Интернет-ассоциация

лагерей отдыха

Профильный лагерь «Юный археолог»: программа деятельности

Н.В. Ботвина — методист Информационно-методического центра.
В.И. Степовик — директор Станции детско-юношеского туризма и экскурсий г. Шебекино.
Н.Д. Дергаусова — старшая вожатая Чураевской основной школы Шебекинского района.


Информационная карта проекта

Профильный археологический лагерь «Юный археолог».

Цель проекта: Апробация профильного археологического лагеря как нетрадиционной формы организации краеведческой работы с учащимися с одновременным решением задач образования и воспитания.
Тип лагеря: Межшкольный профильный оздоровительный лагерь с дневным пребыванием.
Количество участников программы: Отряд учащихся 12–17 лет (30 человек).

Сроки реализации программы
Программа реализуется в течение лагерной смены (20 дней).
Кадровое обеспечение: С отрядом постоянно работают пятеро взрослых: научный руководитель, начальник лагеря, два вожатых, медицинский работник.
Финансовое обеспечение программы: Программа финансируется из бюджетных средств, считается одной из малозатратных форм.

Опыт деятельности
Программа апробирована в июле 2003 года на базе Крапивенской школы Шебекинского района, где проходил первый полевой сезон археологического лагеря.
Летний период — это не только подготовка к новому учебному году, но и прежде всего продолжение учебного и воспитательного процесса, который ведётся по многим направлениям образовательной деятельности школ и учреждений дополнительного образования. Педагоги постоянно ищут наиболее эффективные формы организации деятельности учащихся в каникулы.
Одна из таких форм — профильный археологический лагерь. Подростки овладевают разнообразными научными методами исследований, изучают культурные, исторические памятники, укрепляют здоровье, осваивают различные трудовые навыки.
С педагогической точки зрения важно, что работы проводятся учащимися 12–17 лет. Они посильны и интересны детям, да ещё и полезны для здоровья. Совместный труд и развлечения оказывают хорошее воспитательное действие: ребята начинают лучше относиться друг к другу, становятся более трудолюбивыми, ловкими и находчивыми. Новые знания об археологии, полученные в экспедиции, усиливают интерес к истории нашей Родины. Из «экспедиции в прошлое» ребята возвращаются людьми дела и слова, осознавшими себя в одном историческом ряду.
Основа деятельности лагеря — непосредственное знакомство учащихся со страницами прошлого родного края, ратными подвигами наших предков, защищавших русскую землю от врага в течение многих столетий. Структура программы — цели и задачи, модель организации лагерной смены, механизм реализации, кадровое и материальное обеспечение, предполагаемые результаты и методические материалы. Содержание программы включает в себя четыре блока: трудовой, историко-краеведческий, досуговый, оздоровительный.
Миссия лагеря: создать условия для формирования у подростков системного мировоззрения, компетентности, образованности, готовности к осознанным поступкам и ответственности за них.
Цель лагеря: учебно-исследовательская работа учащихся, сбор материала для проведения научных исследований.

Главное условие археологического лагеря — определение перспективной общественно значимой цели. Лагерь работает по заказу научного учреждения, результаты его работы представляют практический интерес. Система научных целей и задач определяет режим работы и весь порядок, а цели достигаются через решение задач.

Задачи лагеря

Образовательный блок
- овладение разнообразными научными методами исследований;
- приобретение практических навыков, исключающих агрессию и вандализм;
- формирование целостного миропонимания и современного научного мировоззрения;
- углубление познания учащихся в истории, формирование исторического сознания, развитие интереса к судьбам Родины;
- интеллектуальное развитие и укрепление связей общеобразовательных учреждений с высшими учебными заведениями;
- получение конкретного научного результата

Воспитательный блок
- воспитание национального самосознания, любви к малой родине;
- воспитание потребности заниматься общественной деятельностью, приносить пользу обществу;
- всестороннее эмоциональное, физическое развитие;
- воспитание культуры поведения;
- адаптация подростков к новой среде, новому коллективу;
- формирование навыков санитарно-гигиенической культуры, оздоровления организма

В успехе проведения трудового лагеря особую роль играет отбор детей — её участников. В отряд принимаются подростки из близлежащих школ, желающие участвовать в раскопках (медицинская справка и заявление родителей обязательны).

