Интернет-ассоциация

лагерей отдыха

Страхи

Родители Рузвельта каждый вечер заходили к нему в комнату, чтобы сказать «Спокойной ночи!». Но однажды этого не произошло, и он пошел выяснить, в чем дело. Дверь на кухню была приоткрыта. Когда он заглянул туда, то увидел родителей, сидящих за столом. Они шептались. Отец нервно постукивал пальцами по столу, а по лицу его текли слезы.

Никто не объяснял мальчику, что же случилось, и он дол­го пытался понять увиденную сцену. После этого Рузвельт постоянно тревожился за родителей, гадая, что же в их отношениях «не так». Однажды отец с утра остался дома. Это стало повторяться ежедневно. Зато по утрам стала уходить из дома мать. То, что отец неожиданно бросил работу, вызвало большое беспокойство у мальчика, пото­му что, естественно, возник вопрос: где же они теперь возьмут деньги на жизнь. Наконец, заметив состояние сына, отец признался, что он потерял работу.

Страхи ребенка отражают его восприятие окружающего ми­ра, рамки которого теперь для него значительно расширяют­ся. Большей частью страхи связаны с событиями в школе, семье и группе сверстников. Необъяснимые и вымышленные страхи прежних лет постепенно уступают место более осоз­нанным заботам, каких немало в повседневной жизни. Пред­метом страхов могут быть и предстоящие уроки, и уколы, и какие-то природные явления, и отношения между сверстни­ками. Ощущения страха становятся сильнее, обобщеннее, принимая форму тревоги или беспокойства. Такие дети, как Рузвельт, «заражаются» заботами и беспокойством родите­лей по поводу возникающих в семье проблем - финансовых, болезни или смерти близких, трудностей в отношениях в се­мье или с соседями. Может возникать ощущение страха пе­ред занятиями в школе (особенно если они связаны с неуда­чами), перед критикой со стороны учителей; нередки боязнь хулиганов, травм, а главное - боязнь быть отвергнутым роди­телями или сверстниками.

Когда такие дети, как Рузвельт, видят своих родителей озабоченными, слабыми, огорченными и беспомощными, их страхи возрастают. Несмотря на то, что потеря работы не яв­ляется катастрофой, в глазах 12-летнего ребенка это может выглядеть именно так. Честный рассказ о случившемся был бы лучшим способом подготовить Рузвельта к изменению в повседневной жизни семьи и предотвратить его острое бес­покойство. Иначе чувствительный ребенок может предполо­жить, что это он каким-то образом виновен в случившемся.

Время от времени у детей в этом возрасте появляется типичное для многих школьников нежелание идти в школу, а то и страх перед нею. Когда происходит такое, у ребенка не­трудно обнаружить широко распространенные внешние сим­птомы: головные боли, колики в желудке, рвота и головокру­жение. Все это не симуляция, поэтому отнестись к появив­шимся симптомам следует вполне серьезно. Обычно такие дети учатся нормально, а их страхи в большей мере обуслов­лены опасениями за родителей (чаще всего - за мать), бояз­нью оставить их наедине с горем, бедой и т. д., но вовсе не вероятностью получить плохую оценку. Родители, выражая при ребенке свои тревоги, сомнения и колебания, чаще всего сами порождают у детей страх за них и опосредованно - страх пе­ред школой.

Противоречивые и неуверенные в себе родители могут со­здать у ребенка впечатление, что они боятся расставания и нуждаются в его постоянном присутствии. Их подсознатель­ное стремление вечно цепляться за ребенка отбивает у него желание проявлять независимость и настойчивость. У многих крайне зависимых и чрезмерно опекаемых детей развивает­ся страх перед школой, так как они чувствуют потребность быть рядом с матерью, которая беспокоится о них. Конечно же, каждая мать хочет, чтобы ее ребенок посещал школу и Рос независимым, но неосознанная постоянная тревога мо­жет побуждать к противоречивым поступкам. Такая мать не только не может освободить ребенка от ощущения страха, но и поощряет в нем чувство постоянной тревоги и сверхзависи­мость.

Ребенка, у которого появился страх перед занятиями, важно как можно быстрее вернуть в школу. Иногда излишнее вни­мание к жалобам на физическое недомогание может вызвать усиление указанных симптомов. Возможно, порою лучше «не заметить» плохое настроение ребенка и проигнорировать его жалобы. Дружески-настойчивая заинтересованность в посе­щении школы в любом случае предпочтительнее, чем жалость или стенания.

Просмотров: 7640

Зарегистрировать лагерь