Интернет-ассоциация

лагерей отдыха

Образовательный потенциал загородных детских лагерей

1. ЛАГЕРЬ — ШКОЛА СОЦИАЛЬНОСТИ

Учеба в школе — это привычное занятие, которому наши дети посвящают едва ли не половину своей жизни. Более того, взрослые постоянно внушают им приоритетную ценность этого занятия: «учеба — твое основное дело, ученье — свет»… Но вот приходят каникулы, и те же взрослые соглашаются с тем, что от учебы нужно избавиться. Отбросить все атрибуты школьного образа жизни: ранние подъемы, ношение формы, письменные упражнения, а также получение системных знаний. В нашем сознании досуг обычно не отождествляется с интеллектуальными занятиями: это фильмы, футбол, прогулки…

Так возникает резкий перепад деятельности: от интенсивной умственной работы в конце учебного года (экзамены!) к полному расслаблению ума летом. Через три месяца происходит еще один перепад: резкий возврат к интенсивному познанию. Эти скачки усиливают стресс школьного образа жизни.

А если ребята попадают в летний оздоровительный лагерь? По своему ритму он напоминает школу. В нем приобретается новый опыт, накапливаются знания. Однако целенаправленное информирование детей в лагерях, как правило, не ведется. А ведь у лагеря большой образовательный потенциал! Он может дать детям именно то, чего они недополучают в школе: навыки социализации, богатый эмоциональный и практический опыт, элементы гуманитарно-экологического воспитания.

Начнем с того, что в лагере ребенок развивает умение находиться среди людей, и быть самим собой. Если в школе важны информационные отношения (ценность имеют знания, эрудиция, точность выполнения заданий), то в лагере на первый план выходит способность строить социальные отношения (коммуникабельность, практичность, мобильность, самоуважение и пр.). Эти навыки отрабатываются во время игр, совместных дел, конфликтов и примирений, да и просто бытования. Кстати: при этом шлифуются важнейшие для коммуникации невербальные элементы поведения, которые нельзя выучить и искусственно разыграть — они должны идти «от сердца», из подсознания, из реального опыта переживаний.

Кроме того, в лагере ребенок приобретает новых союзников в лице взрослых. Происходит конструктивное сотрудничество (а не противостояние) разных иерархических уровней коллектива. Не секрет, что в школе учителя и ученики обычно пребывают «по разные стороны баррикад». В лагере столь же часто взрослый наставник, вожатый, преподаватель становится ребенку товарищем. А ведь общение со взрослыми разнообразного статуса и рода занятий необходимо для нормальной социализации человека, для становления гендерного поведения. В нашей жизни этого разнообразия явно не достаточно. Кто составляет круг общения современных городских детей? Родители, учительница… Возникший дефицит примеров взрослого поведения порой восполняют «педагоги» из криминальной среды. Или телевизор.

А в лагере ребенок не просто общается, но проживает некий период своей жизни рядом со многими взрослыми, представляющими в целом позитивный пример для подражания. Особенно важен этот контакт для детей с социально-психологическими проблемами, для тех, у кого неполные семьи, кто перенес травму, испытал стресс.

2. ОБРАЗОВАНИЕ В ЛАГЕРЕ ДЕЯТЕЛЬНОЕ И БЫСТРОЕ

Здесь дети переходят от пассивного к активному восприятию, имеют больше возможностей для практики. Вместо суррогатных эмоций, возникающих при созерцании экрана, человек сопереживает и содействует зрелищу (хотя бы аплодисментами), ибо на сцене — знакомые и близкие ему люди. Он не прослушивает музыку (как дома), а танцует под нее, вовлекаясь в невербальное взаимодействие с окружающими. Сами игры здесь отличаются от городских: не «сидячие» (а то и «лежачие») и индивидуальные, а подвижные и коллективные.

