Интернет-ассоциация

лагерей отдыха

Московский студенческий педагогический отряд

Любовь ШАЛАМОВА,
заместитель директора Института молодёжной политики и социальных технологий «МАТИ» — РГТУ им. К.Э. Циолковского, кандидат социологических наук;

Андрей ХОВРИН,
проректор по капитальному строительству и социальным вопросам «МАТИ» — РГТУ им. К.Э. Циолковского


Студенческие годы — время взросления и самоопределения, приобретения профессиональных знаний, выбора жизненного пути. Однако для воспитания молодого человека, способного к саморазвитию, самообразованию, обладающего чёткой гражданской позицией, возможностей одного учебного процесса явно недостаточно. Необходимо активное практическое участие студенческой молодёжи в различных формах социально значимой и социально полезной деятельности.

Одна из таких форм — студенческие педагогические отряды. Их прообразом были вожатские коллективы лагерей-спутников для детей сельских тружеников при отрядах различного и, в первую очередь, строительного профиля. Лагеря-спутники создавались двух типов: профильные (культурно-массовые, военно-патриотические, спортивные, учебные, трудовые) и комплексные. Студенты, желающие работать вожатыми в этих лагерях, проходили предварительную профессиональную подготовку. Уже в семидесятые годы лагерей-спутников насчитывалось несколько десятков тысяч.

Принято считать, что история движения педагогических отрядов начинается с 1971 года, когда появились первый Экспериментальный студенческий педагогический отряд Московского государственного педагогического института им. В.И. Ленина, который приступил к работе в клубе по месту жительства в московском микрорайоне Лужники, и педагогический отряд Челябинского государственного педагогического университета «Луч». Инициативу поддержали студенты Волгограда, Казани, Баку, Горького и других городов. И в середине восьмидесятых годов в движении педагогических отрядов участвовало уже более 60 000 студентов.

В наши дни педагогические отряды составляют более 40% от общего числа действующих отрядов. При этом они занимают одно из ведущих мест в системе кадрового обеспечения педагогических коллективов детских оздоровительных учреждений. Одно из важнейших направлений их деятельности — работа со школьниками по формированию и обучению активов старшеклассников, развитию детского и молодёжного движения. Кроме того, они активно реализуют программы по работе с социально неблагополучными детьми, сиротами, инвалидами и престарелыми людьми.

Комплектование студенческих педагогических отрядов сегодня осуществляется на основе двух ведущих подходов:
а) традиционный — формирование отрядов в образовательных учреждениях педагогического профиля для прохождения студентами летней педагогической практики на базе детских оздоровительных центров;
б) формирование отрядов из числа студентов вузов непедагогического профиля для социально-педагогической работы с детьми по месту жительства, в детских и подростковых клубах, специализированных детских учреждениях (школах-интернатах, социальных приютах, детских домах), а также для работы вожатыми в детских оздоровительных лагерях.

Информация о том, что базовый вуз аэрокосмической отрасли «МАТИ» — Российский государственный технологический университет им. К.Э. Циолковского является координатором движения студенческих педагогических отрядов в России, как правило, вызывает удивление. А объясняется это тем, что в МАТИ, наряду с организацией учебного процесса, большое внимание всегда уделялось воспитанию будущего специалиста, созданию комплекса необходимых условий для его личностного и социального развития.

В связи с определёнными достижениями университета в этом направлении Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации в 1997 году на базе МАТИ был создан Межвузовский центр гуманитарного образования по проблемам развития личности студентов (МЦРЛС).

Ведущим направлением деятельности центра стало дополнительное профессиональное обучение студентов и специалистов, работающих с молодёжью, для чего разработана соответствующая методическая и нормативно-правовая база. А в 1998 году была разработана программа «Активизация социальной роли студенчества в регионе», которая впоследствии переросла в городскую программу «Московский студенческий педагогический отряд» (программа «МСПО»).

Организаторы программы «МСПО»:
— Комитет по делам семьи и молодёжи Правительства Москвы;
— Московская федерация профсоюзов;
— Совет профсоюза работников образования и науки города Москвы;
— Комитет общественных связей Правительства Москвы;
— Комитет региональных связей и национальной политики Правительства Москвы;
— «МАТИ» — Российский государственный технологический университет им. К.Э. Циолковского.

