщаются к исследовательской деятельности. Важно и то, что самостоятельный выбор формы досуга, основанный на личностном интересе, повышает мотивацию ребёнка к деятельности.

В течение учебного года мы активно используем проектные технологии. И программы, по которым мы работаем в летнее время, — их логичное продолжение. Формы и содержание предлагаемых лицеистам каникулярных программ апробированы на практике. Отработана и организация деятельности по этим программам.

Лицеист может выбрать:
- молодёжную археологическую экспедицию;
- полевой экологический практикум;
- туристско-экологическую экспедицию;
- туристические походы разной степени сложности;
- экстремально-приключенческие сборы «Игры на выживание»;

Летние оздоровительно-образовательные программы при всём различии имеют единый рекреационно-экологический характер, что, на наш взгляд, крайне важно для детей мегаполиса, которые зачастую воспринимают живую природу как широко известный телевизионный проект. Особой популярностью среди старшеклассников лицея пользуется молодёжная археологическая экспедиция.

Десять лет назад лицеисты впервые приняли участие в полевом сезоне Российско-Крымской молодёжной археологической экспедиции, созданной Крымским филиалом Института археологии Украины и Центром детского и юношеского творчества им. А. Косарева г. Москвы. По месту дислокации полевого лагеря (урочище Артезиан) она получила название Артезианской. В настоящее время экспедиция уже имеет международный статус. Её участники проводят планомерные археологические раскопки античных поселений и некрополей Боспорского царства в Крымском Приазовье (неподалёку от г. Керчи).

В течение учебного года в рамках предмета по выбору от 30 до 50 старшеклассников изучают теоретический курс «Античная археология». Читает его начальник и научный руководитель Артезианской археологической экспедиции, заместитель заведующего кафедрой истории Древнего мира и Средних веков МПГУ, доктор исторических наук Н.И. Винокуров. Авторская программа занятий предполагает знакомство с античной историей, классическим искусством и археологией. Этот элективный предмет расширяет знания старшеклассников, увлекающихся историей, и одновременно позволяет приобщить их к культуре профессиональных археологических изысканий (в противоположность грабительской «чёрной археологии»), теоретически и психологически подготовить ребят к практической работе в экспедиционных условиях.

Экспедиция, как показывает наша практика, предоставляет уникальную возможность для решения образовательных, воспитательных, оздоровительных, социальных, психологических и других задач. А комплексная форма экспедиционной деятельности даёт ребятам универсальную подготовку.

Во время экспедиции старшеклассники включаются в научно-исследовательскую деятельность. Проводя археологические работы, они осваивают методику исследования различных объектов, знакомятся со стратиграфией, учатся «читать» культурные напластования на раскопах, получают навыки камеральной классификации, обработки, описания, простейшей реставрации находок, консервации кладок и других строительных конструкций, осваивают технику рисунка артефактов, основы топографической съёмки местности, построения планов и чертежей. А посещение запасников и архивов Керченского музея-заповедника расширяет представления ребят о музейном деле, архивировании и т.д. Если лицеист проявляет склонность к одному из видов работы, то ему предоставляется возможность экспедиционной специализации по направлениям: художник массового материала, художник коллекционного материала, топограф, чертёжник, помощник по камеральной обработке находок.

Ведущий принцип деятельности экспедиции — сочетание детской самодеятельности и научно-педагогического руководства. Старшеклассники самостоятельно обустраивают экспедиционный лагерь — собирают щитовые домики столовой, кухни и хозяйственного блока; поддерживают чистоту и порядок на территории лагеря; устанавливают регулярное дежурство по кухне и лагерю; поддерживают в рабочем состоянии экспедиционный инвентарь. Работа на раскопе также строится по принципу самоорганизации и самоуправления. Коллективное задание получают трудовые бригады, которые, как правило, возглавляют ребята, уже имеющие опыт работы в полевых условиях и обладающие лидерскими качествами. На принципе самоорганизации детского коллектива строится и досуг в экспедиции. Лицеисты самостоятельно обустраивают волейбольную площадку, костровое место, заготавливают дрова для вечернего костра, совместно с педагогическим коллективом планируют программу выходного дня, разрабатывают содержание и сценарии традиционных для экспедиции конкурсно-развлекательных программ «Посвящение в археологи», «Пионерские игры», «День экспедиции».

