Страхи
Родители Рузвельта каждый вечер заходили к нему в комнату, чтобы сказать «Спокойной ночи!». Но однажды этого не произошло, и он пошел выяснить, в чем дело. Дверь на кухню была приоткрыта. Когда он заглянул туда, то увидел родителей, сидящих за столом. Они шептались. Отец нервно постукивал пальцами по столу, а по лицу его текли слезы.
Никто не объяснял мальчику, что же случилось, и он долго пытался понять увиденную сцену. После этого Рузвельт постоянно тревожился за родителей, гадая, что же в их отношениях «не так». Однажды отец с утра остался дома. Это стало повторяться ежедневно. Зато по утрам стала уходить из дома мать. То, что отец неожиданно бросил работу, вызвало большое беспокойство у мальчика, потому что, естественно, возник вопрос: где же они теперь возьмут деньги на жизнь. Наконец, заметив состояние сына, отец признался, что он потерял работу.
Страхи ребенка отражают его восприятие окружающего мира, рамки которого теперь для него значительно расширяются. Большей частью страхи связаны с событиями в школе, семье и группе сверстников. Необъяснимые и вымышленные страхи прежних лет постепенно уступают место более осознанным заботам, каких немало в повседневной жизни. Предметом страхов могут быть и предстоящие уроки, и уколы, и какие-то природные явления, и отношения между сверстниками. Ощущения страха становятся сильнее, обобщеннее, принимая форму тревоги или беспокойства. Такие дети, как Рузвельт, «заражаются» заботами и беспокойством родителей по поводу возникающих в семье проблем - финансовых, болезни или смерти близких, трудностей в отношениях в семье или с соседями. Может возникать ощущение страха перед занятиями в школе (особенно если они связаны с неудачами), перед критикой со стороны учителей; нередки боязнь хулиганов, травм, а главное - боязнь быть отвергнутым родителями или сверстниками.
Когда такие дети, как Рузвельт, видят своих родителей озабоченными, слабыми, огорченными и беспомощными, их страхи возрастают. Несмотря на то, что потеря работы не является катастрофой, в глазах 12-летнего ребенка это может выглядеть именно так. Честный рассказ о случившемся был бы лучшим способом подготовить Рузвельта к изменению в повседневной жизни семьи и предотвратить его острое беспокойство. Иначе чувствительный ребенок может предположить, что это он каким-то образом виновен в случившемся.
Время от времени у детей в этом возрасте появляется типичное для многих школьников нежелание идти в школу, а то и страх перед нею. Когда происходит такое, у ребенка нетрудно обнаружить широко распространенные внешние симптомы: головные боли, колики в желудке, рвота и головокружение. Все это не симуляция, поэтому отнестись к появившимся симптомам следует вполне серьезно. Обычно такие дети учатся нормально, а их страхи в большей мере обусловлены опасениями за родителей (чаще всего - за мать), боязнью оставить их наедине с горем, бедой и т. д., но вовсе не вероятностью получить плохую оценку. Родители, выражая при ребенке свои тревоги, сомнения и колебания, чаще всего сами порождают у детей страх за них и опосредованно - страх перед школой.
Противоречивые и неуверенные в себе родители могут создать у ребенка впечатление, что они боятся расставания и нуждаются в его постоянном присутствии. Их подсознательное стремление вечно цепляться за ребенка отбивает у него желание проявлять независимость и настойчивость. У многих крайне зависимых и чрезмерно опекаемых детей развивается страх перед школой, так как они чувствуют потребность быть рядом с матерью, которая беспокоится о них. Конечно же, каждая мать хочет, чтобы ее ребенок посещал школу и Рос независимым, но неосознанная постоянная тревога может побуждать к противоречивым поступкам. Такая мать не только не может освободить ребенка от ощущения страха, но и поощряет в нем чувство постоянной тревоги и сверхзависимость.
Ребенка, у которого появился страх перед занятиями, важно как можно быстрее вернуть в школу. Иногда излишнее внимание к жалобам на физическое недомогание может вызвать усиление указанных симптомов. Возможно, порою лучше «не заметить» плохое настроение ребенка и проигнорировать его жалобы. Дружески-настойчивая заинтересованность в посещении школы в любом случае предпочтительнее, чем жалость или стенания.
Просмотров: 7998