Согласно санитарно-эпидемиологическим правилам лагерь с дневным пребыванием организуется на базе общеобразовательного учреждения с пребыванием детей до 18 часов и организацией трёхразового питания. Для участников лагеря выделяют комнаты отдыха с материалами для проведения содержательного досуга, складское помещение для хранения оборудования.

Так как археологические раскопки проходят на месте древнего Крапивенского городища, то по легенде лагеря все его участники становятся жителями города Крапивенска — крапивенцами. Несмотря на то что вся деятельность лагеря подчиняется научному руководителю, это не исключает соуправления, в котором участвуют педагоги и воспитанники.

Высшим органом соуправления в городе стал общий сход.

Руководящий орган — совет горожан, состоящий из советнико и юных горожан, который координирует работу лагеря, решает текущие вопросы, руководит деятельностью рабочих групп. Собирается один раз в день.

Постоянные должности: старейшина — научный руководитель лагеря; советники — педагоги.
Меняющиеся должности: летописцы — ведут летопись города; воевода — занимается вопросами спортивно-оздоровительной работы; хранитель времени — следит за временем в течение всего дня; мастера — проводят творческие мастерские.

Система оценки и стимулирования детей

Материальные стимулы:
- оплата труда участников раскопок;
- освобождение учащихся от практики в образовательном учреждении.

Нематериальные стимулы:
- ношение отличительного знака члена отряда «Юный археолог»;
- занесение имени и фамилии в летопись отряда по итогам дня;
- запись в «Журнал учёта находок» фамилии и имени подростка, сделавшего ценную находку;
- вручение памятных дипломов в конце смены;
- дополнительный сеанс купания;
- право войти первым в столовую.

Психолого-педагогическое сопровождение в лагере

На начальном этапе создаётся атмосфера ожидания начала исследований, их предвкушение. Ребята осознают, что предстоящая работа — главное в лагере.

Для того чтобы создать в коллективе благоприятный психологический климат и условия для развития творческой индивидуальности, проводится анкетирование:
• в организационный период — узнать ожидания и привлекательные виды деятельности, умения и интересы;
• в основной период — для организации и корректировки работы;
• в заключительный период — понять, насколько реализованы ожидания детей, проанализировать результаты педагогического труда (см. приложение 2).

Основное содержание деятельности

Трудовой блок

Для многих воспитанников — переход от полного трудового безделья к сравнительно тяжёлой работе. А для педагогов — от академической тишины урока к бурному разнообразию лагеря.

В трудовом лагере порой происходит серьёзная переоценка ценностей. Тут уважают того, кто надёжен, вынослив, изобретателен и весел, «рукастые» всегда впереди.

Отряд делится на постоянно действующие группы, которые обучаются в первые дни смены:

• группа статистов, обязанности — фиксировать и описывать археологический материал;
• группа шифровальщиков — шифрует, упаковывает, консервирует находки;
• группа экскурсоводов — проведение экскурсий для гостей лагеря на городище и в школьном музее;
• группа летописцев — ведёт летопись отряда: описывает основные события каждого дня и в качестве поощрения заносит в летопись имена отличившихся в чём-то ребят;
• завхоз — следит за лагерным имуществом и доставляет всё необходимое к месту работы;
• фотограф — фотофиксирует находки и основные моменты раскопок.

Правило для педагогов, работающих в трудовом лагере: «Запрещается наказывать детей трудом!» Какие требования предъявляются организации труда? Работа должна быть посильной, цель — понятной для ребят, инструктаж о методике и технике безопасности — подробный. К раскопкам можно приступать только после специальных вводных занятий, пройдя инструктаж по технике безопасности (см. приложение 3).

