Интернет-ассоциация

лагерей отдыха

«Курс молодого бойца» в белорусском полевом лагере

«Курс молодого бойца» в белорусском полевом лагере


Е. Трапезникова,
О. Юрман,
В. Бондарев,

сотрудники Республиканского центра
детско-юношеского туризма и экскурсий Республики Беларусь


В полевых лагерях можно эффективно проводить работу по патриотическому воспитанию и начальной военной подготовке школьников. Полевые лагеря не требуют больших финансовых затрат на содержание зданий и сооружений, в них практически не нужен обслуживающий персонал. Поэтому пребывание в них детей обходится в 2–3 раза дешевле, чем в стационарных.

Оборудование лагеря. Каждый отряд оборудует свой бивак самостоятельно: на 10 человек на отведённом месте устанавливают 3–4 походные палатки, под их днище настилают ветки ели, кустарника. Желательно, чтобы у каждого был поролоновый коврик или надувной матрас, палатки нужно окопать на случай дождя. Так как палаточный городок разбивается на длительный период, необходимо создать максимум удобств. Вокруг кострища можно оборудовать из брёвен скамеечки, натянуть тент над кострищем, оформить природными материалами территорию лагеря. Спальные принадлежности (спальный мешок, вкладыш или простыни, одеяла) у каждого участника свои. Кроме личной посуды в отряде должны быть котелки или вёдра.

Руководитель отряда может дополнить работу своих ребят выполнением специальных заданий экспедиции «Наш край» по направлениям: «Красная книга», «Экологическая тропа», «Живой источник».

Теоретические и практические занятия «Курса молодого бойца»

По графику каждый сводный отряд отправляется на одну из «боевых позиций»:

«Огневая подготовка» — изучение материальной части стрелкового оружия, правил ведения стрельбы, стрелковые тренировки;
«Защита от оружия массового поражения» — изучение индивидуальных средств защиты от оружия массового поражения, тренировочные занятия;
«Воздушно-десантная подготовка» — изучение десантных парашютов, занятия на воздушно-десантном комплексе, обучение правилам укладки десантных парашютов, наземная отработка элементов прыжка, тренировочные прыжки с макетов самолётов, вышек;
«Инженерная подготовка» — изучение взрывоопасных предметов и взрывчатых веществ, оборудования и приборов для обнаружения взрывоопасных предметов, изучение правил техники безопасности при обнаружении взрывоопасных предметов, устройство инженерных заграждений, тренировочные занятия по «разминированию» местности;
«Строевая подготовка» — изучение строевого устава, одиночная строевая подготовка, строевые приёмы без оружия и с оружием, размещение в пешем строю, отработка навыков прохождения в строю торжественным маршем, прохождение с песней;
«Общефизическая подготовка» — знакомство с общевойсковой полосой препятствий, отработка техники и тактики преодоления препятствий, кроссовая подготовка, отработка элементов рукопашного боя.

Развод суточного наряда производится в 18.00 часов. Инструктаж и развод проводит комендант лагеря. У дежурного и его помощника должны быть нагрудные знаки. У ребят из суточного наряда (за исключением столовой) — нарукавные повязки красного цвета.

Качество дежурства оценивает комендант лагеря по пятибалльной системе за каждое из шести вышеперечисленных мест. За дополнительные поручения руководства лагеря дежурный отряд получает поощрительные баллы — до трёх баллов.

В обязанности дежурного отряда входит также: проверка санитарного состояния лагеря, своевременная уборка мест общего пользования, обеспечение лагеря питьевой водой.

Сводный отряд, набравший больше всего баллов, получает 1-еместо.

Конкурс на лучшую организацию быта

В этом конкурсе учитываются показатели:
- оборудование лагеря: качество установки палаток, оборудование кострища, ямы для мусора, места для отрядных уголков, навесы, различные приспособления для создания уюта;
- оформление отрядного уголка: газета отряда, эмблема, боевой листок идр.;
- санитарное состояние лагеря (оценивается дважды в день дежурным отрядом).