Московский студенческий педагогический отряд работает под девизом, которым стали слова замечательной детской песни:

Иди за солнцем следом,
Хоть этот путь неведом.
Иди, мой друг, всегда иди
Дорогою добра!


Скачать mp3: detskie_pesni_-_dorogoiu_dobra.mp3 [3,29 Mb] (cкачиваний: 455)

Отличительная черта деятельности МСПО — тщательная методическая обоснованность всех проводимых мероприятий.

При организации любого дела участники студенческого отряда оценивают его эффективность по разработанным критериям, основу которых составляют четыре компонента:
— содержательный;
— эмоциональный;
— физиологический;
— этический.

«Каждое дело должно быть не только творческим, но и направленным на интеллектуальное, нравственное и физическое развитие ребёнка. При проведении спортивных соревнований, всевозможных конкурсных программ и других творческих дел, в ходе которых происходит сопоставление способностей и возможностей детей, вожатый стремится научить ребёнка сравнивать полученные результаты со своими предыдущими достижениями, радоваться собственному росту. «Может быть, в чём-то ты уступаешь другим, но себя вчерашнего превзошёл. Это твоя самая главная победа!» Такой воспитательной установкой руководствуются все члены МСПО.

Участники Московского студенческого педагогического отряда — студенты не только МАТИ, но и других вузов Москвы. Ребята работают в двух режимах: сезонном и круглогодичном.

Работу в круглогодичном режиме осуществляют 11 линейных студенческих педагогических отрядов, у каждого из которых свой командир, фиксированный состав и конкретный план работы:

• Отряд «Школьник» — организует работу кружков дополнительного образования, обучает актив ученического самоуправления общеобразовательных школ, формирует школьные «советы дела» и оказывает им помощь в проведении различных мероприятий, проводит занятия для учащихся 7–9-х классов по программе «Школа социального развития»;
• Отряд «Крылья» — осуществляет круглогодичную социально- педагогическую работу с воспитанниками детских домов и школ-интернатов;
• Отряд «Аниматор» — периодически организует игровые программы по заявкам общеобразовательных школ и специализированных детских учреждений;
• Отряд «Настроение» — организует и проводит концертные программы в госпиталях и детских санаториях;
• Отряд «Тушино» — совместно с Управой района «Южное Тушино» организует обучение районного актива самоуправления (образовательная программа «КЛАСС»);
• Отряд «Команда Ди-джей» — осуществляет музыкальное и техническое сопровождение всех проводимых МСПО мероприятий, организует и проводит уникальные шоу-программы и вечера отдыха для детей и молодёжи;
• Отряд «Социолог» — собирает и обрабатывает разнообразную социологическую информацию, которая лежит в основе разработки новых направлений деятельности МСПО;
• Отряд «Школа студенческого актива» — организует обучение лидерского студенческого актива, принимает участие в обучении актива старшеклассников;
• Отряд «Турист» — организует туристические походы в общеобразовательных школах, принимает участие в организации сюжетно-ролевых игр по заявкам детских оздоровительных центров;
• Отряд «Методист» — разрабатывает методические пособия, игровые программы, сценарии и другие материалы, необходимые для работы членов отряда;
• Отряд «Оформитель» — обеспечивает художественное оформление, видео- и фотосъёмку мероприятий отряда.

Деятельность отряда в сезонном режиме — напряжённая и разнообразная. Это и работа вожатыми в детских оздоровительных центрах, объединениях молодёжи в летних трудовых лагерях, которые организует Московский центр труда и занятости молодёжи «Перспектива», и сопровождение юных москвичей в детские оздоровительные центры, расположенные на Азово-Черноморском побережье, и многое другое.

Мастерство, как известно, не приходит само. Интересной и творческой работе студентов в лагере предшествует серьёзная образовательная подготовка в Школе молодого вожатого.

Нами разработана профессиограмма вожатого, которая складывается из ряда модулей. В основе каждого модуля лежит объективно необходимая профессиональная задача. В отличие от уже разработанных профессиограмм (Ульяновский педагогический университет им. И.Н. Ульянова, Таганрогский государственный педагогический институт, Всероссийский детский центр «Орлёнок» и др.) наш вариант включает задачи, связанные не только с практической деятельностью вожатого по организации детского досуга, но и с развитием способности эффективно взаимодействовать с членами педагогического коллектива, проявлять педагогическое творчество и т.д.

