Интернет-ассоциация

лагерей отдыха

» » » Программа подготовки педагогов-организаторов летнего отдыха детей и подростков

Программа подготовки педагогов-организаторов летнего отдыха детей и подростков

Ирина Фришман,
заместитель директора Научно-практического центра Международного союза детских общественных объединений «Союз пионерских организаций — Федерация детских организаций» (СПО-ФДО), доктор педагогических наук
Сергей Кузьмин,
кандидат педагогических наук


Развитие и оздоровление детей в значительной мере зависит от знаний, умений и подготовленности к работе тех взрослых, которые организуют жизнедеятельность ребёнка в каникулярное время.
Разработку данной программы определили скудность форм организации досуга детей и подростков в каникулярное время, низкий уровень профессионализма, творчества значительной части педагогов-организаторов, их недостаточная психолого-педагогическая подготовка, отсутствие возможности получить практические навыки по организации и проведению различных мероприятий.
Образовательная цель программы — освоение обучающимися психолого-педагогических знаний и приобретение практических навыков, необходимых им для работы в качестве педагогов-организаторов отдыха детей и подростков.
Развивающая цель программы — формирование профессиональной компетентности педагога в сфере летнего оздоровления, досуга и воспитания детей.
Задачи:
формирование знаний из области практической психологии, педагогики;
формирование практических умений и навыков по организации разнообразной деятельности детей и подростков в условиях оздоровительного лагеря;
отработка конкретных технологий педагогической деятельности, обучение их применению в различных ситуациях;
ориентация участников программы на самостоятельное проектирование программ деятельности (как индивидуальной, так и групповой) с последующей их реализацией;
развитие лидерских качеств и коммуникативных умений у участников программы;
диагностирование профессиональной пригодности и перспектив профессионального роста вожатых детских лагерей.

Требования к уровню освоения программы

Знания, полученные в процессе изучения:
охрана жизни и здоровья детей;
нормативно-правовые основы работы вожатого;
педагогика временного детского коллектива;
возрастные психологические и физиологические особенности детей разного возраста;
логика развития смены, методика организации тематических дней и тематических смен;
педагогические возможности игры;
особенности организации самоуправления в лагере.

Умения, которыми должен овладеть участник:
конструктивные (разработка творческих воспитательных дел, игр и т.д.);
организаторские (организация жизнедеятельности в отряде, работы группы, собственной педагогической деятельности);
коммуникативные (наличие способов конструктивного взаимодействия в группах детей разного возраста).

Навыки, которые должен приобрести участник:
диагностические (диагностика индивидуальных особенностей личности, уровня развития коллектива и т.д.);
проективные (планирование коллективной и индивидуальной работы с детьми в отряде, определение конкретных целей и задач, планирование собственной педагогической деятельности).

Учебная программа состоит из 3-х разделов и вариативной части, предусматривающей освоение практических навыков деятельности.
Первый раздел предусматривает ознакомление с положениями законодательных и нормативных актов, документов, регламентирующих работу по организации отдыха и оздоровления детей, определяющих правовой и социальный статус педагога-организатора, его должностные обязанности и права, а также права детей.
Второй раздел предполагает формирование у обучающихся основ знаний психолого-педагогической работы с детьми, в том числе о специфике развития личности ребёнка, детских возрастных особенностях, закономерностях становления детского коллектива, проблемах межличностного общения, возникновении и преодолении межличностных и групповых конфликтов, эмоциональных состояниях детской психики. Содержание данного раздела также предусматривает освоение обучающимися практических навыков работы с детьми.
Третий раздел — «Методические и управленческие основы деятельности педагога-организатора» предназначен для обеспечения слушателей основными знаниями и навыками управления детским коллективом и собственной деятельностью, сориентирован на практическое освоение методик организации режима дня учреждений отдыха и оздоровления детей, коллективных творческих дел, спортивных мероприятий, а также выработки навыков действий в экстремальных ситуациях.
Вариативная часть представляет собой формы подготовки, связанные с раскрытием основ практической психологии, гитарной песни, организаторской техники и оформительской работы.
Основными формами проведения занятий наряду с традиционными (лекции, семинары, практикумы) являются творческие мастерские, мастер-классы, индивидуальные консультации, деловые и ролевые игры.
Данный учебный курс завершается 4-дневными учебно-инструктивными сборами, в ходе которых педагоги-организаторы проходят итоговую аттестацию в форме индивидуального зачёта. Программа каждого сбора разрабатывается в индивидуальном порядке.
Вид итогового контроля: зачёт.
Полная программа курсовой подготовки педагогов-организаторов летнего отдыха детей и подростков предусматривает общий объём учебной нагрузки на каждую учебную группу в количестве 117 академических часов, вариативная часть — 22часа.
Всего по курсу аудиторные занятия — 79 ч; в том числе лекции — 35 ч; практические занятия — 44ч.