Военно-спортивная игра «Орлёнок»

По графику каждый сводный отряд участвует в соревнованиях по программе «Орлёнка»:

- марш-бросок в район учебного полигона;
- соревнования по общефизической подготовке (бег 100 м, поднятие тяжестей, комплексное упражнение, метание гранаты на дальность);
- общевойсковая полоса препятствий;
- преодоление полосы заражённой местности;
- соревнования по стрельбе.

В каждом виде соревнований от команды района участвует по шесть человек.

Время команде за прохождение марш-броска и военизированной полосы препятствий выставляется по времени финиша последнего зачётного участника соревнований. В остальных видах соревнований итоги подводятся по наибольшей сумме набранных баллов.

Общекомандное место в игре «Орлёнок» определяется по наименьшей сумме мест, занятых командой по каждому из видов соревнований. Команда, не принявшая участие в одном из видов соревнований, получает место после команд, участвовавших во всех видах.

За каждого незачётного (не участвовавшего) участника команда получает дополнительные штрафные баллы, которые оговариваются накануне соревнований на заседании судейской коллегии.

Военизированная игра-марафон «Так начиналась война»

1-й этап — «Походный бивак»

Команда должна развести костёр, приготовить завтрак, высушить одежду, позавтракать и, тщательно убрав за собой стоянку, предъявить место «походного бивака» судье на этапе. На выполнение этого задания команде даётся контрольное время 1час. За превышение времени команде начисляются штрафные баллы (по 1 баллу за каждые 5 минут превышения контрольного времени).

Судья оценивает по пятибалльной системе: качество приготовления пищи, состояние стоянки после доклада командира отряда о готовности двигаться дальше. Место команде определяется по наибольшей сумме баллов, полученных за выполнение задания (штрафные баллы за превышение времени предварительно вычитаются).

2-й этап — «Проведение боевых действий»

на пересечённой местности (6–8 км). Маскируясь от «засад» в складках пересечённой местности на военном полигоне, ребята подбираются к «танкам противника» (макетам) и забрасывают их «гранатами» (вырезанными накануне из дерева). Судья оценивает этап по попаданию с заданного расстояния в макет — штраф по 3 балла за каждое непопадание. Затем отряд по карте двигается к месту, где расположен «склад продовольствия», который необходимо захватить, преодолев «минное поле». Для преодоления «минного поля» команде даётся миноискатель, щупы и сапёрные лопатки. «Обезвредив мины» за время не более 5 минут, команда получает доступ к «складу боеприпасов».

4-й этап — «Огневой рубеж»

Каждая команда выбирает одного «снайпера», который должен из автомата «поразить» падающую мишень на огневом рубеже.

На выполнение задания даётся 5 патронов. За каждое попадание участник получает по 1баллу. Побеждает команда, набравшая наибольшее количество баллов.

5-й этап — «Марш-бросок»

Проводится по пересечённой местности к финишу (длина маршрута не более 1 км).

На финише команда сдаёт карту и карточку-задание с подписями судей на этапах. Время выставляется отряду по финишу шести зачётных участников. Побеждает команда, имеющая лучшее время на данном этапе.

Общекомандное место - за преодоление всех этапов определяется по наименьшей сумме мест, полученных на каждом этапе. Команда, не прошедшая один из этапов, получает место после команд, прошедших всю дистанцию. Преодолевать этапы разрешается только по финишу с предыдущего этапа последнего зачётного участника. За утерю карты или карточки-задания команда снимается с последующих этапов.
В зависимости от погодных условий и местности сценарий игры «Так начиналась война» может быть изменён или дополнен другими препятствиями, о чём судейская коллегия должна предупредить команды накануне проведения.

