Интернет-ассоциация

лагерей отдыха

Ступени здоровья. Образовательная программа по валеологии для школьников

Оксана ПОТЕХИНА,
учитель-дефектолог
Анатолий ОВЧИННИКОВ,
директор Новомосковской специальной (коррекционной) школы-интерната для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей


В общем процессе обеспечения здоровья подрастающего поколения одна из главных ролей принадлежит образованию.

Образовательная программа по валеологии «Ступени здоровья» предназначена для формирования у воспитанников школы-интерната для детей-сирот здорового образа жизни. Она разработана в рамках проекта «Мой светлый дом — школа здоровья» и нацелена на решение следующих задач:
• помочь детям и подросткам познать свой организм и научиться поддерживать его в здоровом состоянии;
• научить воспитанников валеологически и экологически грамотно ориентироваться в окружающих природной среде и социальном пространстве;
• привить учащимся стремление соблюдать правила личной и общественной гигиены;
• воспитывать у школьников сознательную потребность в здоровом образе жизни;
• пропагандировать физическую активность;
• сформировать мотивационные основы к дальнейшему сохранению собственного здоровья.

Программа состоит из трёх ступеней школьного образования: 1–4, 5–7 и 8–9 классы школы VII вида. Каждая ступень включает интегрированный курс валеологии, в рамках которого решаются учебно-воспитательные и развивающие задачи, обусловленные потребностями детей определённого возраста.

Первая ступень: 1–4 классы

Задачи курса:
1. Формирование у детей мотивационных основ познания самого себя, своего организма и окружающего пространства.
2. Привитие санитарно-гигиенических навыков.
3. Изучение основ безопасной жизнедеятельности.
4. Обеспечение эффективного физического и психического развития.
5. Формирование основ нравственно-психологического компонента здорового образа жизни.
6. Осуществление физического воспитания.

Особенности преподавания курса
Изучение программного материала начинается с 1 класса на доступном младшим школьникам уровне, преимущественно в виде учебных игр и в процессе творческой деятельности. Кроме того, каждый отдельный раздел курса включает в себя дополнительные виды деятельности:
• чтение стихов, сказок, рассказов;
• постановка драматических сценок, спектаклей;
• прослушивание песен и стихов;
• разучивание и исполнение песен;
• организация подвижных игр;
• выполнение физических упражнений, упражнений на релаксацию, концентрацию внимания, развитие воображения;
• осуществление точечного профилактического массажа.

Организация учебных занятий предполагает, что любой урок валеологии для детей должен стать уроком радости, открывающий каждому ребёнку его собственную индивидуальность и резервные возможности организма, которые обеспечивают повышение уровней работоспособности и адаптивности.

Он не должен быть уроком «заучивания», на котором вместо достижения оздоровительного эффекта создаётся только дополнительная нагрузка. Каждый урок здоровья должен стать настоящим уроком «здравотворчества».

В результате усвоения программы первой ступени учащиеся должны уметь:
• выполнять санитарно-гигиенические требования: соблюдать личную гигиену и осуществлять гигиенические процедуры в течение дня.

Учащиеся должны знать:
• факторы, влияющие на здоровье человека;
• причины наиболее распространённых болезней;
• причины возникновения травм и правила оказания первой помощи;
• виды закаливания (пребывание на свежем воздухе, обливание, обтирание, солнечные ванны) и правила закаливания организма; влияние закаливания на физическое состояние и укрепление здоровья человека;
• о пользе физических упражнений для гармоничного развития человека;
• основные формы физических занятий и виды физических упражнений.

Вторая ступень: 5–7 классы

Задачи курса:
1. Обеспечение эффективного физического и психического развития.
2. Формирование мотивации здорового образа жизни.
3. Воспитание в подростках сознательной потребности в здоровье и в здоровом образе жизни.
4. Обучение воспитанников методам самопознания, самоконтроля и программирования собственной деятельности по укреплению здоровья.
5. Формирование индивидуального способа физического самосовершенствования, психорегуляции и полового поведения.
6. Изучение особенностей безопасной жизнедеятельности.
7. Развитие нравственно-психологического компонента здорового образа жизни.
8. Осуществление физического воспитания.

Особенности преподавания курса

В работе с учащимися 5–7 классов используется постановка доступных задач, проблемных вопросов, максимально затрагивающих интересы ребёнка — с последующим выбором альтернативных решений.

Главная задача педагога — формирование субъектности позиции учащегося: создание в классе такой среды, в рамках которой становятся возможными самопознание, самосовершенствование подростка и выработка им индивидуального способа жизнедеятельности.