Труд — ведущий вид экспедиционной деятельности. К сожалению, в последнее время всё чаще приходится сталкиваться с потребительской, иждивенческой позицией молодых людей, пренебрежительным отношением к общественно полезному труду. Поэтому в ряду наших приоритетов трудовое воспитание занимает одно из первых мест. Ежедневная достаточно тяжёлая физическая работа на раскопе (особенно для городского, не приученного к систематическому труду ребёнка) требует волевого настроя, организованности, самодисциплины и самоотдачи. Не менее важен и общественно полезный труд в лагере, который формирует в характере ребёнка такие качества, как коллективизм, ответственность за порученное дело. В полевых условиях ребята приобретают и навыки самообслуживания (организация быта, стирка, ремонт одежды, уборка палатки и др.).

Экспедиция способствует социализации старшеклассников, развитию коммуникативных навыков. Ребята знакомятся с новыми людьми: школьниками и студентами учебных заведений не только Москвы и Московской области, но и других городов — Калининграда, Магнитогорска, Екатеринбурга, Санкт-Петербурга, с волонтёрами, приезжающими из разных регионов России, и, конечно же, со специалистами — археологами, историками, искусствоведами, антропологами и т.д. А пребывание в замкнутом коллективе заставляет их учиться выстраивать и поддерживать адекватные отношения со сверстниками и взрослыми, проявлять терпимость и гибкость в решении возникающих проблем. Важную роль в социализации ребят играет и традиционное наставничество. Лицеисты, обладающие экспедиционным опытом, передают новичкам свои знания и умения по организации жизни в полевых условиях и работе на раскопе. Они возглавляют группы дежурных и трудовые бригады, чаще проявляют творческую инициативу, поэтому сплачивают вокруг себя коллектив. Но и новички имеют возможность проявить свои лидерские и партнёрские качества.

В экспедиции создаётся особая атмосфера единства интересов взрослых и детей. Дистанция между педагогами и воспитанниками сокращается, и они составляют единый коллектив. Слова А. де Сент-Экзюпери «роскошь человеческого общения» в полной мере осознаются в полевых условиях, где нет телевизоров, компьютеров, мобильных телефонов и других, загоняющих человека в угол одиночества средств цивилизации.

Чёткий распорядок дня, проверенные годами традиции, интересная, хотя и тяжёлая физическая работа, прикосновение к тайнам древности, опытный научно-педагогический коллектив, здоровый и активный образ жизни, реликтовая природа степного Крыма — всё это создаёт особую, притягательную для ребят атмосферу.

Ежегодно в актовом зале нашего лицея проводится осенний сбор участников Артезианской археологической экспедиции, на котором подводятся итоги полевого сезона, демонстрируются видеофильмы, номера экспедиционной самодеятельности. На этом вечере встречи награждают отличившихся ребят, строят планы на будущий сезон. (Загляните на сайт экспедиции: www.artezian.ru. И, возможно, вы захотите принять участие в полевом сезоне.)

Экспедиция воспитывает в ребёнке уважение к минувшему, поэтому наши воспитанники никогда не станут грабителями и осквернителями исторических и культурных памятников. Мы знаем, что мало кто из ребят сделает археологию своей профессией, но память об экспедиции, полученный жизненный опыт, социальная закалка, активная созидательная позиция по отношению к окружающему миру останутся с ними на всю жизнь.

С 1996 года в нашем лицее открыты профильные экологические классы. Но формирование экологического сознания невозможно без прямого общения с живой природой. Поэтому большое значение мы придаём проведению в летнее время учебных полевых практикумов по экологии. Первая такая практика состоялась в июне 1997 года в Приокско-Террасном заповеднике, который входит в мировую сеть биосферных заповедников, курируемых ЮНЕСКО.

Практическое экологическое воспитание начинается с устройства палаточного лагеря в пойме реки Оки на сопредельном с заповедником участке — размещение палаток, подготовка места для костра, забота о чистоте вокруг лагеря.