Каждый модуль состоит из компонентов, необходимых для реализации поставленной профессиональной задачи:
• профессиональные знания;
• профессиональные умения и навыки;
• психологические знания;
• личностные качества, необходимые для выполнения профессиональной задачи;
• личностные качества, которые мешают выполнению профессиональной задачи.

На этой основе разрабатываются тематические планы и программы учебных курсов по подготовке вожатых.

Всего модулей двенадцать. Они связаны с решением следующих основных профессиональных задач:
— обеспечение безопасности ребёнка;
— создание условий для физической и психологической реабилитации детей;
— осознание предназначения деятельности вожатого;
— создание благоприятного психологического климата;
— создание условий для творческого развития личности ребёнка во время отдыха;
— создание условий для физического развития ребёнка;
— управление деятельностью детского коллектива;
— сотрудничество с членами педагогического коллектива, вследствие которого он становится участником совместной профессиональной деятельности;
— выявление (формирование) индивидуального стиля профессиональной деятельности;
— реализация личностного подхода в работе с детьми;
— осуществление педагогического творчества;
— обеспечение профессионального и личностного роста.

Московский студенческий педагогический отряд состоит из учащихся непедагогических вузов, поэтому особое значение мы придаём психолого-педагогическим основам работы с детьми, инновационным методам и формам организации детского отдыха.

Образовательная подготовка участников МСПО осуществляется на трёх уровнях.

1-й уровень

Образуют школы (Школа молодого вожатого, Школа организатора-воспитателя трудовых объединений молодёжи, Школа организаторов досуговой деятельности детей по месту учёбы или жительства), обучение в которых по выбору должны пройти все члены педагогического отряда. Обучению на этой степени предшествует комплексное тестирование, которое выявляет уровень профессиональных знаний, мотивы деятельности, способности и интересы студентов. По результатам тестирования формируются учебные группы. Для каждой группы составляется индивидуальный график занятий, который, наряду с традиционными лекциями и семинарами, включает такие формы, как мастер-классы, творческие лаборатории, сюжетно-ролевые игры. Используются дискуссионные формы проведения занятий.

За каждой учебной группой закрепляется куратор — член Клуба вожатского мастерства, который, наряду с преподавателем, контролирует усвоение материала, адекватность его понимания и оказывает студентам необходимую помощь. Психологическую и методическую помощь студентам оказывают также методисты МЦРЛС. Это первичный уровень подготовки, который заканчивается участием слушателей в четырёхдневных выездных учебно-инструктивных сборах (УИС).

Завершающий этап программы сборов — аттестация: индивидуальный и коллективный зачёт. После прохождения аттестации члены отряда допускаются к самостоятельной работе с детьми.

В конце летнего оздоровительного сезона студенты собираются на учебно- методологический семинар, главная цель которого — выявление мнений участников отряда о соответствии уровня подготовки в школах 1-го уровня задачам практической деятельности. На основании полученных данных вносятся необходимые коррективы в образовательные программы.

2-й уровень подготовки:

Участие в работе Клуба вожатского мастерства (образовательная программа «Клуб московский вожатый»). На этом уровне обучаются наиболее заинтересованные и опытные члены отряда. В Клубе вожатского мастерства созданы условия для творческого развития уже полученных умений и навыков, расширения объёма профессиональных знаний, освоения инновационных технологий деятельности. Наиболее способные члены клуба продолжают обучение в Школе инструкторов. Здесь студенты овладевают навыками групповой работы, ведения лекционных и практических занятий в школах 1-го уровня подготовки, в которых они работают наряду с высококвалифицированными специалистами, осваивают приёмы методического анализа, психологической диагностики обучающихся и т.д.

3-й уровень обучения:

Завершает систему подготовки 3-й уровень обучения, который даёт возможность студентам МАТИ освоить дополнительную квалификацию «Преподаватель».

Учебный план на этой ступени разработан в соответствии с Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню профессиональной подготовки выпускника для дополнительной квалификации «Преподаватель», утверждёнными приказом Минобразования России № 2400 от 03.08.2000 г. «О присвоении дополнительной квалификации педагогического профиля выпускникам вузов по специальностям высшего образования».