Cодержательное описание тематики лекционных, практических занятий. Контрольные вопросы по разделам

Раздел I

1. Нормативно-правовые основы деятельности педагога-организатора
1.1. Нормативно-правовые акты в сфере организации отдыха и оздоровления детей. Правовые основы деятельности педагога-организатора (лекция — 3 ч).
Обзор действующего законодательства в сфере организации отдыха и оздоровления детей. Конвенция ООН о правах ребёнка и другие правовые акты, обеспечивающие физическое, интеллектуальное, нравственное и социальное развитие ребёнка. Правовое обеспечение жизнедеятельности и развития ребёнка в учреждениях отдыха и оздоровления детей.
Сфера профессиональной деятельности вожатого. Квалификационные требования, предъявляемые к вожатому. Особенности трудового законодательства применительно к работе вожатого. Система оплаты труда специалистов. Система должностного подчинения учреждений отдыха и оздоровления детей.
1.2. Медико-санитарное обеспечение учреждений отдыха и оздоровления детей (лекция — 3 ч).
Понятие «Санитарно-гигиенические нормы и правила». Требования к обеспечению контроля за соблюдением детьми правил личной гигиены. Санитарно-гигиенические требования к состоянию:
жилых помещений;
санузлов;
отрядных мест;
игровых и «кружковых» комнат;
водоёмов и бассейнов.

Требования к форме одежды детей при различных погодных условиях.
Санитарно-гигиенические требования к организации спортивных, туристических, культурно-массовых мероприятий и игр.
Санитарно-гигиенические требования к личной гигиене специалиста учреждений отдыха и оздоровления детей.
Медико-санитарное обеспечение отдыха и оздоровления детей в учреждениях отдыха и оздоровления детей.

Контрольные вопросы по I разделу

Какими основными нормативно-правовыми документами должен руководствоваться специалист учреждений отдыха и оздоровления детей в своей деятельности? А именно:


Какими правами наделяет детей Конвенция о правах ребёнка?
Кому подчиняется вожатый в своей деятельности?
За что специалисту учреждений отдыха и оздоровления детей должны или могут быть установлены доплаты к должностному окладу?
Какими требованиями должен руководствоваться вожатый при осуществлении контроля за соблюдением детьми правил личной гигиены?
Какие санитарно-гигиенические требования предъявляются к состоянию: жилых помещений; санузлов; отрядных мест; игровых комнат; мест купания детей?
Какие санитарно-гигиенические требования предъявляются к организации спортивных, туристических, культурно-массовых мероприятий и игр?

