Интернет-ассоциация

лагерей отдыха

Школа педагогических работников ВДЦ «Орлёнок»

Елена Соломенцева,
заведующая Школой педагогических работников Всероссийского детского центра «Орлёнок»


Всероссийский детский центр «Орлёнок», созданный более 40 лет назад, сегодня представляет собой творческую лабораторию детского движения, школу лидерства для подростков России, экспериментальную площадку для апробации различных технологий воспитания, центр по подготовке кадров: вожатых, педагогов-организаторов и других специалистов, работающих с детьми. Как образовательно-оздоровительный центр федерального уровня, «Орлёнок» находится в авангарде подготовки и повышения квалификации педагогических кадров в России.
«Орлёнок» открывает огромные возможности для развития не только детей и подростков, но и молодых педагогов. Успешный профессиональный рост вожатого определяется богатым опытом организации воспитания и отдыха детей, удивительными традициями, атмосферой сотворчества разных поколений и особым укладом жизни «Орлёнка». Школа педагогических работников организована здесь для подготовки квалифицированных педагогов, способных успешно работать с временным детским объединением в условиях своеобразного культурно-образовательного пространства центра. Кадровая политика строится с учётом особенностей Центра «Орлёнок», которые заключаются в ориентации содержания образовательных программ на конкретные временны¢е рамки лагерной смены; интенсивности деятельности и общения; многообразии и вариативности взаимодействия педагогов и детей; ценностно-ориентированных нормах поведения, отношений и деятельности.
Деятельность Школы педагогических работников направлена на формирование педагогического коллектива с общими ценностными установками, целями и требованиями к организации воспитательного процесса; создание условий для развития профессионально значимых личностных качеств, профессионального роста, постоянного повышения квалификации; создание системы оценивания результатов профессиональной деятельности.
Любая организация эффективна, если строится на основе корпоративной культуры, которая объединяет всех членов коллектива для достижения общих целей. Именно корпоративная культура определяет образ организации; способствует повышению сознательности (сотрудники добровольно принимают обязательства по отношению к организации, выстраивают приоритеты, в ряду которых личная выгода занимает отнюдь не лидирующие позиции); содержит механизмы, определяющие характер и стиль поведения сотрудников. Ведущие ценности, которые принимает и разделяет коллектив организации, выражают корпоративные традиции, обряды и ритуалы.
В «Орлёнке» корпоративная культура выражается в стиле отношений, поведения, образа жизни, деятельности и общения, в традиции ценностного отношения к человеку, природе и обществу.
Один из важных элементов корпоративной культуры — отношение к новым сотрудникам, помогающее им принять стиль профессиональной деятельности. Ведь начинающий специалист сферу своей компетенции обычно воспринимает в нормативно-ситуативной плоскости. От него требуется, прежде всего, дисциплинированно и точно воспроизводить действия, отработанные старшим поколением специалистов, не выходя за рамки установленных схем, инструкций, положений. Поэтому успешность этого периода профессиональной деятельности зависит от знания установленного порядка работы, зафиксированного в инструктивно-регламентирующей, нормативной документации, технологической грамотности, понимания объективных требований к выполняемой работе.
Основная цель Школы педагогических работников: оказание помощи молодым сотрудникам в освоении сложившегося в «Орлёнке» стиля профессиональной деятельности.

Стиль профессиональной деятельности педагога «Орлёнка» включает:


личностно-гуманистическую направленность педагога в отношениях с детьми и коллегами;

понимание и принятие ценностей воспитательной среды (уважительное отношение к государственным символам и символам «Орлёнка», чувство принадлежности к «Орлёнку», ответственность за себя и окружающих, заповеди вожатого «Орлёнка», заповеди вожатского отряда, ценности, закреплённые в профессиональной этике) и образа жизни педагогического коллектива ВДЦ «Орлёнок» (ненормированный рабочий день, здоровый образ жизни, стиль одежды форма, нормы совместной деятельности и совместного проживания);

знание психолого-педагогических основ воспитания и развития ребёнка (особенности различных возрастных категорий детей, основы возрастной педагогики и возрастной психологии, закономерности физиологического развития ребёнка, взаимосвязь возрастных закономерностей развития и содержания воспитательной деятельности);

владение актуальными профессиональными умениями, педагогическими технологиями, позволяющими осуществлять воспитательный процесс в условиях ВДЦ «Орлёнок» (организация жизнедеятельности детского коллектива и оздоровительной работы с детьми в рамках лагерной смены; владение методикой подготовки и проведения отрядных дел; организация работы органов самоуправления отряда; педагогическая поддержка подростков);

адаптивность к условиям повышенной физической и психоэмоциональной нагрузки (быстрое переключение с одного вида деятельности на другой, выдержка и самообладание, профессиональная гибкость и мобильность, рациональная организация труда и быта, владение способами саморегуляции и саморелаксации);

коммуникативную (культура речи, владение основными видами речевой деятельности, вербальными и невербальными средствами общения, основами бесконфликтного общения и конструктивного разрешения конфликтов, умение устанавливать отношения доверия, разграничивать деловое и неформальное общение) и рефлексивную (умение работать с информацией, владение различными видами и формами анализа, умение письменно оформить результаты аналитической деятельности, саморефлексия) культуру педагога;

креативность в профессиональной деятельности (умение генерировать идеи, творческий подход к проектированию собственной педагогической деятельности, работа в творческих группах и объединениях);

взаимодействие с коллегами (с напарником и другими членами коллектива детского лагеря);

индивидуальный стиль профессиональной деятельности педагога (стремление к профессиональному самосовершенствованию, успешность в конкретном направлении педагогической деятельности, планирование и осуществление профессионального роста, максимальная реализация профессиональных интересов, умение обобщать собственный педагогический опыт).