Студенты занимаются шесть учебных семестров в свободное от основной учёбы время.

Обучение участников Московского студенческого педагогического отряда осуществляют Штаб программы «МСПО», Межвузовский центр гуманитарного образования по проблемам развития личности студентов и Профсоюзный комитет студентов и аспирантов МАТИ.

Штаб программы выполняет следующие функции:
1. Разрабатывает концептуальные основы деятельности МСПО.
2. Осуществляет общее руководство структурными подразделениями Московского студенческого педагогического отряда по обеспечению реализации программы «МСПО».
3. Координирует действия заинтересованных органов государственного и муниципального управления, взаимодействующих между собой в ходе реализации программы «МСПО».
4. Обеспечивает взаимодействие с общественными формированиями Москвы и регионов России, действующими в сфере отдыха и оздоровления детей.
5. Разрабатывает механизмы финансирования программы «МСПО», ресурсное и финансовое обеспечение деятельности Московского студенческого педагогического отряда, в том числе и образовательной подготовки его участников.
6. Разрабатывает механизмы социального партнёрства МСПО с профильными органами государственного и/или муниципального управления, потребителями социально-педагогических услуг, оказываемых отрядом.

В компетенцию Межвузовского центра гуманитарного образования по проблемам развития личности студентов входит:
1. Анализ функционирования образовательных структур программы «МСПО» и разработка программы совершенствования их деятельности.
2. Разработка учебно-тематических планов и рабочих учебных программ подготовки членов МСПО на различных уровнях дополнительного образования.
3. Изучение опыта деятельности и особенностей организации образовательной подготовки региональных и межрегиональных общественных формирований, задействованных в сфере социально-педагогической работы с детьми.
4. Контроль за соответствием учебно-тематических планов и учебных программ требованиям стандартов дополнительного профессионального образования.
5. Обобщение опыта работы структурных подразделений МСПО.
6. Разработка научно-методической литературы по направлениям деятельности МСПО.
7. Формирование информационного банка данных по направлениям деятельности МСПО.
8. Социально-педагогическое и методическое сопровождение деятельности членов МСПО.
9. Методическая и организационная помощь участникам МСПО в разработке программ деятельности, сценариев, планов работы и т.д.
10. Разработка инструментария для диагностирования членов МСПО, оценки результатов деятельности МСПО.

Функции профсоюзного комитета студентов и аспирантов МАТИ:
1. Привлекает в МСПО студентов московских вузов, склонных к социально-педагогической деятельности и готовых к прохождению дополнительной психолого-педагогической подготовки.
2. Формирует банк данных о потребностях детских оздоровительных центров и других учреждений по работе с детьми в привлечении кадров МСПО.
3. Содействует практической деятельности МСПО в круглогодичном режиме.

Об эффективности системы образовательной подготовки участников Московского студенческого педагогического отряда говорят данные социологических опросов, осуществлённых Межвузовским центром гуманитарного образования по проблемам развития личности студентов. В них приняли участие более 1000 человек. Все они отметили положительное влияние образовательной подготовки на их личностный рост, эрудицию, развитие творческих способностей.

Можно с уверенностью сказать, что социальный заказ на деятельность студенческих педагогических отрядов неуклонно возрастает. А студенческие годы участников педагогического отряда наполнены увлекательными делами, творчеством, созиданием и продуктивным взаимодействием.

ПРОГРАММА УЧЕБНОГО КУРСА «ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАБОТЫ ВОЖАТОГО В ДЕТСКОМ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМ ЦЕНТРЕ (ДОЦ)»

Введение

Учебная программа разработана для Школы молодого вожатого, функционирующей в рамках программы «Московский студенческий педагогический отряд».

Цель учебного курса — освоение студентами высших учебных заведений психолого-педагогических знаний и приобретение практических навыков, необходимых для работы вожатыми в детских оздоровительных центрах (лагерях).

Первый раздел включает положения законодательных и нормативных актов, других документов, регламентирующих работу по организации отдыха и оздоровления детей, определяющих правовой и социальный статус вожатого, его должностные обязанности и права, а также права детей.