Историко-краеведческий блок

Во время раскопок ребята овладевают основами профильной научно-исследовательской деятельности. Юные археологи учатся распознавать различные типы археологических находок; собирать, фиксировать и описывать археологический материал; разбивать и трассировать раскопочные площадки; зачищать культурные слои городища; фотофиксировать, шифровать, упаковывать, консервировать находки.

Знания по истории родного края усваиваются лучше всего на практике, наглядно подтверждаются во время раскопок. Через несколько дней смены ребята начинают самостоятельные исследования, научный руководитель занимается только контрольными работами и теоретическими обобщениями.

Формы реализации:
• организация собранных материалов в музейные и выставочные экспозиции на основе их систематизации и анализа;
• работа в группах статистов, шифровальщиков, фотографов, экскурсоводов, летописцев;
• проигрывание исторических ролей при участии в соуправлении лагеря;
• экскурсионные поездки в г. Шебекино в историко-художественный музей, в г. Белгород на диораму «Курская дуга» и в исторический музей;
• организация педагогами и воспитанниками археологической и исторической творческих мастерских;
• проведение лагерных дел: выставка «Археология и я», творческий марафон археологов, творческая работа «Моя родословная».

Досуговый блок

Педагоги в течение всей смены решают задачи адаптации подростков к новой среде, новому коллективу; всестороннего развития их творческой индивидуальности; воспитания культуры поведения.

Несмотря на большой объём работ, день насыщен досуговыми делами:

• организуются творческие мастерские: оформительская и игровая;
• проводятся традиционные дела смены: день знакомств «Здравствуй, наш лагерь», открытие лагеря и посвящение в археологи, день закрытия лагеря. «Ветер перемен» — это эмоционально насыщенное событие, когда подводятся итоги экспедиции, награждаются все участники раскопок по различным номинациям. Закрытие — это ритуал, вызывающий стремление вернуться в эти места;
• проводятся конкурсы: студия «Синема» — создание рисованного фильма, конкурс «Мастер на все руки», «Клуб фантазёров», интеллектуальные игры.

Оздоровительный блок

Физические нагрузки, свежий воздух, знакомство с красивыми уголками природы создают прекрасный физиологический и психологический фон.

Режим дня соответствует гигиеническим требованиям, предъявляемым к режиму дня данной возрастной группы детей: сочетание труда и содержательного отдыха, максимальное пребывание на воздухе, проведение оздоровительных мероприятий.

Спортивные мероприятия включают различные виды спортивных игр:
• игра на местности «Следопыт»;
• малые олимпийские игры;
• «Йог-ого» — состязание йогов;
• велопробег «Если с другом вышел в путь»;
• курьёзный туристский маршрут;
• эстафета служб 01, 02, 03;
• велородео.

Заботясь о профилактике травматизма, руководство лагеря тщательно подбирает оборудование, проводит инструктаж педагогов и воспитанников.

Кадровое обеспечение

Руководит проектом рабочая группа, её функции — информационно-методическое, кадровое, медицинское, материально-техническое и психолого-педагогическое обеспечение лагеря.

Для поддержки деятельности лагеря создаётся Совет попечителей, его функции — формирование системы общественных связей археологического лагеря и создание хорошего имиджа проекта.

Особенность детского археологического лагеря состоит в том, что практически все взрослые участники — добровольцы. Поэтому при подборе кадров необходимо использовать весь возможный арсенал форм, методов и средств.

С отрядом постоянно работают пятеро руководителей:
- научный руководитель — следит за выполнением научной программы лагеря;
- начальник лагеря — планирует, организует и контролирует все направления деятельности лагеря, отвечает за качество и эффективность его работы;
- педагоги — организуют воспитательную работу в лагере, отвечают за жизнь, здоровье и безопасность её участников;
- медицинский работник — проводит предварительное и постоянное освидетельствование участников раскопок, оказывает необходимую медицинскую помощь.