Во время летней практики полевые занятия с лицеистами проводили сотрудники заповедника: ребята составили комплексную экологическую характеристику южной части территории заповедника, познакомились с особенностями жизни семей зубров и бизонов (в заповеднике много лет существует зубропитомник). Юные экологи на практике убедились, что заповедник — это инструмент сохранения и воспроизводства редких и исчезающих видов животных. Практическая работа «Комплексный фоновый мониторинг состояния окружающей среды в Приокско-Террасном биосферном заповеднике» была проведена школьниками на станции мониторинга и в лаборатории заповедника.

Исследовательская деятельность в полевых условиях расширила и углубила знания лицеистов по биологии, экологии, географии. По итогам летней практики они защитили рефераты о Приокско-Террасном заповеднике, его растениях и животных, службе фонового мониторинга, выступили в натуралистической секции на городской конференции экологических экспедиционных отрядов с докладом «Фотомонтаж по результатам летней ознакомительной практики в Приокско-Террасном заповеднике». Всё это укрепило нашу уверенность в необходимости проведения полевой экологической практики. И на следующий год мы уже расширили тематику практики, включив в неё элементы краеведения.

В 1998 году мы заключили договор с Евроазиатской Ассоциацией молодёжных экологических объединений «Экосистема» о проведении в период летних и зимних каникул краткосрочного (4–5 дней) полевого экологического учебного практикума в Подмосковье. Школьники работают в группах до 10 человек под руководством опытных педагогов-инструкторов — учёных, которые имеют многолетний опыт работы с детьми в полевых условиях. Занятия биологического, географического и экологического циклов они проводят и в природе, и в хорошо оснащённых лабораториях.

Программа летнего экологического практикума в полевом учебном центре «Экосистема» включает лекции, экскурсии, лабораторные работы, зачеты, общим объемом 38 ч. Предметы:

- Экология растений
- Экология животных
- Водная экология
- Ландшафтоведение

По итогам каждого дня практики проходят зачёты в виде защиты индивидуального или группового проекта. Оценки ребята получают необычные: 1 балл — «плохонько», 2 балла — «хорошо», 3 балла — «отлично», 4 балла — «превосходно», 5 баллов — «такого не бывает!!!».

«Экосистема» предлагает две образовательные программы: «Экологический ликбез» и «Эколог-эксперт», разработанные вариативно для каждого из сезонов года. А это значит, что приезжать на практику можно несколько раз в течение одного года. В настоящее время июньскую практику в «Экосистеме» проходят девятиклассники. А десятиклассникам мы предлагаем усложнённый вариант программы экологической практики.

Насыщенная и многообразная учебная программа экологической практики, самостоятельная работа в природе, общение со специалистами-экологами и друг с другом — всё это создаёт интеллектуальный и эмоциональный настрой, позволяющий эффективно решать задачи как обучения, так и воспитания.

Уже несколько лет мы проводим комплексные туристско-экологические экспедиции. Начало было положено летом 2001 года, когда лицеисты, ученики профильных экологических классов, приняли участие в двухнедельной Всероссийской детской туристско-экологической экспедиции в полевом лагере на озере Селигер. В программу экспедиции вошли экскурсии (г. Осташков, музей природы в с. Рогожа, пирамида А. Голода), экологические исследования озера Селигер, природоохранные и природовосстановительные мероприятия на территории заказника «Троеручица», работы по восстановлению и благоустройству монастыря Нилова Пустынь, водные и пешие походы по Селигерскому краю, обучение туристским навыкам и основам выживания в природной среде, спортивные соревнования, вечера молодёжной и туристской песни, разнообразные конкурсы. По итогам экологических исследований прошла полевая конференция. В том же году для экологов-девятиклассников была организована индивидуальная программа двухнедельного пребывания в туристско-спортивном полевом лагере «Робинзон» на территории национального парка «Смоленское Поозерье». Первая часть программы включала экскурсии («Смоленск — город русской славы», «Прошлое и настоящее Соборного холма»), учебно-полевые исследования в национальном парке на озеро Баклановское (растительные сообщества Поозерья, водная экология, нетрадиционная экология), походы-экскурсии («История Поозерья», «В глубь веков»). Вторая часть — пеший переход «с полной выкладкой» по маршруту: оз. Баклановское — р. Брус — оз. Рытое — оз. Чистик — оз. Мутное — оз. Сапшо (23 км), экскурсия в п. Пржевальское (посещение музеев Н.М. Пржевальского и партизанской славы). Собранные исследовательские материалы стали основой для научно-исследовательской работы, с которой выступил участник экспедиции Алексей Семёнов. Его доклад «Годичные и суточные циклы изменения рН и концентрации растворённого О2 в поверхностных водоёмах на примере Терлецкого пруда г. Москвы и озёр Баклановское и Сапшо национального парка «Смоленское Поозерье» был отмечен дипломом I степени в секции экологии на XI Открытой Российской научно-практической конференции школьников по физике, математике, информатике, экологии, химии в 2002году.