Второй раздел знакомит обучающихся с особенностями психолого-педагогической работы с детьми, в том числе спецификой развития личности ребёнка, детскими возрастными особенностями, закономерностями становления детского коллектива, проблемами межличностного общения, возникновением и преодолением межличностных и групповых конфликтов, эмоциональными состояниями детской психики. Содержание этого раздела предусматривает освоение студентами практических навыков работы с детьми.

Раздел «Методические и управленческие основы деятельности вожатого» предназначен для формирования у слушателей основных знаний и навыков по управлению детским коллективом и собственной деятельностью. Сориентирован на практическое освоение методик организации режима дня ДОЦ, коллективных творческих дел, спортивных мероприятий, а также выработки навыков действий в экстремальных ситуациях.

Основные формы занятий: традиционные (лекции, семинары, практикумы), творческие мастерские, мастер-классы, организационно-деятельностные и сюжетно-ролевые игры.

Учебный курс завершается 4-дневными учебно-инструктивными сборами, в ходе которых будущие вожатые проходят итоговую аттестацию в форме индивидуального зачёта.

Общий объём учебной нагрузки по программе курса «Теоретические и методические основы работы вожатого в детском оздоровительном центре» составляет 117 академических часов.

Учебно-тематический план

1. Нормативно-правовые основы деятельности вожатого ДОЦ

1.1. Нормативно-правовые акты в сфере организации отдыха
и оздоровления детей. Правовые основы деятельности вожатого.

1.2. Медико-санитарное обеспечение отдыха и оздоровления детей
в загородном детском оздоровительном центре.

2. Психолого-педагогические основы деятельности вожатого

2.1. Воспитательная система детского оздоровительного центра.

2.2. Особенности возрастного развития детей.

2.3. Проблемы психосексуальных взаимоотношений
в условиях закрытого коллектива ДОЦ.

2.4. Особенности формирования временного детского коллектива
в условиях ДОЦ.

2.5. Конфликты в условиях детского оздоровительного центра
и стратегии выхода из них.

2.6. Экстремальные ситуации в ДОЦ.
Особенности действия вожатого в экстремальной ситуации.

3. Методические и управленческие основы работы вожатого в ДОЦ

3.1. Характеристика комплексной организации смены
детского оздоровительного центра:
организационный, основной и заключительный периоды.

3.2. Управленческие аспекты деятельности вожатого.

3.3. Принципы и методики планирования работы вожатого в ДОЦ.

3.4. Методика разработки сценарного плана творческого мероприятия.

3.5. Методика организации и проведения
отрядных коллективных творческих дел.

3.6. Игра как вид деятельности и метод воспитания личности ребёнка.
Игровой практикум.

3.7. Особенности работы вожатого в отрядах
младшего, среднего, старшего возраста и разновозрастных отрядах.

3.8. Методика организации режимных моментов
в детских оздоровительных центрах.

3.9. Методы и формы работы вожатого с отрядом в условиях плохой погоды.

3.10. Методика организации и проведения
спортивных мероприятий и игр на местности.

3.11. Методика организации работы кружков
прикладного и технического творчества в условиях ДОЦ.

3.12. Методика оформления отрядных уголков
и работа отрядных средств массовой информации.

3.13. Методика оказания первой медицинской помощи детям
в условиях ДОЦ.

Аудиторные занятия рассчитаны на 79 часов (из них 35 часов лекций и 44 часа практических занятий).

Содержание программы

1. Нормативно-правовые основы деятельности вожатого ДОЦ

1.1. Нормативно-правовые акты в сфере организации отдыха и оздоровления детей. Правовые основы деятельности вожатого (лекция — 3 ч).

Обзор действующего законодательства в сфере организации отдыха и оздоровления детей. Конвенция ООН о правах ребёнка и другие правовые акты, обеспечивающие физическое, интеллектуальное, нравственное и социальное развитие ребёнка. Правовое обеспечение жизнедеятельности и развития ребёнка в ДОЦ.

Сфера профессиональной деятельности вожатого. Квалификационные требования, предъявляемые к вожатому. Особенности трудового законодательства применительно к работе вожатого. Система оплаты труда вожатых. Система должностного подчинения ДОЦ.

1.2. Медико-санитарное обеспечение отдыха и оздоровления детей в загородном ДОЦ (лекция — 3 ч).

