Интернет-ассоциация

лагерей отдыха

Интервью с заместителем директора по образованию МДЦ «Артек» Юрием Владимировичем Ээльмаа

Интервью с заместителем директора по образованию МДЦ «Артек» Юрием Владимировичем Ээльмаа


- В России существует множество детских лагерей разного профиля. Какое место в этой системе занимает «Артек»?


- Сегодня перед "Артеком", с точки зрения определения собственного места в детской лагерной отрасли, стоит несколько непростых и амбициозных задач. У нас есть замечательный смысловой бэкграунд, связанный со славной историей "Артека" - символа счастливого солнечного детства. В советские годы, как мы помним, лагерь считался флагманом, образцовым стандартом отдыха ребёнка.

Затем - период существования "Артека" под юрисдикцией другой страны. И сегодня Россия получает, по сути дела, обновлённый "Артек". С одной стороны, это бренд, название, вызывающее у сограждан большое количество положительных ассоциаций и воспоминаний. Но в то же время есть совершенно естественные запросы - увидеть под прежней маркой новый лагерь, отвечающий всем актуальным потребностям нынешнего общества, нынешнего поколения школьников и их родителей, образовательной системы с её требованиями.

И ответственная задача, которая сегодня перед нами стоит, - оправдать эти ожидания, то есть сохранить за "Артеком" его флагманский статус, роль лидера отечественного лагерного движения. Но этот статус ни в коем случае не должен быть номинальным. Мы должны предложить обществу качественно новые стандарты детского лагеря, адекватные времени. Такие образцы организации всех сфер лагерной жизни, которые себя оправдают и которые наши коллеги захотят перенимать сами. Собственную миссию как неформального лидера лагерной отрасли мы видим и в том, чтобы помогать другим лагерям решать насущные проблемы. У "Артека" для этого есть необходимый потенциал и ресурсы.

Вся деятельность управленческой команды "Артека" в течение последних двух лет была направлена именно на это - разработку новых стандартов качества, причём универсальных, то есть применимых не только на артековской площадке. Значительное наше достижение в этом направлении - это СОМы, сетевые образовательные модули, партнёрские образовательные программы, предназначенные специально для детского лагеря, с большой практической составляющей. Прошедший в октябре в Артеке форум "Детский лагерь - новое образовательное пространство" стал для нас возможностью продемонстрировать свои наработки, представить их на суд коллег и получить обратную связь.

- Вы выступаете за унификацию лагерей по типу «Артека» или как-то по-другому видите систему?


- Никакой формальной унификации в лагерной отрасли, конечно, быть не должно. Она никогда ни к чему хорошему не приводит. Да и вообще, унификация легко может перерасти в уравниловку, которая полна своими издержками. Лучше обойтись без них.

Напротив, существующее у нас разнообразие форм организации лагерной жизни - это скорее преимущество. На линейке лагерей должны быть представлены самые разнокалиберные образцы, от федеральных "гигантов" до относительно небольших частных лагерных проектов. У родителей должен быть выбор, куда отправить ребёнка на отдых.

Другой вопрос, что все без исключения лагеря, обладающие правом оказывать услуги в сфере детского отдыха, должны соответствовать стандартам - предельно чётким, прозрачным и закреплённым на государственном уровне. Творческий подход возможен и необходим в вопросах лагерного движения, но ряд норм, связанных, в частности, с вопросами безопасности, подготовки образовательных программ и кадров, должен быть общим для всех без исключения. Иначе у нас будет не система, а хаос и раздробленность с печальными последствиями, как это случилось в истории с Сямозером.

Если же говорить о возможности конкуренции между лагерями - на мой взгляд, основой для этой конкуренции должно быть не наличие каких-то материальных ресурсов, а прежде всего качество образовательного контента, которым будет наполнено время пребывания ребёнка в данном лагере. Насколько грамотно и осмысленно выстроен период лагерной смены, обогатится ли её участник новыми знаниями и навыками? Вот в этом вопросе и следует "соревноваться" друг с другом.

Собственно, "Артек" именно на этой образовательной составляющей детского отдыха и делает сейчас основной упор. Мы хотим, чтобы наши дети уезжали после смены не только с хорошим загаром, но и с хорошим запалом - с ориентированностью на новые дела и знания, на развитие каких-то личных навыков, которые, возможно, впервые проявились у них именно в "Артеке".

- На недавнем форуме организаторов детского отдыха обсуждался закон, который будет регламентировать работу лагерей. Какие изменения в связи с этим законом следует ожидать?


- Надеюсь, главное изменение, которое мы получим в результате действия будущего закона, - это более менее системная отстроенность нашей отрасли. Ибо именно это сегодня наша базовая проблема - большинство участников функционируют в некотором роде вразнобой, по принципу "как исторически сложилось". К счастью, наконец-то пришло время урегулировать эту ситуацию. И хорошо, что у нас есть возможность делать это в дискуссионно-коллегиальном формате, как это имело место, в частности, на артековском форуме.

- Активно обсуждается вопрос лицензирования лагерей. Какие требования будут предъявляться к лагерям, чтобы получить лицензию? Это будет требование для всех лагерей или только для государственных?


- На наш взгляд, первоочередной момент, который должен лечь в основу механизма лицензирования, - это качество образовательной программы данного лагеря. Причём как качество самой программы, так уровень и качество образовательных результатов, которые достигаются по её прохождении. Именно это, кстати, даст основания для "цивилизованной конкуренции" лагерей за лидерские позиции в отрасли, о чём я говорил ранее. Ибо в идеале именно интеллектуальный капитал, которым наделяют ребёнка в лагере, должен стать одним из главных мотивов выбора самого лагеря. Иными словами, родитель, выбирая лагерь, может задавать себе вопрос: «Чему мои сын или дочь научится в детском лагере?»

Кроме того, такое требование просто "подтянет" некоторые лагеря до какого-то необходимого уровня. Ведь у многих лагерей образовательные программы не прописаны, хотя они должны быть опубликованы на официальном сайте лагеря. Мы выступаем за то, чтобы и к лицензированию подходить постепенно. Уже даже просто разработка этих образовательных программ по определённым стандартам будет значимым шагом в плане структурного развития отрасли.

И, конечно, отдельного внимания должны заслуживать вопросы, связанные с безопасностью, подготовкой кадров. Семья должна понимать, что отпускает ребёнка в абсолютно безопасную среду, как с точки зрения элементарных условий охраны жизни и здоровья, так и с точки зрения образования. Ребёнок в лагере находится в комфортных безопасных условиях, его обучают и тренируют не халтурщики с "корочкой" в кармане о прохождении малопонятных 10-дневных "курсов вожатых", а компетентные профессионалы, обладающие навыками и педагога, и менеджера, и психолога.

- Назовите три первоочередных задачи, которые должен решить каждый лагерь для успешного развития?


- Задач, конечно, намного больше, но если пытаться как-то их рейтинговать, то это то, о чём я уже сказал, - качество образовательных программ, качество системы лагерной безопасности и качество подготовки кадров, персонала. Вот над совместным обсуждением и решением этих задач мы и будем в ближайшее время работать.

Лариса Чугуевская


Просмотров: 4782

    Добавление комментария

Зарегистрировать лагерь