Раздел II

2. Психолого-педагогические основы деятельности педагога-организатора
2.1. Воспитательная система учреждений отдыха и оздоровления детей (лекция — 2 ч).
Сущность воспитания. Цели воспитания. Модель процесса воспитания. Виды воспитания. Методы воспитания. Воспитательная система учреждений отдыха и оздоровления детей. Специфика формирования воспитательной системы учреждений отдыха и оздоровления детей.
Проектирование воспитательной системы учреждений отдыха и оздоровления детей (организационно-деятельностная игра — 2 ч).
2.2. Особенности возрастного развития детей (лекция — 3 ч).
1. Периодизация возрастного развития, ведущий тип деятельности, тип общения детей в различные временные периоды. Их описание. Специфики лагерной смены.

Младший школьный возраст:
общая характеристика возраста;
особенности физиологического развития детей младшего школьного возраста;
нормы физических нагрузок;
взаимоотношения младших школьников между собой и со взрослыми;
сфера интересов младших школьников;
особенности проявления эмоций.

Подростковый возраст:
общая характеристика возраста;
особенности физиологического развития и нормы физических нагрузок;
сферы интересов подростков;
развитие и укрепление чувства взрослости;
противоречия взросления; самоидентификация;
самооценка внешности, физического «Я»;
взаимоотношения со сверстниками;
ценностный конфликт;
кризис независимости (влияние на отношения со сверстниками и взрослыми);
особенности пубертатного периода.

Ранняя юность:
общая характеристика возраста;
формирование Я-концепции;
проблема нравственного выбора;
юношеская сексуальность;
особенности отношений со сверстниками, младшими детьми и взрослыми;
сфера интересов;
жизненные цели.

2.3. Проблемы психосексуальных взаимоотношений в условиях временного детского объединения (лекция — 3 ч).
Понятие «временное детское объединение». Особенности сексуального развития детей в различные возрастные периоды. Их влияние на специфику детских взаимоотношений. Конфликты на почве влюблённости. Нестандартные ситуации и специфика действий педагога-организатора в них.
2.4. Особенности формирования временного детского коллектива в условиях учреждений отдыха и оздоровления детей (лекция — 3 ч).
Понятия «коллектив», «группа», «временное объединение». Особенности формирования временного детского коллектива учреждений отдыха и оздоровления детей. Основные концепции развития детского коллектива. Социально-психологические процессы в первично-организованной группе: адаптация, коммуникация, идентификация, интеграция. Социально-психологические законы формирования межличностных отношений. Закономерности развития группы. Особенности каждого этапа развития группы и действий педагога-организатора.
2.5. Конфликты в условиях учреждений отдыха и оздоровления детей и стратегии выхода из них (практическое занятие — 3 ч).
Понятие «конфликт». Структура и динамика конфликта. Способы разрешения конфликта. Диагностика конфликтности.
2.6. Экстремальные ситуации в учреждениях отдыха и оздоровления детей и особенности действия вожатого в них (практическое занятие — 3 ч).
Понятие «экстремальная ситуация». Особенности поведения людей, обладающих различными темпераментами в экстремальных ситуациях. Виды экстремальных ситуаций и порядок действий педагога-организатора в случаях:
пожара;
грозы, урагана;
дорожно-транспортных происшествий;
во время купания;
потери ребёнка во время прогулки вне территории учреждений отдыха и оздоровления детей;
несанкционированного отсутствия ребёнка в отряде;
конфликта с местной молодёжью.

Контрольные вопросы по II разделу

В чём смысл понятия «воспитание»
Какие выделяются виды воспитания?
В чём специфика формирования и функционирования воспитательной системы учреждений отдыха и оздоровления детей?
Какие существуют методы воспитания?
Какова специфика развития личности ребёнка в различные возрастные периоды?
Какие методы коррекции агрессивности, вспыльчивости вам известны?
Какие существуют пути выхода из стрессового состояния у педагога-организатора?
Какие механизмы психической защиты вы знаете?
Какие методы восстановления физических и психических сил ребёнка вам известны?
Какие способы повышения сплочённости коллектива вы знаете?
Каковы способы преодоления барьеров общения?
В чём заключается основное противоречие в проблеме взаимодействия большинства и меньшинства?
В чём заключаются особенности психосексуальных взаимоотношений детей в условиях закрытого коллектива?
В чём специфика делового общения вожатых ДОЛ?
Что такое конфликт?
Какие существуют методы выхода из конфликта?
Что такое экстремальная ситуация?