Понятие «Санитарно-гигиенические нормы и правила». Требования к вожатому по обеспечению контроля за соблюдением детьми правил личной гигиены. Санитарно-гигиенические требования (СГТ) к состоянию:
— жилых помещений;
— санузлов;
— отрядных мест;
— игровых и «кружковых» комнат;
— водоёмов и бассейнов.

Требования к форме одежды детей при различных погодных условиях.

СГТ к организации спортивных, туристических, культурно-массовых мероприятий и игр.

СГТ к личной гигиене вожатого.

Медико-санитарное обеспечение отдыха и оздоровления детей в загородном детском оздоровительном центре.


2. Психолого-педагогические основы деятельности вожатого

2.1. Воспитательная система детского оздоровительного центра (лекция — 2 ч)

Сущность воспитания. Цели воспитания. Модель процесса воспитания. Виды воспитания. Методы воспитания. Воспитательная система ДОЦ. Специфика формирования воспитательной системы ДОЦ.

Проектирование воспитательной системы ДОЦ (организационно-деятельностная игра — 2 ч).

2.2. Особенности возрастного развития детей (лекция — 3 ч).

Периодизация возрастного развития, ведущий тип деятельности, тип общения детей в различные временные периоды. Их описание.

Младший школьный возраст:
— общая характеристика возраста;
— особенности физиологического развития детей младшего школьного возраста;
— нормы физических нагрузок;
— центральные новообразования у детей в этом возрасте;
— взаимоотношения младших школьников между собой и со взрослыми;
— сфера интересов младших школьников;
— особенности проявления эмоций.

Подростковый возраст:
— общая характеристика возраста;
— особенности физиологического развития и нормы физических нагрузок;
— сферы интересов подростков;
— развитие и укрепление чувства взрослости;
— противоречия взросления;
— самоидентификация;
— самооценка внешности, физического «Я»;
— взаимоотношения со сверстниками;
— ценностный конфликт;
— кризис независимости (влияние на отношения со сверстниками и взрослыми);
— особенности пубертатного периода.

Ранняя юность:
— общая характеристика возраста;
— формирование Я-концепции;
— проблема нравственного выбора;
— юношеская сексуальность;
— особенности отношений со сверстниками, младшими детьми и взрослыми;
— сфера интересов;
— жизненные цели.

2.3. Проблемы психосексуальных взаимоотношений в условиях закрытого детского коллектива ДОЦ (лекция — 3 ч)

Понятие «закрытый детский коллектив». Особенности сексуального развития детей в различные возрастные периоды. Их влияние на специфику детских взаимоотношений. Конфликты на почве влюблённости. Нестандартные ситуации и специфика действий вожатого в них.

2.4. Особенности формирования временного детского коллектива в условиях ДОЦ (лекция — 3 ч)

Понятия «коллектив», «группа», «временный коллектив». Особенности формирования временного детского коллектива детского оздоровительного центра. Основные концепции развития детского коллектива. Социально-психологические процессы в первично-организованной группе: адаптация, коммуникация, идентификация, интеграция. Социально-психологические законы формирования межличностных отношений. Закономерности развития группы. Особенности каждого этапа развития группы и действий вожатого.

2.5. Конфликты в условиях детского оздоровительного центра и стратегии выхода из них (практическое занятие — 3 ч)

Понятие «конфликт». Структура и динамика конфликта. Способы разрешения конфликта. Диагностика конфликтности.

2.5. Экстремальные ситуации в ДОЦ. Особенности действия вожатого в экстремальной ситуации (практическое занятие — 3 ч).

Понятие «экстремальная ситуация». Особенности поведения людей, обладающих различными темпераментами, в экстремальных ситуациях. Виды экстремальных ситуаций и порядок действий вожатого при их наступлении:
• пожар;
• гроза, ураган;
• дорожно-транспортное происшествие;
• ЧП во время купания;
• потеря ребёнка во время прогулки;
• несанкционированное отсутствие ребёнка в отряде;
• конфликт с местной молодёжью.

3. Методические и управленческие основы работы вожатого в ДОЦ

3.1. Характеристика комплексной организации смены детского оздоровительного центра: организационный, основной, заключительный периоды (лекция — 3 ч).