И даже когда дети получают академическую информацию (на экскурсиях, викторинах, лекциях), то она обычно привязана к реальным впечатлениям. Представьте себе одну ситуацию, когда школьник где-нибудь на севере Сибири, в разгар полярной ночи изучает параграф про Пунические войны… Или другую - когда, находясь в лагере на морском берегу, он видит следы античной культуры, знаки истории, вершившейся на том же самом месте тысячи лет назад.

В целом новизна обстановки и дух приключения в загородном лагере мобилизует внимание ребенка. В это время можно получить прочные навыки при минимуме повторений. Наконец, ребенок в лагере оказывается ближе к природе, или (синонимы) к натуре, к естеству. Общение с природой благотворно влияет на душу ребенка. Живая природа — источник творчества, положительных эмоций, мощный стимул внимания. Даже просто попадая из каменных коробок на воздух, на солнце, видя множество живых существ, дети преображаются.

3. О ПОТЕНЦИАЛЕ ЛАГЕРЯ ДАВНО ИЗВЕСТНО

Если выразить образовательный потенциал в неких абсолютных единицах, то вполне может оказаться, что у лагеря этот показатель выше, чем у школы. Слишком часто наша школа становится местом не обучения, а пребывания, «камерой хранения для детворы». Спросите у своего ребенка: что сегодня было в школе? Вряд ли он скажет: сегодня я освоил важное умение, преодолел себя, сделав шаг вперед, узнал потрясающую информацию… Скорее всего, ответит: все как обычно, ничего особенного (а еще вероятнее, что вы услышите лишь невнятное бурчание). Другое дело, когда ребенок приезжает из лагеря! Рассказов — на целую неделю.

На самом деле, образовательный потенциал лагерей давно используется на практике. Ведь именно в лагерь люди отправляются, если хотят чему-то быстро и хорошо научиться. Не в пионерлагерь, конечно, а в кампус, имеющий собственную территорию, корпуса для учебы и проживания, и находящийся вне города. Там реализуются всевозможные интенсивные курсы: языка, менеджмента, практической психологии или военной подготовки. Обучение идет успешно и интенсивно именно при «погружении» в среду, с обязательным проживанием вне дома. Традиция образования в кампусах распространена во всем мире и используется в самых разных формах. Это может быть и однодневный выездной семинар, и двухнедельный курс, и многолетняя учеба в элитной закрытой школе. В условиях кампуса удается смягчить неизбежное зло — «школьный» стресс — за счет соблюдения режима, активного образа жизни, оздоровительных процедур. Наконец, именно в кампусе удобнее следовать гуманитарно-экологическим приоритетам образования.

4. ЗАТРАТЫ И ВЫГОДЫ

Преподавание в детском лагере может быть реализовано на нескольких уровнях. Начиная от самого простого — интеллектуальных конкурсов, игр, экскурсий, организованных неспециалистами (вожатыми, педагогами), до интенсивных и основательных курсов. Все зависит от направленности лагеря, от выбора его руководства. Простор открыт. Важно лишь, чтобы образование не отнимало ресурс другой задачи — оздоровления. Как совместить то, что на первый взгляд несовместимо, образование и оздоровление? Это задача для организаторов детского отдыха, при решении которой и проявляется их профессиональное мастерство.

И еще один момент: затраты, касающиеся образования «в чистом виде», в условиях лагеря относительно невелики. Можно обойтись без дорогостоящих пособий, учебников, аппаратуры, всевозможной «виртуальности» — их с успехом заменяет реальность, природа и люди, сама жизнь.

В заключение можно добавить, что у образования в лагере есть серьезный недостаток: оно пока недостаточно включено в систему формальных отношений, и поэтому не востребовано в системе целевого образования. Оценка за курс правоведения, прослушанный в лагере, не войдет ни в какой аттестат, а диплом по скалолазанию не заинтересует вуз или кадровое агентство. Образовательный туризм пока в основном ограничен языковыми курсами и учебными стажировками. Получается, что тематические лагеря, это чаще средство не образования, а воспитания, способ разнообразить досуг детей. Что тоже очень полезно.

Просмотров: 10693

Зарегистрировать лагерь