Интернет-ассоциация

лагерей отдыха

Культура поведения у детей

Культура поведения – это широкое понятие, которое раскрывает сущность моральных норм в отношении к людям, к природе, к труду, к предметам материальной и духовной культуры и, конечно же, к самому себе.
Ребенок вынужден усвоить ряд правил, необходимых для жизни в обществе. Эти правила вполне доступны ребенку и постепенно усваиваются им в процессе общения с другими людьми в повседневной жизни ребенка и становятся со временем привычками поведения и навыками. Не даром говорят «Посеешь привычку – пожнешь характер».

Родителям и педагогам следует помнить о некоторых особенностях дошкольного возраста:
- Неустойчивость навыков и привычек
- Неточность выполнения правил поведения
- Недостаточная осознанность своих поступков
- Подражательность

Воспитывать культуру поведения у детей необходимо по отношению к взрослым. Дети видят, что родители заботятся о них и будут стараться отвечать тем же, охотно выполняя их просьбы, слушаясь их, будут стремиться порадовать своими поступками.
Ребенку необходимо уметь поддерживать эмоционально положительный тон общения с окружающими людьми, пользоваться словами вежливости. Пусть ребенок старается вести себя так, чтобы не причинять беспокойство окружающим, а также не перебивает взрослого при разговоре, помогает маме донести из магазина небольшой пакет с продуктами, пропускает вперед старших, уступает место в транспорте пожилым людям.
Учите ребенка при разговоре смотреть собеседнику в глаза, приветливо отвечать на вопросы. Важно также не уходить, если разговор не окончен, проявлять чуткость к душевному и физическому состоянию взрослых и выбирать соответствующую линию своего поведения.

В отношении к сверстникам необходимо воспитывать у ребенка уважение, отзывчивость, доброжелательность, взаимопомощь. В 2-4 года ребенок должен знать, что нельзя мешать игре товарища, нельзя отнимать игрушки. Воспитывайте в малыше приветливость, сочувствие, желание поделиться, порадовать товарищей по игре. Учите детей договариваться перед совместной деятельностью.
С четырехлетнего возраста ребенок осознает свои поступки и свое поведение. У него появляется возможность формирования новых качеств: умение убедить товарища или согласиться с его мнением. Необходимо научить ребенка справедливо разрешать спор, быть предупредительным: пододвинуть тарелку с хлебом, уступить девочке свой стул, деликатно предупредить о возможности оплошности.

Важно научить ребенка культуре поведения в общественных местах: как вести себя во время экскурсий, в кино или театре, в кафе, в транспорте или библиотеке.

Правила бытовой культуры должны прививаться ребенку одни из первых: во время еды, опрятность, бережное отношение к вещам. Донесите до ребенка, что каждая вещь является результатом человеческого труда, что ее нужно использовать по назначению, убирать на место. При обнаружении поломки, необходимо попытаться починить вещь совместно с ребенком.

Положительное отношение к труду тоже является составляющей воспитания культуры поведения детей. Здорово, когда ребенок с удовольствем выполняет поручения взрослого, проявляет интерес к труду взрослых, помогает им: вытитрает пыль, убирает со стола, собирает игрушки. Дети 3-4 лет желают все делать сами, так дайте им эту возможность. Пусть станут вашими помощниками. Не забывайте хвалить ребенка и подчеркивать важность его помощи и поддержки. Не отказывайте ребенку, если он предложил свою помощь, даже если вы уверены, что "только его тут не хватало". С 4-х лет ребенок начинает понимать необходимость труда, чувствует ответственность за порученное дело, он самостоятелен, стремится к качественному результату. Обязательно поощряйте инициативность ребенка в труде.

Бережное отношение ребенка к природе воспитывается с детства. Необходимо учить видеть ее красоту, бережно относиться ко всему живому. Дети 3-4 лет могут помогать ухаживать за растениями, проявлять заботу по отношению к животным. Пятилетнему ребенку выделите небольшой участок, для того, чтобы он сам выращивал растения из собранных семян.

Для воспитания культуры поведения у детей нам необходимо самим быть хорошим примером для него. Дети подражают взрослым, переносят отношения в семье на отношения со сверстниками. Не стоит забывать про режим дня ребенка. Исследования показывают, что в семьях, где соблюдается режим дня, дети более уравновешены, меньше переутомляются, спокойно реагируют на замечания родителей, легче переносят обиды сверстников. В семье должна царить атмосфера добра и спокойствия.

Как же прививать культуру поведения малышу? Каждое правило поведения должно усваиваться постепенно. Сначала родители должны разъяснить его. Например, "если ты толкнул другого ребенка и не извинился, он подумает, что ты специально его толкнул и обидется на тебя". Дети должны упражняться в выполнении правил поведения. Можно для этого специально создавать ситуации. Например, ребенку 2-3 лет мама напоминает о правиле поведения, предупреждает возможность нарушения. «Папа первый сел за стол ужинать и не забыл помыть руки перед едой. Мы с дочкой, конечно, тоже помоем ручки». В более старшем возрасте напоминания также присутствуют, но все реже и реже, так как считается, что ребенок уже с ними знаком.

При воспитании культуры поведения у детей обязательно нужно контролировать выполнение ребенком правил поведения, сопровождая его оценкой, положительной либо отрицательной. Отрицательная оценка, в любом случае, должна быть тактичной. Например, «не понимаю, как ты, такой хороший мальчик, мой помощник, мог обидеть девочку

Требования к поведению ребенка должны постоянно усложняться. До 3-х лет, воспитывая у детей послушание, родители должны быть требовательны в меру, так как детям еще довольно сложно контролировать свое поведение. После 3-х лет большое значение приобретает контроль в выполнении правил поведения ребенком, так как ребенок уже усвоил многие правила поведения, но они еще не устойчивы. В этом возрасте присутствуют напоминание и оценка. У четырехлетних детей должны быть устойчивые навыки дисциплины, родители должны быть требовательны к ребенку.
Если родители наблюдают систематические нарушения правил культуры поведения, то сначала необходимо найти причину. Например, установленные правила не соответствуют возрастным и индивидуальным особенностям ребенка, начало болезни, нарушение режима, переутомление, различные требования к выполнению правил у родителей, наличие чрезмерного количества запретов. Вместо слов с частицами «не», например, «не кричи», используйте синонимы - «говори тише».

Когда ребенок сознательно совершил проступок - наказание неизбежно. Например, «я не могу разрешить тебе играть с ребятами, так как ты грубо разговариваешь с ними. Поиграй один возле меня». Недопустимы наказания, оскорбляющие достоинство ребенка: категорически запрещено бить ребенка, обзывать, лишать еды, прогулки. Требования родителей к поведению ребенка должны быть в виде указаний, совета, но не запрета. Запретный плод сладок, поэтому постарайтесь меньше пользоваться словом «нельзя».

Для воспитания культуры поведения детей можно использовать пример других малышей, показывать инсценировки ситуаций с игрушками. Читайте ребенку стихи, рассказы, сказки соответствующего содержания. Чаще беседуйте с ребенком!

Помните, Вы - главный образец подражания для своего ребенка.

Просмотров: 21161

Зарегистрировать лагерь