География экспедиций расширяется. В 2003 году ребята посетили национальные парки: «Плещеево озеро» (г. Переславль-Залесский) и «Мещёра» (г. Гусь-Хрустальный), а в 2004 году — шхеры Ладожского озера.

Подготовка к туристско-экологической экспедиции на Ладожское озеро началась задолго до отъезда. Каждый участник получил индивидуальное задание по теме «Исследование экологического состояния шхер Ладожского озера»:
- состояние воздушной среды (метеонаблюдения, измерение уровня радиации);
- геоморфология и ландшафты (горные породы, рельеф и т.д.);
- гидрохимия и биология водных экосистем (вода, донные отложения, фауна);
- состояние наземных экосистем (почвы, флора и фауна береговой полосы и окружающей территории);
- речные долины (профиль глубин, температура, цветность воды, скорость течения и др.).

Ребята заранее собирали краеведческий материал по предстоящему маршруту, читали справочную и специальную литературу, готовили простейшие определители и оборудование для полевых исследований (флюгер, контейнеры для образцов, пробоотборники, реактивы для консервирования образцов, сачки, лотки, папки для гербариев и т.д.), таблицы для сбора данных, полевые дневники, осваивали работу с приборами (гигрометр, анемометр, радиометр, карманный измеритель электропроводности, портативный измеритель рН идр.).

На маршруте лицеисты отбирали пробы и образцы, фиксировали условия и места забора исследуемого материала, вели полевые дневники по индивидуальным темам мониторинга. А по возвращении в Москву под руководством учителей биологии, географии, химии, физики, информатики обрабатывали полученные данные, проводили лабораторные исследования взятых проб, оформляли аналитические таблицы, схемы, графики и т.д. Итоги экспедиционной работы были подведены на осенней экологической конференции, на которой ребята выступали с индивидуальными отчётами, стендовыми докладами и мультимедийными проектами. В результате лицеисты смогли сравнить оценки экологического состояния региона с оценкой 2000 года по проекту Всемирного фонда природы «Ладога».

Летом 2005 года туристско-экологическая экспедиция проходит на Белом море.

Развитию туризма в нашем лицее мы уделяем большое внимание. Элективный предмет «Выживание в природе» пользуется огромной популярностью среди старшеклассников. Этот курс ведёт педагог дополнительного образования А.Н. Лазарев. Сочетание теоретических и практических занятий в течение года позволяет провести эффективную подготовку к летним маршрутам.

В июле лицеисты участвуют в водном походе 1-й категории сложности на байдарках и катамаранах по озеру Селигер, Волге и малым рекам России. В этом походе ребята осваивают технологии сбора и построения плавсредств, технику гребли, обретают навыки управления байдаркой и катамараном, разведки местности, ориентирования, картографических работ. Учатся разжигать костёр и устанавливать костровое оборудование в любую погоду, грамотно разбивать палаточный лагерь, самостоятельно готовить пищу в походных условиях, включая в рацион питания и дары природы, осваивают функции дежурных, ведут дневники наблюдений, оформляют рабочие материалы по описанию маршрута, проводят фото- и видеосъёмку для подготовки отчёта по итогам похода.

Традиционный августовский поход (пеший, водно-пеший или конно-пеший) отличается повышенной сложностью. В нём принимают участие ребята, которые в течение учебного года прослушали теоретический курс «Выживание в природе», имеют опыт 1–2-дневных и многодневных походов, где они освоили различные виды и техники переправ, основы скалолазания, правила страховки и самостраховки. За несколько последних лет ребята совершили увлекательные походы на Алтай, Урал, в Саяны, Хибины, на озёра Иссык-Куль и Байкал.