Проблемный анализ предлагаемого учебного материала сопровождается сообщением научных фактов или официальных статистических данных, ранее недоступных школьникам. Предполагается систематическое использование на занятиях приёмов и средств народной педагогики, цитирование суждений и высказываний учёных, заслуженных спортсменов, выдающихся личностей. В процессе занятий приводятся не только негативные примеры, но и, главным образом, позитивные.

Оценка результата принятого учащимся решения не остаётся исключительно прерогативой учителя. Детальный разбор предложенных ситуаций, групповой и индивидуальный анализ возможных результатов и в конечном итоге — самооценка способствуют повышению персональной активности в принятии трудных решений. При оценивании достижений ученика важна не формальная констатация уровня знаний, а выявление желания и готовности следовать валеологически целесообразным моделям поведения. В отдельных случаях допускается использование системы поощрений, но она не должна стимулировать соревновательный или конкурентный характер поведения.

В результате усвоения программы второй ступени учащиеся должны уметь:
• осмысливать предлагаемый к изучению теоретический материал и выражать свои суждения по рассматриваемым проблемам;
• программировать собственную деятельность по укреплению здоровья;
• практически осуществлять здоровый образ жизни (утренняя гимнастика, участие в спортивных секциях, физические упражнения и т.п.).

Учащиеся должны знать:
• правила дыхания во время физкультурно-оздоровительных занятий;
• системы органов человека и их основные функции;
• основы функционирования нервной системы, причины нарушения психологического равновесия и способы саморегуляции;
• питательные вещества, витамины и микроэлементы, необходимые для осуществления жизнедеятельности;
• вредные для организма вещества.

Третья ступень: 8–9 классы

Задачи курса:
1. Формирование у школьников валеологически обоснованного, здорового образа жизни.
2. Обучение юношей и девушек основным методам валеологических исследований.
3. Помощь в овладении необходимыми знаниями по предупреждению и способами лечения болезней, навыками доврачебной помощи.
4. Подготовка выпускников к семейной жизни и воспитанию детей.
5. Развитие нравственно-психологического компонента здорового образа жизни.
6. Осуществление физического воспитания и самосовершенствования.

Особенности преподавания курса

Главная педагогическая задача на данном этапе валеологического образования школьников состоит в том, чтобы помочь учащимся старших классов познать самих себя, окружающий мир, понять, что фундамент жизненного пути закладывается в юности, а поэтому — задуматься об уважительном отношении к своей личности, своему организму и своему здоровью. Учитель должен заложить валеологические основы семейного воспитания, облегчить подготовку выпускников к самостоятельной жизни.

Облегчить усвоение программы на третьей ступени поможет использование разнообразных практических, научных и научно-популярных материалов, позволяющих дать обоснованные и исчерпывающие ответы на волнующие старшеклассников вопросы. При проведении занятий рекомендуется использовать такие формы фронтальной работы, как дискуссии, практические семинары, деловые игры. Большое внимание учитель должен уделять организации самостоятельной работы учащихся — как на уроке, так и в процессе домашней подготовки.

Процесс физического совершенствования и развития на данном этапе осуществляется средствами как общефизической подготовки, так и спортивных упражнений. Вид и характер соответствующих занятий зависят от особенностей потребностно-мотивационной сферы юношей и девушек. Главное содержание таких занятий, наряду с практическим компонентом, составляет формирование знаний о собственных потребностях физического и психического развития, а также овладение теоретическими сведениями и методиками самосовершенствования.

В результате усвоения программы третьей ступени учащиеся должны уметь:
• проявлять интерес и осуществлять исследовательскую деятельность в области валеологии на доступном учащимся уровне;
• соблюдать правила безопасности в процессе учебной, бытовой деятельности, а также при проведении физкультурно-оздоровительных занятий;
• сознательно осуществлять здоровый образ жизни, грамотно управлять им, а при необходимости — корректировать;
• адаптироваться к негативным факторам в непривычных жизненных ситуациях;
• валеологически грамотно организовывать бытовую и семейную стороны жизни;
• самостоятельно планировать и заниматься социально и личностно значимыми видами досуговой деятельности;
• регулировать своё поведение в области половых отношений.

Учащиеся должны знать:
• механизмы влияния разнообразных факторов на укрепление здоровья и развитие физических способностей человека;
• способы регулирования собственного здоровья;
• подходы к использованию личностных физических возможностей для сохранения здоровья, обеспечения собственных интересов;
• правила мобилизации внутренних ресурсов для достижения поставленных целей;
• валеологические особенности семейных взаимоотношений;
• основы здорового питания;
• правила полового поведения и основы половой гигиены.

Просмотров: 10083

Зарегистрировать лагерь