Логика развития лагерной смены. Динамика задач деятельности вожатого в процессе развития лагерной смены.

1. Организационный период:
— понятие «организационный период»;
— основные задачи деятельности вожатого в организационный период;
— действия вожатого перед заездом детей в лагерь;
— особенности организации заезда;
— первый день в лагере;
— факторы обеспечения эффективности оргпериода;
— содержание основных дел оргпериода.

2. Основной период:
— понятие «основной период»;
— задачи вожатого в основном периоде;
— требования к организации жизни детей в отряде;
— виды и алгоритмы ключевых дел смены;
— отрядный «огонёк»;
— организация спортивных мероприятий;
— творческие конкурсы;
— дни рождения и т.д.

3. Заключительный период:
— понятие «заключительный период»;
— задачи деятельности вожатого в заключительном периоде;
— особенности заключительного периода;
— действия вожатого в предпоследний и последний дни смены;
— организация отъезда детей.

3.2. Управленческие аспекты деятельности вожатого (лекция — 3 ч)

Принципы планирования. Понятия «деятельность», «управление», «объект управления», «субъект управления», «цель», «задача». Основные управленческие функции в деятельности вожатого: планирование, организация, руководство, мотивация, контроль. Стадии развития рабочей группы и стили руководства. Методы организации «обратной связи».

3.3. Принципы и методики планирования работы вожатого в ДОЦ (лекция — 3 ч)

Понятия «программа», «план». Виды планов, используемые в работе вожатого. Отрядный план-сетка. Основные ограничения, влияющие на составление плана-сетки. Форма плана-сетки. Приёмы оформления плана-сетки. Личный план вожатого. Обоснование необходимости разработки личного плана вожатого. Форма плана, его особенности. Анализ итогов дня и проблемных ситуаций.

3.4. Методика разработки сценарного плана творческого мероприятия (практическое занятие — 3 ч)

Понятие «сценарный план». Форма сценарного плана. Режиссура мероприятий:
— определение темы;
— художественная идея и её развитие;
— образное решение идеи;
— пути воплощения режиссёрского замысла.

Факторы, влияющие на реализацию режиссёрского замысла.

Структура сценария:
— завязка действия;
— развитие действия;
— кульминация;
— финал.

Организационное обеспечение мероприятия.

Выполнение группового задания «Разработка сценарного плана и плана организационного обеспечения мероприятия» (по выбору):
— «Город мастеров»;
— «Фестиваль цветов»;
— «Ярмарка»;
— «День аномальных явлений»;
— «Академия весёлых наук».

3.5. Методика организации и проведения отрядных коллективных творческих дел (практическое занятие — 3 ч)

Понятие «коллективное творческое дело (КТД)» и особенности его организации. Виды отрядных КТД. Цели отрядных КТД. Основные этапы подготовки КТД:
— планирование КТД;
— пропаганда идеи среди участников;
— поддержание интереса, энтузиазма в процессе осуществления КТД;
— подведение итогов;
— «обратная связь».

3.6. Игра как вид деятельности и метод воспитания личности ребёнка (лекция — 3 ч)

Понятие «игра». Роль игры в развитии личности ребёнка:
• игра как средство общения;
• игра как средство развития воображения;
• игра как средство развития волевой сферы;
• игра как средство познания;
• игра как средство развития творческих способностей.

Правила организации игр. Требования к организации игр.

Игровой практикум — 15 часов.

Виды игр и особенности их проведения:
а) массовые игры:
— «кричалки»;
— игры на внимание и координацию;
— игры, воздействующие на эмоциональный настрой;
— спортивные игры;
б) интеллектуальные игры;
в) творческие игры;
г) игры на местности;
д) имитационные игры;
е) ролевые игры.

Советы ведущему.

3.7. Особенности работы вожатого в отрядах младшего, среднего, старшего возраста и разновозрастных отрядах (лекция — 3 ч)

Младший отряд

Учёт особенностей физиологического и психического развития младших детей при организации работы с отрядами.
Особенности организации воспитательного воздействия на детей младшего школьного возраста.

Особенности организации игр и творческих конкурсов для младшего отряда:
— интеллектуальных;
— творческих конкурсов и игр;
— подвижных игр;
— игр в помещении;
— спортивных состязаний и игр.