В экстремально-приключенческих сборах «Игры на выживание» принимают участие вновь набранные учащиеся 9–10-х классов лицея. Примерно 260 человек в сопровождении 30 педагогов ежегодно выезжают на базу оздоровительного лагеря «Киржач» Петушинского района Владимирской области. Продолжительность сборов — 3 дня.

Эту форму летней работы лицея мы считаем чрезвычайно важной. Ежегодно мы выпускаем 10 классов и набираем новые — 5 девятых и 4 десятых. Таким образом, ученический коллектив лицея обновляется на 40%.

Экстремально-приключенческие сборы «Игры на выживание» — апробированная в лицее выездная форма работы со старшеклассниками-новичками — позволяют в комплексе решать целый ряд педагогических задач:
- адаптация ребят к новым для них условиям обучения;
- формирование основ нового коллектива класса как главного звена воспитательного процесса через коллективное творческое дело;
- включение каждого ребёнка в ученический коллектив лицея;
- выявление учащихся, обладающих организаторскими способностями — будущих лидеров ученического коллектива;
- создание условий, соответствующих доминирующим потребностям и психовозрастным особенностям подростков, корреляция их поведения;
- оздоровление детей, практическая пропаганда физической культуры и спорта, здорового образа жизни;
- подготовка новичков к будущим лицейским походам, экспедициям, соревнованиям;
- содержательное, развивающее наполнение досуга;
- знакомство педагогов (классных руководителей, психологов идр.) с новыми учащимися в неформальной обстановке, возможность установить первые контакты;
- освоение ребятами норм и правил поведения, принятых в лицее;
- поддержка и развитие традиций лицея.

Программа «Игры на выживание»

В первый день после организационных мероприятий, связанных с заездом и размещением, ребята проводят «разведку» местности и начинают подготовку к вечеру знакомства, который предполагает презентацию новых классов — выступления в стиле домашнего задания КВН. Крайне важно на этом первом для ребят лицейском вечере создать приподнятую, доброжелательную атмосферу. Тон задают учителя, по традиции открывая программу песней, посвящённой предстоящим приключениям в Киржаче. Педагоги (классные руководители, организаторы и учителя) выступают единой командой «Папанты и маманты», приветствуя новых лицеистов и, на всякий случай, напоминая им о том, что педагогическая миссия «ночного дозора» вполне выполнима. Выступление педагогов позволяет уменьшить дистанцию и снять напряжение между детьми и пока незнакомыми для них взрослыми. Даёт возможность новичкам увидеть в тех, кто будет учить их математике, физике или иному школьной предмету, людей увлечённых, способных петь, танцевать, шутить.

Каждый класс представляет, а жюри оценивает игровые названия команд, флаг, девизы или «кричалки», творческие номера. Выступления классов перемежаются экспромт-конкурсами: песенными, танцевальными, шуточными, интеллектуальными.

Завершает вечер простое, но очень эффективное игровое упражнение на сплочённость, единение — участники сборов надувают 300 разноцветных шаров, которые создают в зале приподнято-праздничное настроение и ощущение общности. После такого вечера рассчитывать на ранний отбой не приходится, да и ребятам крайне важно, вернувшись в корпуса, побыть вместе, обменяться впечатлениями и настроиться на следующий игровой день. Поэтому при подведении итогов конкурсной программы вечера знакомства педагогическое жюри вручает всем «полезные» призы — арбузы, торты и конфеты. Замечательный повод для вечерних или затягивающихся за полночь (да простят нам сторонники режима дня) посиделок.

Утро следующего дня начинается с «аэробики для всех» — зарядки на стадионе лагеря, которую под звуки динамичной музыки проводят учителя физкультуры. Сон как рукой снимает, настроение бодрое, что и требовалось получить. Пора на завтрак. Но в столовую ребят приглашают только после выполнения какого-либо коротенького задания, такого, например, как расчёт по порядку, построение по цвету волос или по именам в алфавитном порядке… Зачем это? Откроем маленький педагогический секрет: эти шуточные задания позволяют нам оценить настроение ребят, степень их усталости, характер взаимоотношений, готовность к коллективному делу.

Мы убедились, что участие психолога в этом выездном мероприятии не только уместно, но и очень полезно. Психолог, наблюдая за поведением ребят, получает информацию, которую может использовать для оперативной коррекции ситуации или для будущей работы как с коллективом, так и с отдельными учениками. А для классного руководителя выезд на сборы — это уникальный шанс узнать прежде всего человеческие качества ребёнка.

