Интернет-ассоциация

лагерей отдыха

Лагеря Белгородской области - против безнадзорности детей

Любовь Шипилова,
заместитель начальника Управления образования и науки Белгородской области,
председатель оргкомитета конкурса авторских программ организации летнего отдыха детей


В 2003 году в лагерях всех типов отдохнуло более 132 тыс. детей, на проведение детской летней оздоровительной кампании было израсходовано 221,2 млн руб. (средства регионального отделения Фонда социального страхования, из бюджетов районов и городов области, 7,6 млн руб. — из областного бюджета, 28,7 млн руб. — из федерального бюджета, что на 24,5 млн руб. больше, чем в 2002 году). Массовую работу по оздоровлению детей и подростков вели три областные структуры: образование (около 83 тыс. детей в школьных лагерях и 15,6 тыс. в загородных), региональное отделение Фонда социального страхования (свыше 18 тыс. детей в санаторных лагерях) и социальной защиты населения (4,7 тыс. детей в загородных и санаторных оздоровительных лагерях).

Координаторами летней детской оздоровительной кампании уже много лет выступают межведомственные комиссии и органы управления образованием районов и городов. На уровне области — областная межведомственная комиссия и управление образования и науки Белгородской области.

Всё это стало возможным благодаря тому, что сохранилась сеть детских оздоровительных учреждений области, а также чёткой работе всех заинтересованных ведомств и служб и стабильному финансированию.

Сложившаяся схема будет сохранена и в нынешнем году.

В соответствии с распоряжением правительства от 3 марта 2004 года № 320-р было принято совместное решение губернатора Белгородской области и областного объединения профсоюзов «Об обеспечении отдыха, оздоровления и занятости детей в 2004 году» от 15 апреля 2004 года № 98/25.

Эти два документа определили основные задачи предстоящего детского оздоровительного сезона:
1. Сохранение массовости отдыха, оздоровления и занятости детей на уровне показателей прошлого года.
2. Активизация трудовой занятости детей и подростков в летний период.
Большинство лагерей с дневным пребыванием будут работать в режиме ЛТО. В таких лагерях подростки смогут благоустраивать территорию, работать в лесничествах, выращивать сельскохозяйственную продукцию и т.д. И лишь дети младшего школьного возраста будут отдыхать в детских оздоровительных лагерях в привычном режиме.
Особое внимание следует уделить трудовому воспитанию в летний период воспитанников интернатных учреждений области.
3. Повышение качества отдыха и оздоровления детей, обеспечение его безопасности за счёт укрепления и развития материально-технической базы загородных детских оздоровительных учреждений, улучшения содержания их деятельности.

Решить сейчас эти задачи в области можно. Каков механизм оздоровления детей и финансирования детской оздоровительной кампании?

Санаторное оздоровление (через филиалы регионального отделения Фонда социального страхования по заявкам организаций-страхователей). Путёвка в такие лагеря на 21–24 дня при её стоимости из расчёта 400 рублей на одного ребёнка в сутки будет предоставляться родителям бесплатно.

Статус санаторных в нашей области имеют лагеря, созданные на базе местных санаториев и домов отдыха («Дубравушка», Корочанский район, «1 мая», г. Шебекино, «Красная поляна», г. Валуйки, «Красиво», Борисовский район, лагерь «Лесная сказка» ООО «Белагроздравница»). Кроме того, по линии Фонда социального страхования предусмотрено санаторное лечение детей в Краснодарском крае.

В совместном письме регионального отделения ФСС и управления образования администрации области от 4/10 мая 2001 г. (№04–891, 10–23/07–949) определены обязанности сторон.

Филиалы регионального отделения Фонда социального страхования РФ:
1. Собирают заявки от организаций-страхователей на путёвки в санаторные детские оздоровительные учреждения и на их основе формируют группы детей.
2. Направляют в управления (отделы) образования письменную заявку на сопровождающих в санаторные оздоровительные учреждения за пределы области по определённой форме.
3. Решают организационные вопросы по отправке групп, транспортные вопросы по доставке детей и педагогов от мест проживания до места организованной отправки групп.