Принципы деятельности Школы педагогическихработников:

системный подход в организации обучения;
преобладание практико-ориентированных форм и методов обучения над теоретическими;
индивидуальный и личностно ориентированный подходы в обучении;
творческий подход к организации образовательного процесса;
проблемное обучение (постановка проблемных задач и создание ситуаций, побуждающих слушателя к самостоятельному поиску путей их решения);
технологичность (овладение слушателями конкретными алгоритмами деятельности педагога-воспитателя);
воспитывающее взаимодействие;
единство воспитания и самовоспитания;
открытость деятельности.

Мы выделяем четыре способа профессионального обучения:
учение (теоретические курсы, обучение слушателей способам поиска и обработки информации);
научение в деятельности («методика проживания» — моделирование условий обучения и жизнедеятельности слушателей, идентичных реальным условиям профессиональной деятельности воспитателя ВДЦ «Орлёнок» и активная педагогическая практика в детских лагерях центра);
игра (обучение путём создания условных ситуаций, отражающих различные компоненты профессиональной деятельности);
синтетическая антропотехника (деловые игры, имитационные игры, социально-психологические тренинги).
Каждый этап подготовки завершается анализом результатов, которых достиг слушатель.

Организация процесса подготовки слушателей Школы педагогических работников
Реализация основных направлений деятельности в работе со слушателями: гражданско-патриотическое; информационно-аналитическое; спортивно-оздоровительное; творческо-досуговое.

I этап «Обучение»
«Проживание» лагерной смены
ввод в тематику ШПР;
отработка основных содержательных блоков смены;
отработка системы отрядных и дружинных дел в логике смены

Подготовка к практике
взаимодействие с педагогическим коллективом детского лагеря по подготовке к смене (проектирование смены);
создание проектов отрядной деятельности;
подготовка «вожатской копилки»
Наблюдательная практика

II этап «Проба сил»
Активная практика слушателей в качестве воспитателей детского лагеря
закрепление полученных знаний и умений, апробация отрядных проектов, участие в реализации программы лагеря, самопрезентация слушателей в ходе практики

III этап «Совершенствование»
подведение итогов и анализ практики;
проведение семинаров по обобщению полученного в ходе практики опыта;
организация системы консультаций;
контроль знаний слушателей, полученных за время обучения

IV этап «Практическая деятельность»
Работа слушателей в детских лагерях
проектировочная работа в коллективах детских лагерей в рамках подготовки к летнему сезону;
стажировка в качестве воспитателей детских лагерей центра в летний период.

Программа Школы педагогических работников предусматривает:
проведение лекций, семинаров, практикумов, спецкурсов; дискуссионные формы работы, тренинги и деловые игры, клубные формы работы и мастерские; организацию встреч с учёными, интересными людьми, мастерами-педагогами и специалистами центра; участие слушателей в различных направлениях деятельности; диагностическое и психолого-педагогическое сопровождение и поддержку слушателей на всех этапах реализации программы, организацию самостоятельной исследовательской и проектировочной работы слушателей, с учётом их профессионального интереса.
Учебный план
содержит как инвариантный (обязательный для всех слушателей) компонент, так и вариативный, связанный с индивидуальным профессиональным интересом слушателя.
К инвариантной части относятся все теоретические занятия и сопутствующие им семинары, практикумы, спецкурсы, а к вариативной — разовые или системные клубные занятия, углублённые спецкурсы по выбору слушателя. С учётом предложенных вариантов каждый слушатель еженедельно составляет программу индивидуальной учебной нагрузки.
Совет школы — высший орган соуправления. В него входят представители всех советов. Он контролирует, анализирует и корректирует учебный процесс, координирует работу советов, занимается решением основных содержательных и организационных вопросов, рассматривает конфликтные ситуации.
Один раз в неделю под руководством Совета школы проводится общее собрание с участием слушателей, кураторов и руководителей школы. На собрании рассматриваются актуальные вопросы организации деятельности.
Совет командиров
Выполняет функцию учебного совета — отвечает за обмен информацией, дисциплину и посещаемость, отслеживает уровень усвоения знаний, организует помощь слушателям в усвоении знаний, анализирует результаты учебной деятельности; разрабатывает критерии и варианты поощрений слушателей за успехи в различных видах деятельности. В Совет командиров входят командиры каждой учебной группы.
Совет здоровья
Отвечает за реализацию спортивно-оздоровительного направления. Он взаимодействует с Дирекцией морских, туристических и спортивно-оздоровительных программ, инструкторами по физической культуре детских лагерей. Проводит работу по пропаганде здорового образа жизни.
Информационно-аналитический совет
Отвечает за своевременное поступление и обмен информацией (о деятельности учебных групп, отдельных слушателей, о новостях мира, страны и ВДЦ «Орлёнок»); организует и координирует аналитическую деятельность на всех уровнях; обеспечивает работу с информацией, оформляет информационный стенд, сотрудничает с медиа-холдингом ВДЦ «Орлёнок», проводит социологический анализ и мониторинг результатов деятельности школы на каждом этапе, организует сотрудничество с библиотекой ВДЦ «Орлёнок».
Творческий совет
Руководит работой творческих и инициативных групп, отвечает за организацию позитивного досуга слушателей.

(Соломенцева Е. Подготовка воспитателей к работе с детьми в школе педагогических работников всероссийского детского центра «Орлёнок» // Народное образование. – 2005. - №3. – С. 105-110.)

Просмотров: 18257

Зарегистрировать лагерь