После завтрака капитаны команд, сформированных ещё в Москве, получают инструкции на день.

Программа сборов состоит из соревнований двух видов: спортивных и туристических. Половина команд до обеда участвует в спортивных соревнованиях, другая половина — в туристических, а после обеда происходит соответствующая смена.

Условия оздоровительного лагеря позволяют сделать спортивные соревнования разнообразными: волейбол, баскетбол, футбол, хоккей на траве, лёгкая атлетика, военизированная полоса препятствий, стрелковая эстафета. На каждом этапе встречаются 2 команды. Цветные манишки помогают ребятам, ещё плохо знающим друг друга, отличать на поле «своих» от «чужих». При составлении индивидуальных маршрутов команд используется принцип движения по условному кругу — по часовой и против часовой стрелки, что позволяет команде на каждом последующем этапе встречаться с новым соперником. Это даёт возможность ребятам познакомиться с учениками других классов. Продолжительность всех этапов строго синхронизирована: 15 минут на игру и 3 минуты на переход с этапа на этап. Для учителей физкультуры (судей на этапах) этот комплекс — своеобразное тестирование ребят, позволяющее оценить их физическое развитие, специальные навыки и задатки к какому-либо виду спорта.

Туристический комплекс вынесен за территорию лагеря. Лес, овраги, река создают рельеф местности, позволяющий провести оригинальные испытания. Поэтому ряд этапов или контрольных пунктов (КП) носит обучающий характер. Например, на КП «туристические узлы» судья-инструктор сначала показывает, как вяжутся «булинь» и «встречная восьмёрка», «стремя» и «австрийский проводник», объясняет, в каких случаях они применяются. После этого ребята самостоятельно выполняют задание. Тот же принцип выполнения задания по образцу используется на медицинских этапах. На первом этапе врач-инструктор, проводя краткую беседу о первой медицинской помощи, сам окажет помощь «пострадавшему»: наложит повязку «чепчик» на «травмированную» голову и забинтует «раненую» руку. А на втором этапе ребятам предстоит сдать зачёт (ах, вот зачем каждого просили привезти с собой узкий и широкий бинты!). Разбившись на пары, ребята друг другу накладывают повязки, закрепляя на практике технику бинтования. А потом… они с восторгом фотографируются. Шутники отправляют sms-сообщения маме…

Часть контрольных пунктов на маршруте связана с различными верёвочными тренингами (ах, вот для чего просили взять хлопчатобумажные перчатки!). Натянутые над землёй между стволами деревьев две параллельные верёвки — «обезьянник» — имитируют один из видов переправы. Немного сложней препятствие «маятник». В обоих случаях высота над землёй 1,5–2 метра. Это создаёт определённый психологический барьер, который ребёнку необходимо преодолеть. КП «лабиринт» представляет собой верёвочную путанку, натянутую между деревьями на разной высоте с ловушками-колокольчиками. На этом этапе успех достигается не только за счёт аккуратности и гибкости участника, но и за счёт слаженных действий команды, так как ребята преодолевают препятствие, взявшись за руки и не разрывая цепочки. На следующем КП ребятам предстоит пролезть по горизонтально натянутой волейбольной сетке. Передвигаться не так легко, как кажется на первый взгляд, но весело. Главное — кроссовки не потерять. Следующее, не самое трудное задание имитирует ситуацию спасения человека, попавшего в расщелину: ему сбрасывается верёвка, и он должен по ней подняться наверх.

Достаточно острые ощущения ожидают ребят, когда они проходят по навесной переправе «тибетский мостик» над 10-метровым оврагом. Верёвочный мост ощутимо качается!

Одни этапы расположены близко друг к другу, а до других за три минуты можно добраться лишь бегом, преодолевая «завалы» — искусственные преграды из брёвен, валежника, сучьев. Без взаимопомощи команде не обойтись.

Впереди река. На другой её берег команде предстоит переправиться на катамаране. Спасательные жилеты одеты, но вёсел нет, так как используется принцип паромной переправы с помощью натянутой над рекой верёвки… На этом этапе бывают «потери», но даже побывавший в воде не спешит сойти с дистанции.