Органы управления образованием:
1. В соответствии с письменными заявками филиалов ФСС подбирают опытных педагогов для направления их с группами детей.
2. Организуют работу по сбору необходимых документов.

В основном сохраняется схема оздоровления детей в загородных стационарных лагерях. Согласно распоряжению Правительства РФ продолжительность смены в таких лагерях от 21 до 24 дней.

Дети работников бюджетной сферы: предоставление путёвок в эти лагеря через органы управления образованием районов и городов. Родители будут платить за путёвку, как и прежде, не более 10% от её стоимости, 90% — расходы местных бюджетов и регионального отделения Фонда социального страхования. Причём доля Фонда социального страхования на эти цели (50% от средней стоимости путёвки) должна направляться непосредственно в отделы и управления образования территорий в соответствии с заключёнными между ними договорами. При финансовой возможности процент оплаты путёвки может быть увеличен.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети-инвалиды, имеющие недостатки в развитии, проживающие в малоимущих семьях, дети, состоящие на профилактическом учёте в органах внутренних дел, другие категории детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, обеспечивают путёвками в загородные стационарные лагеря органы социальной защиты населения полностью за счёт средств федерального бюджета, а детей беженцев и вынужденных переселенцев — миграционная служба.

Путёвки в загородные лагеря остальным детям для своих работников будут приобретать предприятия (учреждения, организации) самостоятельно из такого расчёта оплаты:
— 50% от средней стоимости путёвки за счёт средств Фонда социального страхования;
— 50% — за счёт средств предприятий (учреждений, организаций) и родителей (не более 10% стоимости путёвки).

Теперь несколько слов о школьных оздоровительных лагерях с дневным пребыванием.

Региональное отделение Фонда социального страхования совместно с Управлением цен и областным центром Госсанэпиднадзора рассчитало стоимость питания ребёнка в день в оздоровительном лагере (трёхразовое питание) и в лагерях труда и отдыха (двухразовое).

Продолжительность смены в школьных лагерях с дневным пребыванием — 21 день. В школьные лагеря с дневным пребыванием мы принимаем всех детей школьного возраста независимо от места работы родителей по отраслям, социального статуса семьи и т.д. Они общедоступны и рассчитаны для большинства учащихся 1–8-х классов. Поэтому руководителям органов местного самоуправления надо подумать над тем, чтобы такие лагеря работали не только в июне, но и в другие летние месяцы. А задача руководителей органов и учреждений образования — наполнить работу школьных лагерей новым содержанием: активизировать трудовую занятость, предусмотреть больше туристских походов, экскурсий, развивать сеть лагерей труда и отдыха для старшеклассников. Хочу ещё раз напомнить, уважаемые коллеги, о важности трудового воспитания школьников.

По договору с региональным отделением Фонда социального страхования на финансирование школьных лагерей органы образования также следят за использованием поступивших средств (ежедневный учёт посещаемости детей, контроль за их деятельностью, своевременный отчёт: оперативный и сводный).

Ежегодно мы проводим областной смотр-конкурс детских оздоровительных лагерей. В 2004 году областная межведомственная комиссия по организации отдыха, оздоровления и занятости детей решила провести областной смотр-конкурс детских оздоровительных лагерей, посвящённый 50-летию образования Белгородской области.

Ещё один актуальный вопрос — это безопасность перевозок детей. Руководители органов образования, образовательных учреждений должны более ответственно относиться к подбору автотранспорта для организации экскурсионных и других поездок (техническое состояние автотранспорта, наличие лицензии на право перевозок детей, согласование маршрута передвижения с органами ГИБДД, опыт работы водителей и т.д.).

Говоря о качестве детского отдыха и оздоровления, нельзя не сказать о материально-техническом состоянии загородных лагерей. Сегодня — это самый трудный и болезненный вопрос.

