Интернет-ассоциация

лагерей отдыха

Программа переподготовки руководящих кадров для учреждений отдыха и оздоровления детей

Сергей Барканов,
заместитель начальника отдела Департамента государственной молодёжной политики, воспитания и социальной защиты детей Министерства образования и науки РФ, кандидат педагогических наук

Михаил Журавлёв,
заместитель начальника отдела Департамента медико-социальных проблем, материнства и детства Министерства здравоохранения исоциального развития РФ, кандидат педагогических наук


Система отдыха и оздоровления детей включает в себя сеть разнообразных оздоровительных учреждений, насчитывает более 53 тысяч лагерей различной ведомственной принадлежности. Стационарные загородные учреждения (организации) отдыха и оздоровления детей прежде составляли основной массив системы, а ныне это менее одной десятой части лагерей. Но по эффективности оздоровления, развития и воспитания детей они по-прежнему занимают приоритетные позиции.

Загородное стационарное учреждение отдыха и оздоровления детей располагается на стационарной базе круглогодичного или сезонного действия (на каникулярный период или часть каникул), размещается в загородной местности (либо в черте города, в экологически благоприятной для отдыха и оздоровления детей зоне). Стационарная база предусматривает материально-техническую базу и иные условия для круглосуточного пребывания детей.

К таким учреждениям можно отнести: детские оздоровительные лагеря, базы, комплексы, центры общего (не санаторного) типа. Эти некоммерческие организации ведут свою деятельность на основании Устава, утверждённого учредителем (учредителями) и зарегистрированного в установленном порядке.

Цель деятельности учреждения создать условия (материально-технические, социально-бытовые, санитарно-гигиенические, кадровые), обеспечивающие полноценный отдых и оздоровление детей.

К основным принципам деятельности современных загородных учреждений отдыха и оздоровления можно отнести:
- безопасность жизни и здоровья детей, защиту их прав и личного достоинства;
- создание разнообразных клубных пространств, где нормы и правила взаимодействия вырабатывают сами члены группы;
приоритет индивидуальных интересов, свободу выбора деятельности, коллектива, педагога как необходимые условия творческого развития и самореализации ребёнка;
- личностного развития и самореализации ребёнка в сочетании с соблюдением социальных норм и правил лагеря;
- гуманного характера отношений и оздоровительно-образовательных программ;
- конфиденциальность в разрешении личных проблем и конфликтов детей;
- единоначалие в сочетании с детским и педагогическим самоуправлением.

Коллектив учреждения самостоятельно вырабатывает направления оpганизационно-педагогической деятельности. Такими направлениями могут быть:

- разработка и реализация программ: оздоровительных, развивающих, образовательных, социальной реабилитации детей;
- социализация ребёнка, создание условий для социального взаимодействия;
- моделирование и апробация наиболее продуктивных инновационных оздоровительных и педагогических технологий по развитию интеллектуального, психофизиологического, эмоционально-нpавственного мира ребёнка и т.п.

Существенно меняются функционал и требования, предъявляемые к руководству. Директор (руководитель) заключает договоры, выдаёт доверенности сотрудникам на выполнение отдельных поручений, открывает в банках расчётный и другие счета. В соответствии с действующим законодательством о труде принимает и увольняет работников, издаёт приказы и даёт указания, обязательные для исполнения всеми работниками. Директор несёт ответственность за жизнь и здоровье детей и подростков, соблюдение санитарных правил, норм охраны труда. По согласованию с учредителем устанавливает структуру управления, утверждает штатное расписание, ставки заработной платы и должностные оклады работников, надбавки и доплаты, порядок и размер премирования работников; а также может утверждать правила внутреннего трудового распорядка.

Формами самоуправления могут быть совет учреждения, общее собрание, попечительский совет. Порядок выборов органов самоуправления и их компетенция определяются уставом. Могут быть созданы педагогический и/или методический совет, органы детского самоуправления (штаб, совет, «парламент»), учитывающие интересы детей, детские и юношеские общественные объединения, действующие в соответствии со своим уставом и уставом учреждения.

Другой вид детских лагерей в каникулярный период - лагеря с дневным пребыванием детей и подростков. Порядок проведения смен таких лагерей определён Приказом Минобразования России №2688 от 13.07.2001г.