В чём заключаются особенности поведения людей, обладающих различными темпераментами, в экстремальных ситуациях?
Раздел III
3. Методические и управленческие основы работы педагога-организатора
3.1. Характеристика комплексной организации лагерной смены: организационный, основной, заключительный периоды (лекция — 3 ч).

Логика развития лагерной смены. Динамика задач деятельности педагога-организатора в процессе развития лагерной смены.

1. Организационный период:
понятие «организационный период»;
воспитательные задачи оргпериода;
действия педагога-организатора перед заездом детей в лагерь;
особенности организации заезда;
организация режима первого дня в лагере;
факторы обеспечения эффективности оргпериода в решении личных и коллективных задач;
содержание основных дел оргпериода.

2. Основной период:
понятие «основной период»;
воспитательные задачи вожатого в основной период;
требования к организации жизни детей во временном детском коллективе;
виды и алгоритмы ключевых дел основного периода;
методика организации «отрядных огоньков»;
требование к организации спортивных мероприятий;
требования индивидуальных и коллективных творческих конкурсов;
проведение дней рождения и родительских дней;
организация органов детского самоуправления.

3. Заключительный период:
понятие «заключительный период»;
воспитательные задачи заключительного периода;
особенности организации массовых мероприятий заключительного периода;
действия педагогического отряда в предпоследний и последний дни смены;
требования к организации отъезда детей.

3.2. Управленческие аспекты деятельности педагога-организатора (лекция — 3 ч).
Принципы планирования. Понятия «деятельность», «управление», «объект управления», «субъект управления», «цель», «задача». Основные управленческие функции в деятельности педагога-организатора: планирование, организация, руководство, мотивация, контроль. Стадии развития рабочей группы и стили руководства. Методы организации «обратной связи». Работа с органами детского самоуправления.
3.3. Принципы и методики планирования работы специалистов учреждений отдыха и оздоровления детей (лекция — 3 ч).
Понятия «программа», «план». Виды планов, используемые в работе учреждений отдыха и оздоровления детей. Рабочий график работы отряда. Основные ограничения, влияющие на составление рабочего графика. Форма рабочего графика. Приёмы оформления рабочего графика. Личный план педагога-организатора. Обоснование необходимости разработки личного плана вожатого. Форма плана, его особенности. Анализ итогов дня и проблемных ситуаций.
3.4. Методика разработки сценарного плана творческого мероприятия (практическое занятие — 3 ч).
Понятие «сценарный план». Форма сценарного плана.

Режиссура мероприятий:
определение темы;
художественная идея и её развитие;
образное решение идеи;
пути воплощения режиссёрского замысла.

Факторы, влияющие на реализацию режиссёрского замысла. Структура сценария:
завязка действия;
развитие действия;
кульминация;
финал.
Организационное обеспечение мероприятия.
Выполнение группового задания «Разработка сценарного плана и плана организационного обеспечения мероприятия» (по выбору):
«Город мастеров»;
«Фестиваль цветов»;
«Ярмарка»;
«День белых ворон»;
«Академия весёлых наук».

3.5. Методика организации и проведения коллективных творческих дел (практическое занятие — 3 ч).
Понятие «коллективное творческое дело (КТД)» и особенности его организации. Виды КТД. Цели КТД. Основные этапы подготовки КТД:
планирование КТД;
пропаганда идеи среди участников;
поддержка интереса, самостоятельности в процессе организации КТД;
подведение итогов;
«обратная связь».