Особенности организации отрядных дел с младшими школьниками.

Организация режимных моментов для малышей.

Кружковая работа с детьми младшего школьного возраста.

Отряд среднего возраста

Физиологические особенности возраста.

Сферы интересов подростков и учёт особенностей периода взросления при организации отрядной работы.

Учёт особенностей сексуального развития подростка при организации отрядных мероприятий.

Особенности организации творческих мероприятий и отрядных дел.

Старший отряд

Особенности работы вожатого с отрядами старшего возраста:
— игры для старшеклассников;
— особенности организации творческих конкурсов и спортивных состязаний;
— особенности межличностных отношений детей в старших отрядах, детей и вожатых.

Разновозрастные отряды и специфика работы вожатого.

3.8. Методика организации режимных моментов в детских оздоровительных лагерях (практическое занятие — 3 ч)

Понятие «режим дня детского оздоровительного центра». Правила внутреннего распорядка ДОЦ и основные требования к поведению детей. Приёмы воздействия на нарушителей, ограничения при наказании. Действия вожатого при организации основных режимных моментов:
— подъём;
— зарядка;
— санитарно-гигиенические процедуры;
— линейка;
— организация питания;
— тихий час;
— отрядные, межотрядные и общелагерные мероприятия;
— дискотеки;
— отбой.

Учёт возрастных особенностей детей при организации режимных моментов.

3.9. Методы и формы работы вожатого с отрядом в условиях плохой погоды (практическое занятие — 3 ч)

Климатические особенности средней полосы и юга России. Понятие «плохая погода». Требования к одежде и экипировке детей в неблагоприятных погодных условиях:
— жара;
— дождь;
— резкое похолодание;
— сильный ветер.

Организация досугового и рабочего пространства в закрытом помещении. Методы и формы досуговой работы с детьми различных возрастов в плохую погоду.

3.10. Методика организации и проведения спортивных мероприятий и игр на местности (лекция — 1 ч, практическое занятие — 2 ч)

Особенности подготовки спортивных мероприятий и требования к их организации (лекция — 1 ч).

Проведение спортивных мероприятий (практическое занятие — 2 ч).

Правила проведения спортивных состязаний. Организация работы вожатого с болельщиками в процессе проведения спортивных состязаний. Группы поддержки. Ритуалы открытия и закрытия спортивных мероприятий. Подведение итогов и награждение победителей.

Игры на местности. Требования к организации игр на местности. Правила проведения игр на местности. Специфика действий вожатого во время игр на местности. Обеспечение безопасности детей во время проведения игр на местности и при проведении спортивных состязаний.

3.11. Методика организации работы кружков прикладного и технического творчества в условиях ДОЦ (лекция — 1 ч, практическое занятие — 2 ч).

Программа работы кружка прикладного или технического творчества (лекция — 1 ч).

Особенности работы кружков в ДОЦ (практическое занятие — 2 ч).

Режим работы кружков. Виды кружковых форм работы. Выставки детского творчества.

3.12. Методика оформления отрядных уголков и работа отрядных средств массовой информации (лекция — 1 ч, практическое занятие — 2 ч)

Художественные средства и приёмы повышения эффективности отрядных форм работы (лекция — 1 ч).

Художественное оформление отрядных дел (практическое занятие — 2 ч).

Отрядный уголок. Виды отрядных уголков. Порядок оформления, основные требования. Понятия «эмблема», «девиз».

Отрядные средства массовой информации: стенгазета, листовки, информационные сообщения, устные журналы, радиопередачи.

3.13. Методика оказания первой медицинской помощи детям в условиях ДОЦ (практическое занятие — 3 ч)

Общие требования к профилактике заболеваний и охрана здоровья ребёнка. Приёмы оказания медицинской помощи и поведение вожатых в следующих ситуациях: электротравма, ушиб, перелом, вывих, ожог, отравление, высокая температура, аллергия, тепловой удар, укус насекомых, укус животных, носовое кровотечение, острая боль в животе, заноза.

(Шаламова Л., Ховрин А. Московский студенческий педагогический отряд: единство практической и образовательной деятельности // Народное образование. - 2004. - №3. - С.68-78.)

Просмотров: 39543

Зарегистрировать лагерь