Под сменой лагеря с дневным пребыванием понимается оздоровительная и образовательная деятельность в период каникул с пребыванием детей в дневное время и обязательной организацией их питания. Организатором смены лагеря могут быть органы управления образованием, органы по делам молодёжи, а также образовательные учреждения, клубы по месту жительства, детские и молодёжные объединения, другие организации, уставные документы которых позволяют организовывать подобный вид деятельности.

Педагоги вместе с ребятами намечают программу деятельности и организации самоуправления смены лагеря. При необходимости избирается совет, правление (или иной орган самоуправления) при равном представительстве детей и сотрудников, с учётом специфики смены лагеря и возраста детей.

Во время смены можно создавать временные общественные объединения детей и взрослых (детской или молодёжной организации). Приоритетными должна быть оздоровительная и образовательная деятельность, развивающая ребёнка (полноценное питание, медицинское обслуживание, пребывание на свежем воздухе, оздоровительные, физкультурные, культурные мероприятия, экскурсии, походы, игры, занятия в объединениях по интересам кружках, секциях, клубах, творческих мастерских).

Содержание деятельности смены лагеря с дневным пребыванием определяется направленностью смены (профильной, труда и отдыха или иной направленностью) с обязательным проведением оздоровительных мероприятий.

Руководитель (директор, начальник) смены лагеря назначается приказом организатора смены лагеря на срок, необходимый для подготовки и проведения смены, а также представления финансовой и бухгалтерской отчётности. Подбирает кадры для смены лагеря с дневным пребыванием организатор смены вместе с руководителем (директором, начальником) смены, органами управления здравоохранением, образованием, по делам молодёжи, другими органами исполнительной власти и местного самоуправления и организациями. Штатное расписание устанавливает организатор смены, исходя из целей и задач смены в пределах выделенных бюджетных ассигнований, а также с учётом внебюджетных источников финансирования.

Руководитель (директор, начальник) смены лагеря:
- обеспечивает общее руководство деятельностью смены лагеря, издаёт приказы и распоряжения, которые регистрируются в специальном журнале;
- разрабатывает и (после согласования с организатором смены лагеря) утверждает должностные обязанности работников смены лагеря, знакомит их с условиями труда; проводит (с регистрацией в специальном журнале) инструктаж персонала смены по технике безопасности, профилактике травматизма и предупреждению несчастных случаев; составляет график выхода на работу персонала смены;
- несёт ответственность за организацию питания и финансово-хозяйственную деятельность смены лагеря.

Порядок, условия привлечения педагогических и других работников для работы во время смены, а также оплата их труда устанавливаются в соответствии с нормативными правовыми актами Министерства образования и науки РФ. К педагогической деятельности в смене лагеря допускаются лица, как правило, имеющие высшее или среднее профессиональное образование, отвечающие требованиям квалификационных характеристик для соответствующих должностей педагогических работников. К работе в качестве поваров, кухонных рабочих на время производственной практики под руководством мастера производственного обучения могут привлекаться учащиеся образовательных учреждений, готовящих работников общественного питания, не достигшие 18-летнего возраста. По предлагаемой программе проходят переподготовку директора (начальники), заместители директоров (начальников) по воспитательной (образовательно-оздоровительной, методической) работе загородных стационарных учреждений отдыха и оздоровления детей и лагерей с дневным пребыванием по 72-часовой учебной программе (очная форма обучения). При этом 54 часа отводится на общую часть для руководителей обоих видов лагерей, 18 часов вариативная для каждого вида. В программе указаны два вида учебно-тематических планов и общая программа с вариативной частью.

Подготовка руководящих кадров загородных стационарных учреждений отдыха и оздоровления детей
Учебно-тематический план.

Тема 1. Нормативно-правовая база деятельности учреждений детского отдыха и оздоровления (теория 10 ч., практика 5 ч.)

- Законодательство Российской Федерации о правах ребёнка на отдых и оздоровление. Лекция 1 ч.
- Нормативно-правовые акты субъектов Федерации и местного самоуправления. Лекция 2 ч.
- Вопросы трудового права. Лекция 2 ч.
- Техника безопасности и обеспечение безопасности жизнедеятельности детей и взрослых. Лекция 2 ч., семинар 1 ч.
- Вопросы налогового законодательства, Земельного кодекса, лицензирования. «Круглый стол» 2 ч.
- Санитарно-гигиенические требования к Учреждению. Инструктаж: теория 3 ч. + практика 2 ч.

Тема 2. Организационно-управленческая деятельность учреждений детского отдыха и оздоровления (теория 6 ч., практика 10 ч.)