3.6. Игра как вид деятельности и метод воспитания личности ребёнка (лекция — 3 ч).
Понятие «игра». Роль игры в развитии личности ребёнка.
игра как средство общения;
игра как средство развития воображения;
игра как средство развития волевой сферы;
игра как средство познания;
игра как средство развития творческих способностей.
Правила организации игр. Требования к организации игр.

Игровой практикум — 15часов.

Виды игр и особенности их проведения:
а) массовые игры:
«кричалки»;
игры на внимание и координацию;
игры, воздействующие на эмоциональный настрой детей разного возраста; спортивные игры;
б) интеллектуальные игры;
в) творческие игры;
г) игры на местности;
д) имитационные игры;
е) ролевые игры.
Советы ведущему.

3.7. Особенности работы педагога-организатора в отрядах младшего, среднего, старшего возраста и разновозрастных отрядах (лекция — 3 ч).
Младший отряд:


Учёт особенностей физиологического и психического развития младших детей младшего возраста при организации работы с отрядами.

Особенности организации воспитательного воздействия на детей младшего школьного возраста.

Особенности организации игр и творческих конкурсов для детей младшего школьного возраста:
интеллектуальных;
творческих конкурсов и игр;
подвижных игр;
игр в помещении;
спортивных состязаний и игр.
Особенности организации отрядных дел с младшими школьниками.
Организация режимных моментов для детей младшего школьного возраста.

Кружковая работа с детьми младшего школьного возраста.
Отряд среднего возраста:
Физиологические особенности возраста.
Сферы интересов подростков и учёт особенностей периода взросления при организации отрядной работы.
Учёт физиологических особенностей подростка при организации отрядных мероприятий.
Особенности организации творческих мероприятий и отрядных дел. Обеспечение личностного роста ребёнка.

Старший отряд:
Особенности работы с отрядами старшего возраста:
игры для старшеклассников;
особенности организации творческих конкурсов и спортивных состязаний;
особенности межличностных отношений между детьми старших отрядов, между детьми и педагогами-организаторами.

Разновозрастные отряды и специфика работы педагога-организатора.

Форма и приёмы поощрения детей.
3.8. Методика организации режимных моментов в различные периоды лагерной смены (практическое занятие — 3 ч)
Понятие «режим дня». Правила внутреннего распорядка учреждений отдыха и оздоровления детей и основные требования к поведению детей. Приёмы воздействия на нарушителей, ограничения при наказании. Действия педагога-организатора при организации основных режимных моментов:
подъём;
зарядка;
санитарно-гигиенические процедуры;
организационные сборы отряда, проведение отрядных мероприятий;
организация питания;
тихий час;
организация массовых и общелагерных мероприятий;
проведение дискотеки;
отбой.

Учёт возрастных особенностей детей при организации режимных моментов.
3.9. Методы и формы работы педагога-организатора с детьми разного возраста в условиях плохой погоды (практическое занятие — 3 ч).
Климатические особенности средней полосы и юга России. Понятие «плохая погода». Требования к одежде и экипировке детей в неблагоприятных погодных условиях:
жара;
дождь;
резкое похолодание;
сильный ветер.