Сейчас в области 34 загородных лагеря, из которых пять — санаторных, открытых в последние годы на базе домов отдыха и санаториев. Из всех лагерей лишь некоторые имеют современную загородную базу, отвечающую необходимым требованиям по бытовым, спортивным и другим условиям для развития и отдыха детей. Это «Лесная сказка» Губкинского района, «Дубравушка» Корочанского района, «Белогорье» г. Старого Оскола, «1 Мая» Шебекинского района, «Красная поляна» Валуйского района, «Дзержинец» г. Белгорода. Так, согласно проверке центра Госсан-эпиднадзора материально-техническая база шести загородных оздоровительных лагерей области стационарного типа не отвечает санитарным нормам и правилам.

А такой лагерь, как «Чайка» Шебекинского машзавода, оказался не нужен ни Шебекино, ни предприятию. Вот уже шесть лет он работает всего один месяц, когда в нём за счёт областного бюджета проводится православная смена.

В чём причина слабой материальной базы и отсутствия условий для досуговой и оздоровительной деятельности? Прежде всего в том, что нет статьи расходов в социальном страховании на поддержку материальной базы загородных лагерей, снизилась доля расходов ФСС на оплату путёвок детям бюджетников в загородные лагеря (если раньше ФСС оплачивал такие путёвки полностью или 50% полной стоимости, то в минувшем сезоне лишь 50% от сложившейся по области средней стоимости путёвки, т.е. не более 2 тыс. рублей). В 2004 году в соответствии с нормативными документами доля Фонда социального страхования на оплату путёвок детям бюджетников в загородные лагеря также составит 50% от сложившейся по области средней стоимости путёвки.

Таким образом, сегодня есть серьёзная проблема по подготовке материально-технической базы почти одной трети загородных лагерей области к началу летней оздоровительной кампании. Дальнейшая судьба этих лагерей остаётся под вопросом.

Именно поэтому мы регулярно проводим заседания комиссии по данному вопросу, пытаясь общими усилиями найти выход.

Администрации г. Шебекино, Шебекинского и Волоконовского районов приняли правильное решение: в 2004 году провести реконструкцию и капитальный ремонт своих муниципальных лагерей «Костёр» и «Юность», а школьников принять в уже обновлённые и безопасные для детского отдыха учреждения летом 2005 года.

К сожалению, в области уже сложилась практика подготовки лагерей в кратчайшие сроки. Основной объём работ проводится именно в мае. А это недопустимо. Несвоевременность работ отражается на качестве и объёме проводимых мероприятий. Зачастую лагеря оказываются не готовы к началу оздоровительного сезона. Это касается прежде всего муниципальных лагерей. Передача оздоровительных учреждений в муниципальную собственность требует соответствующего финансирования из местных бюджетов. Однако выделяемых средств не хватает на их нормальное содержание. Поэтому органам местного самоуправления надо более активно искать новые финансовые источники, в том числе создать фонды поддержки муниципальных лагерей.

Мы больше не будем принимать оздоровительные учреждения отдыха, исходя из санитарного минимума, так как не можем и не имеем права рисковать здоровьем детей. При приёмке учреждений комиссии должны объективно оценить готовность учреждений к работе, тщательно проверить выполнение каждого пункта плана-задания, особенно выполнение санитарных норм. Руководители оздоровительных учреждений со слабой материальной базой должны быть готовы к тому, что их лагеря летом могут и не открыться.

Напомню, что при приёмке лагерей к летнему оздоровительному сезону всем загородным оздоровительным учреждениям необходимо иметь не только акты приёмки лагерей, но и письменное разрешение санитарно-эпидемиологической службы на заезд детей в лагерь, а также обратить особое внимание на тщательное выполнение всех противопожарных мероприятий, обеспечение оздоровительных лагерей средствами противопожарной безопасности, чтобы избежать несчастных случаев с детьми.