Конкурсы «Школа патриотизма»

Каждый отряд заранее готовит и привозит в лагерь материалы по выполнению заданий экспедиции «Наш край»:

- «Боевой листок» — должен быть выполнен на половине листа ватмана. Можно использовать рассказ о своём отряде, населённом пункте, об интересных людях района, о месячнике «Эстафета патриотических дел».
Жюри учитывает: актуальность, содержание, разнообразие жанров, художественное оформление (по пятибалльной системе за каждый показатель).
- «Интервью ветерана войны» — на конкурс принимаются видео- или аудиокассеты с записью интервью ветерана. Оценивается по пятибаллльной системе: содержание, качество записи.
- «Фотоснимок» — на конкурс принимается не более четырёх фотографий патриотической тематики (формат не более 18524 — цветные и чёрно-белые снимки). На обороте каждого снимка должны быть написаны: фамилия и имя автора, школа, класс, район, название творческой работы. Оценивается по пятибалльной системе: художественная композиция, актуальность, качество изготовления.
При равной сумме мест предпочтение отдаётся команде, имеющей больше призовых мест по конкурсной программе. За неучастие в одном из видов программы «Школа патриотизма» команде начисляется по данному виду последнее место плюс три штрафных очка.

Конкурс патриотической песни
Каждый отряд представляет на конкурс по одной патриотической песне. Допускается участие в выступлении и руководителей команд. Оцениваются по пятибалльной системе: актуальность, качество исполнения, музыкальное сопровождение. За авторскую песню начисляются дополнительные баллы.

Конкурс строя и песни
Каждый отряд по жеребьёвке проходит участок 100 м в колонне по два с исполнением строевой песни. Число участников — семь человек; может участвовать и руководитель отряда. Оцениваются по пятибалльной системе: качество исполнения, порядок прохождения, внешний вид.

Конкурс на лучший дневник отряда
На первых страницах дневника необходимо оформить: название, девиз и эмблему отряда, данные о членах отряда. Ежедневно в дневник заносятся самые яркие впечатления о прошедшем дне. В дневник отряда по очереди записывают свои впечатления все члены отряда. Тексты желательно дополнять рисунками, дружескими шаржами, стихами, пожеланиями.

Дневники сдаются членам жюри за два дня до окончания смены (для подведения итогов). Оцениваются по пятибалльной системе: содержание, оформление, участие членов отряда в написании дневника.

Программа праздников и приключений

Операция «Робинзонада»
Каждый сводный отряд отправляется на свой «Необитаемый остров», где готовит шуточную полосу препятствий и посвящение в Робинзоны для команды-соперника. От каждого сводного отряда в испытаниях участвует по три человека. Остальные участники дружно болеют за свою команду. Испытания должны быть шуточными, соответствовать легенде о Робинзоне, безопасными для жизни и здоровья посвящаемых, зрелищными. Время испытаний не должно превышать 20–30минут. При оценке учитываются по пятибалльной системе: качество проводимых испытаний, оформление, комментарий-легенда.

Водный праздник «Нептун»
Праздник проводится на пляже в хорошую погоду. Для участия в представлении от каждого отряда выделяется по два человека. Их участие в представлении оценивают члены жюри. До начала представления каждый отряд показывает свой художественный подарок — небольшую шуточную сценку из жизни лагеря. А Нептун принимает решение о «мере наказания виновных».

Праздник в лесном театре
Каждый сводный отряд показывает музыкальную инсценированную сказку, можно с детективным сюжетом на темы современности. Допускается участие в выступлении и руководителей отрядов. Время представления для каждого отряда — не более 20 минут. Оцениваются по пятибалльной системе: качество представления, музыкальное сопровождение, оформление и оборудование, массовость, помощь болельщиков.

«Нам в памяти хранить простые имена»
Готовясь к участию в этом вечере, каждый сводный отряд заготавливает дрова для общего костра, факел и венки. Каждый отряд готовит небольшой рассказ (не более 5 минут) об одном из юных героев-антифашистов своего района. Затем представитель отряда зажигает свечу Памяти. Желательно привезти с собой в лагерь фотографию этого героя. В рассказе можно использовать стихотворение или песню. Жюри оценивает по пятибалльной системе: художественную композицию в целом, качество исполнения и оформления рассказа.

После выступлений всех отрядов во время факельного шествия к озеру ребята опускают на воду венки из цветов с горящими свечами Памяти. Затем в память о погибших героях объявляется минута молчания. Вечер заканчивается исполнением песен юности павших бойцов.

(Трапезникова Е., Юрман О., Бондарев В. Полевой профильный лагерь: без больших финансовых затрат // Народное образование. – 2005. - №3. – С. 193-197.)

Просмотров: 6027

Зарегистрировать лагерь