- Финансово-хозяйственная деятельность, права и обязанности лагеря с дневным пребыванием детей. Лекция 4 ч.
- Номенклатура документации смены лагеря. Лекция 2 ч.
- Управление персоналом. Семинар 2 ч.
- Основы менеджмента в управленческой деятельности. Практикум 3 ч.
- Анализ и прогноз развития деятельности Учреждения. «Круглый стол» 3 ч.
- Вопросы управления оздоровительной деятельностью в Учреждении. Семинар 2 ч.

Тема 3. Психолого-педагогические аспекты управленческой деятельности учреждения (теория 7 ч., практика 36 ч.)

- Вопросы программирования деятельности Учреждения. «Круглый стол» 3 ч.
- Основы психологии ребёнка. Семинар 3 ч.
- Социально-педагогические и психологические аспекты воспитательной работы в лагере с дневным пребыванием детей. Лекция 1 ч., Организационно-деятельностная игра 5 ч.
- Педагогика проживания и досуга в лагере. Лекция 2ч., тренинг 6 ч.
- Основы организационной работы педагогического коллектива. Лекция 2 ч., «круглый стол» 6 ч.
- Социально-педагогическая реабилитация детей в условиях Учреждения. Семинар 3 ч.
- Организация работы психолого-педагогических и методических служб Учреждения. Лекция 1 ч., тренинг 2 ч.
- Особенности проведения профильных смен в лагере. Лекция 1 ч., практикум 4 ч.
- Итоговое занятие. Подведение итогов курсовой подготовки. Ролевая игра 4 ч.

Подготовка руководящих кадров оздоровительных лагерей с дневным пребыванием учащихся
Учебно-тематический план

Тема 1. Нормативно-правовая база деятельности учреждений детского отдыха и оздоровления (теория 10 ч., практика 2 ч.)

- Законодательство Российской Федерации о правах ребёнка на отдых и оздоровление. Лекция 1 ч.
- Нормативно-правовые акты субъектов Российской Федерации и местного самоуправления. Лекция 2 ч.
- Вопросы трудового права. Лекция 2 ч.
- Техника безопасности и обеспечение безопасности жизнедеятельности детей и взрослых Лекция 2 ч., семинар 1 ч.
- Санитарно-гигиенические требования к Учреждению и условиям проведения смены. Инструктаж: 3 ч. теория + 1 ч. практика.

Тема 2. Организационно-управленческая деятельность учреждений детского отдыха и оздоровления (теория 5 ч., практика 10 ч.)

- Финансово-хозяйственная деятельность, права и обязанности лагеря с дневным пребыванием детей Лекция 3 ч.
- Номенклатура документации смены лагеря. Лекция 2 ч.
- Управление персоналом. Семинар 2 ч.
- Основы менеджмента в управленческой деятельности. Практикум 3 ч.
- Анализ и прогноз развития деятельности лагеря с дневным пребыванием Семинар 3 ч.
- Особенности взаимодействия с педагогическим окружением лагеря с дневным пребыванием. Тренинг 2 ч.

Тема 3. Психолого-педагогические аспекты управленческой деятельности учреждения (теория 7 ч., практика 36 ч.)

- Вопросы программирования деятельности Учреждения и смены лагеря. Практикум 3 ч.
- Основы психологии ребёнка. Семинар 3 ч.
- Социально-педагогические и психологические аспекты воспитательной работы в лагере с дневным пребыванием детей. Лекция 1 ч., организационно-деятельностная игра 5 ч.
- Педагогика проживания и досуга в лагере. Лекция 2 ч., тренинг 6 ч.
- Основы организационной работы педагогического коллектива. Лекция 2 ч., «круглый стол» 6 ч.
- Типология смен в лагере с дневным пребыванием. Семинар 3 ч.
- Специфика развития временного творческого коллектива в условиях смены лагеря. Лекция 1 ч., тренинг 2 ч.
- Развитие предметной среды лагеря. Практикум 2 ч.
- Особенности спортивной, туристской и экологической работы. Лекция 1 ч., семинар 2 ч.
- Итоговое занятие. Подведение итогов курсовой подготовки. Семинар 4 ч.

(Барканов С., Журавлев М. Программа переподготовки руководящих кадров для учреждений отдыха и оздоровления детей (лагерей, центров, баз) различной ведомственной принадлежности // Народное образование. – 2005. - №3. – С. 93-96.)

Просмотров: 16291

Зарегистрировать лагерь