Организация досугового и рабочего пространства в закрытом помещении. Методы и формы досуговой работы с детьми различных возрастов в плохую погоду.
3.10. Методика организации и проведения спортивных мероприятий и игр на местности (лекция — 1 ч, практическое занятие — 2 ч).
Особенности подготовки спортивных мероприятий и требования к их организации (лекция — 1 ч).
Проведение спортивных мероприятий (практическое занятие — 2 ч).
Правила проведения спортивных состязаний. Организация работы вожатого с болельщиками в процессе проведения спортивных состязаний. Группы поддержки. Ритуалы открытия и закрытия спортивных мероприятий. Подведение итогов и награждение победителей.
Игры на местности. Требования к организации игр на местности. Правила проведения игр на местности. Специфика действий вожатого во время игр на местности. Обеспечение безопасности детей во время проведения игр на местности и при проведении спортивных состязаний.
3.11. Методика организации работы кружков прикладного и технического творчества (лекция — 1 ч, практическое занятие — 2 ч).
Программа работы кружка прикладного или технического творчества (лекция — 1 ч).
Особенности работы кружков творческих студий, объединений (практическое занятие — 2 ч).
Режим работы кружков. Виды кружковых форм работы. Выставки детского творчества.
3.12. Методика оформления отрядных уголков и работа отрядных средств массовой информации (лекция — 1 ч, практическое занятие — 2 ч).
Художественные средства и приёмы повышения эффективности отрядных форм работы (лекция — 1 ч).
Художественное оформление отрядных дел (практическое занятие — 2 ч).
Отрядный уголок. Виды отрядных уголков. Порядок оформления, основные требования. Понятия «эмблема», «девиз».
Отрядные средства массовой информации; стенгазета, листовки, информационные сообщения, устные журналы, радиопередачи.
3.13. Методика оказания первой медицинской помощи детям (практическое занятие — 3 ч).
Общие требования к профилактике заболеваний и охрана здоровья ребёнка. Приёмы оказания медицинской помощи и поведение вожатых в следующих ситуациях: электротравма, ушиб, перелом, вывих, ожог, отравление, высокая температура, аллергия, тепловой удар, укус насекомых, укус животных, носовое кровотечение, острая боль в животе, заноза.

Контрольные вопросы по III разделу

Какие выделяют периоды в лагерной смене? В чём специфика деятельности педагогического коллектива в каждом из них?
Какие виды планов вы знаете?
Какие виды праздников вы знаете?
Какие способы организации детского досуга вы знаете?
Назовите основные методы досуговой педагогики.
Что понимается под «коллективным творческим делом?» Какие выделяются виды КТД?
Какие выделяются основные этапы подготовки КТД?
Какова роль игры в развитии личности ребёнка?
Какие правила должны соблюдаться при организации игр?
Какие основные виды игр вы знаете?
В чём основные отличия игр: развлекательных, содержательных, логических, состязательных, подвижных?
В чём проявляется специфика работы педагога-организатора с отрядами младшего, среднего, старшего возраста и разновозрастными отрядами?
Что понимается под режимом дня в различные периоды лагерной смены?
Каковы основные правила внутреннего распорядка учреждений отдыха и оздоровления детей?
Какие формы работы с детьми в условиях плохой погоды вы знаете?
В чём особенности организации работы детей в кружках прикладного и технического творчества?
Какие требования предъявляются к оформлению отрядных уголков?
Какие вам известны художественные средства и приёмы повышения эффективности отрядных форм работы?
Какие требования предъявляются к профилактике заболеваний и охране здоровья ребёнка?
Как должен действовать педагог-организатор в случае наступления: теплового удара, укуса животных, электротравмы?

Задания для самостоятельной работы

I. Разработайте сценарный план следующих мероприятий:
Праздник встречи детей в лагере.
«День фантастических явлений».
«День творчества».
«День Единения России».
«День рекордов Детства».
«Парад поколения XXIвека».

II. Подготовьте рефераты на тему:
Особенности организации органов детского самоуправления в условиях лагерной смены.
Роль ситуационно-ролевых игр в развитии творческого потенциала ребёнка.
Культура и психология педагогического общения.

III. Разработайте программы:
«Отдых и творчество» (творческая программа).
«Мой дом — Земля» (экологическая программа).

IV. Подготовьте описание следующих игр:
Игры-кричалки.
Весёлые старты на стадионе и на воде.
Игры на внимание.
Игры, воздействующие на эмоциональный настрой детей.
Игры во время танцевальной программы.

(Фришман И., Кузьмин С. Программа подготовки педагогов-организаторов летнего отдыха детей и подростков // Народное образование. – 2005. - №3. – С.97-104.)

Просмотров: 47059

Зарегистрировать лагерь