На КП «лесопилка» многие парни (не говоря уж о девчонках) впервые берут в руки двуручную пилу, поэтому первые минуты уходят на её освоение. А потом пары, сменяя друг друга, пилят бревно на плашки. По истечении контрольного времени судья измеряет суммарный диаметр спилов.

Ещё один контрольный пункт — ориентирование на местности: необходимо взять заданный азимут, пройти определённое количество шагов, взять новый азимут, отсчитать шаги и т.д. В конце концов, команда выходит в точку, где «зарыт» клад. Если, конечно, азимуты взяты верно, если нет… Хорошо, что судья рядом, заблудиться не даст, но штраф наложит.

Эта динамичная, эмоциональная и азартная игра утомляет подростков. Поэтому после ужина запланирован вечер отдыха. Кто-то отправляется на дискотеку, которая проводится на свежем воздухе, кого-то объединяет гитара. В это же время работают оперативные редколлегии классов. Утром следующего дня боевые листки и листовки, «молнии» и экспресс-газеты, вывешенные на уличных стендах, расскажут о впечатлениях прожитого дня.

На третий день сборов игра-соревнование проходит только до обеда. Организационная схема та же: после старта команды расходятся по индивидуальным маршрутам спортивно-туристического комплекса. Спортивная часть состоит из серии эстафет «Весёлые старты» с мячами, обручами, скакалками, мешками, клюшками ипр.

Туристический комплекс в этот день дополнен игровыми элементами и больше напоминает игру «Форд Баярд». На шуточном этапе «Сороконожка» команде необходимо пройти всего 20 метров, но это очень непросто, так как на ноги ребятам надеваются «кандалы», связанные одной «цепью» (используется верёвка с петлями для ног). Помочь команде может только единая тактика передвижения и умение каждого участника подстраиваться под заданный темп. Если же тактика не выработана, коллектив не сработал, то беда небольшая — падать вместе тоже весело!

На туристическом этапе, представленном целой системой бревенчатых конструкций, ребятам необходимо пройти по бревну, закреплённому между деревьями на высоте 1,5 метра и пролезть через подвешенные над ним качающиеся автомобильные шины. После этого участнику соревнований предстоит преодолеть «бабочку» — преграду из вертикально перекрещенных толстых жердей.

На реке ребята принимают участие в катамаранном слаломе. Необходимо за контрольное время пройти между буями, создающими серию ворот. Оказывается, совсем непросто управлять катамараном, согласованно работать вёслами, но освоить эту технику многим всё-таки удаётся.

А над рекой — навесная переправа. На высоте около 15 метров натянут трос, по которому участнику команды, одетому в страховочное снаряжение, необходимо, перебирая трос руками, доползти до подвешенного над рекой свистка и подать сигнал.

Конечно, экстремальными, т.е. сопряжёнными с опасностью для жизни, подобные этапы не являются. Но они дают возможность подросткам преодолеть страх, неуверенность, проявить силу, ловкость, сноровку, продемонстрировать волю, здоровое честолюбие, самообладание. А это очень важно для самоутверждения молодых людей.

Впереди обед и сборы домой. Но до посадки в автобусы нам предстоит последний общий сбор для подведения итогов. Наступает важный момент. Пока судьи подводят последние итоги, проводится аукцион забытых или потерянных вещей «Растеряшка». Аукцион несколько поднимает настроение взгрустнувшим ребятам, им явно не хочется уезжать. По традиции каждому участнику сборов вручается футболка. На память. Для каждого класса — своего цвета.

Объявляя итоги и награждая победителей, мы следуем принципам:
- это была всего лишь игра;
- каждый участник сборов — победитель;
- главное — позитивный, оптимистический заряд, полученный ребёнком на сборах;
- призы классам-победителям должны быть командными и полезными для дальнейшей жизни в лицее (магнитофон, который пригодится для репетиций, комплект чашек для огоньков, фотоальбом для хроники жизни класса и многое другое)

(Чудов В., Винокуров Н., Кашкарова Н., Лаврушко О. Звёзды отеля? Нет, звёзды — на небе! Летние проекты лицея // Народное образование. – 2005. - №3. – С. 155-165.)

Просмотров: 6740

Зарегистрировать лагерь