Региональное отделение Фонда социального страхования совместно с Управлением цен Департамента экономического развития области рассчитало среднюю стоимость одного дня и среднюю стоимость путёвки в стационарные загородные детские оздоровительные лагеря области (в 2004 году она составила 235 рублей в день и 5000 рублей при продолжительности смены 21 день).

Организация временного трудоустройства несовершеннолетних в летний период осуществляется департаментом Федеральной государственной службы занятости населения совместно с отделами по делам молодёжи при участии органов образования. В 2004 году исполнилось 50 лет ученическим производственным бригадам, поэтому летний оздоровительный сезон стал поистине трудовым: прошлым летом 65 тыс. человек работали в 300 производственных ученических бригадах, 270 трудовых отрядах, 153 школьных лесничествах. Было заключено 636 договоров, службой занятости сформирован банк вакансий на 6,4 тыс. временных рабочих мест для 15 тыс. подростков.

За весь оздоровительный сезон в области не было массовых заболеваний детей или других чрезвычайных происшествий, связанных с охраной жизни и здоровья детей. Задачи, поставленные перед областной межведомственной комиссией по организации отдыха, оздоровления и занятости детей, решением губернатора области в основном выполнены. И в этом заслуга всех ведомств, участвовавших в организации летней детской оздоровительной кампании.

С января по апрель 2004 года проводился областной конкурс авторских программ организации летнего отдыха детей, на который были представлены 31 программа, подготовленные творческими коллективами общеобразовательных школ, учреждений дополнительного образования и специалистами органов управления образованием из 18 территорий области.

Большинство программ формируют позитивный социальный опыт молодого человека, способствуют его гражданскому становлению, приобретению умений и навыков для самостоятельной жизни, развивают творческие способности, воспитывают чувство патриотизма, приобщают детей и молодёжь к национальной культуре, создают условия для сотрудничества и межличностного общения взрослого и ребёнка.

Авторы таких программ, как «Юный археолог» (СЮТур г. Шебекино), «Республика Белогорье» (областной Дворец детского творчества), программа военно-спортивного лагеря (Управление образования г. Шебекино), «Царство здорового образа жизни» (Призначенская средняя школа Прохоровского района), использовали оригинальные методики, творческие находки, позволяющие существенно разнообразить летний отдых детей и подростков.

Особую значимость для воспитания и развития подрастающего поколения приобретает исследовательская деятельность учащихся в области экологии, краеведения и этнографии. Главная цель реализации таких программ, как «Водная экология» (средняя школа № 30, г. Старый Оскол), «Зелёная планета» (эколого-биологический центр г. Валуйки), — построение системы непрерывного экологического образования, а также широкое вовлечение детей в природоохранную деятельность и воспитание ответственного отношения к природным богатствам. Эта работа способствует тому, что школьники овладевают современными методиками исследовательской деятельности, методами и приёмами практической экологии.

Экспедиция — одна из эффективнейших форм поисковой и учебно-исследовательской деятельности учащихся, в ходе которой успешно, эмоционально, ярко, содержательно идёт и воспитательный процесс. Цель программы лагеря-экспедиции «Возвращение к истокам» (Дом детского творчества г. Алексеевки) — приобщение детей к историческому прошлому родного края, повышение уровня знаний воспитанников Дома детского творчества по краеведению, этнографии, фольклору, истории художественных ремёсел и осознание ими взаимосвязи региональной культуры со всей великой культурой России.

Однако не все программы, присланные на конкурс, отличались оригинальностью и новизной. Некоторые составлены неграмотно, отсутствуют многие структурные компоненты, названия программ не соответствуют их содержанию, чётко не разработан механизм реализации поставленных целей и задач. Есть программы, которые описывают работу школы, но не являются программами летнего отдыха детей.

(Шипилова Л. Чтобы не было беспризорных и безнадзорных детей // Народное образование. – 2005. - №3. – С.59-67.)

Просмотров: 16530

Зарегистрировать лагерь