Кроме того, участников раскопок консультируют научные сотрудники музея, педагоги дополнительного образования, станции детско-юношеского туризма и экскурсий.

Предполагаемые затраты и источники финансирования

При нынешних экономических проблемах археологический лагерь может существовать только на принципах долевого участия различных учреждений и организаций в финансировании проекта:
• питание отряда учащихся и оплату педагогам спонсирует управление образования администрации города и района;
• транспортные расходы обеспечивает участникам раскопок отдел по делам молодёжи при администрации района;
• оплата труда участникам экспедиции может осуществляться на основании договора с Центром занятости населения.

Правила жизни в лагере
1. Спеши делать добро. Будь щедрым на доброту.
2. Полагайся на дружбу.
3. Уважай чужое мнение. Учись слушать и слышать.
4. Уважай старших. Будь благодарным.
5. Работай над своими привычками. Посеешь поступок — пожнёшь привычку, посеешь привычку — пожнёшь характер.
6. Верь в свои силы и в то, что ты делаешь.
7. Найди своё дело. Начинай с того, что тебе по силам. Дело боится смелых.
8. Воспитывай волю. Без воли нет успеха, без успеха нет счастья.
9. Будь любознательным.
10. Воспитывай самостоятельность.
11. Цени время. Время — это жизнь. Делай всё вовремя.

Девиз отряда «Юный археолог»

«Людям, верящим в добро и дружбу, не страшны горы трудностей и моря сомнений. Вместе мы всё преодолеем».

Инструкция по правилам внутрилагерного распорядка и технике безопасности при археологических раскопках

Во избежание несчастных случаев при переезде, в лагере и в процессе археологических раскопок учащиеся и преподавательский состав обязаны строго соблюдать следующие правила поведения и техники безопасности:
1. Категорически запрещается самостоятельно приводить в движение автомобиль, мотоцикл идр. технику, использовать их во время пребывания в лагере и на раскопе для разъездов, выбегать на дорогу или автотрассу.
2. В лагере и в раскопе преподаватели и учащиеся обязаны строго выполнять установленный распорядок дня, режим труда и отдыха, без разрешения старших не покидать лагерь и раскоп. Днём дежурные без разрешения руководителей не должны допускать на территорию лагеря посторонних лиц.
3. Категорически запрещается употребление пива и спиртных напитков, а также самостоятельное приготовление пищи.
4. В лагере, лесу и поле необходимо осторожно обращаться с огнём. Категорически запрещается курение в лагере, палатках и на раскопе, а также вблизи любых легковоспламеняющихся предметов.
5. Запрещается разведение костров в лесу без специально подготовленной площадки и преподавателей. Уходя, остатки костра следует обязательно залить водой и засыпать землёй.
6. В связи с неблагоприятной санэпидобстановкой в районе нахождения лагеря купание в близлежащих речках и водоёмах категорически запрещено.
7. В лагере и его окрестностях следует соблюдать чистоту. Мусор разрешается выбрасывать только в специально оборудованных для этого местах.
8. В археологическом раскопе учащиеся должны внимательно относиться к работающим рядом соседям, соблюдать технику безопасности (исключить порезы ножом, засорение глаз почвой, поднятие чрезмерных тяжестей, тепловые удары).
9. При обнаружении в раскопе или на его поверхности взрывоопасных предметов категорически запрещается трогать их, расчищать, обезвреживать, переносить на другое место. О таких находках учащиеся обязаны сразу же сообщить преподавателям, а последние — организовать ограждение предметов, выставить возле них постоянную охрану и сообщить в милицию или райвоенкомат.
10. О всех случаях ухудшения самочувствия или заболевания учащиеся должны ставить в известность преподавателей. Для оказания первой медицинской помощи в лагере и на раскопе медицинская аптечка обязательна.
11. Перед началом археологических работ преподаватели и учащиеся знакомятся с настоящей инструкцией под расписку.

Просмотров: 20535

Зарегистрировать лагерь