Интернет-ассоциация

лагерей отдыха

Каникулы с плюсом (образовательные поездки за границу)

Ирина МОЧАЛОВА,
генеральный директор
Центра Международных контактов «Парта»


Для многих российских школьников образовательная поездка за границу — мечта, а шансов достичь желаемого ничтожно мало. И тем не менее, количество «образовательных туристов» ежегодно увеличивается. Но наши ребята могут надеяться только на своих родителей. Да ещё на изредка встречающихся спонсоров. Или выиграть путёвку в конкурсе. В 2003 году «Клуб отличников «ПАРТА» организовал конкурс на лучшее сочинение на английском языке сред школьников Северного административного округа Москвы. Победительнице была оплачена путёвка на три недели в британскую школу Баксвуд. Но это скорее единичные случаи, чем практика.

Образовательным туризмом в нашей стране занимаются либо турфирмы, для которых этот вид деятельности побочный - в силу сезонности работы, либо небольшие специализированные агентства, в которых штат не более трёх-четырёх человек и которые предоставляют, помимо образовательных, также туристические услуги. Хотя точной статистики о количестве этих фирм не существует, можно предположить, что их насчитывается не более ста по всей стране.

Оцениваются услуги фирм, связанные с отправкой детей и взрослых на изучение того или иного языка за границей, в зависимости от визовых особенностей страны, сложности и длительности программы.

Компании, которые занимаются в России отправкой соотечественников на учёбу за рубежом, можно разделить на две группы: те, что работают только с лингвистическими программами (или предлагают так называемый образовательный туризм), и специализированные агентства, предоставляющие полный спектр услуг, начиная от изучения языка и заканчивая обучением в аспирантуре. Правильнее было бы называть эти агентства консалтинговыми, потому что они осуществляют скрупулёзный подбор образовательной программы для каждого клиента, исходя не только из доходов родителей, но и из личностных качеств школьника или студента. То есть работают в зависимости от задачи, которую ставит перед собой «образовательный турист». Кстати сказать, такая ответственность в работе с клиентом отличает «хорошее» агентство от «плохого». И это можно понять лишь на собственном опыте. Когда агентство заявляет о спектре своих услуг и декларирует, что оно готово вас отправить хоть в Гренландию изучать язык эскимосов, а сидит при этом в подвале и имеет штат сотрудников в два-три человека, то это должно настораживать. Будущему туристу при подготовке к поездке советую ещё обратить внимание на обстановку в офисе и заботу менеджера о нём.

В последнее время всё больше студентов обращаются за советом и консультацией: где и как получить качественное образование, некоторые при этом слабо представляют себе цели обучения, так что менеджер «хорошего» агентства самым тщательным образом выясняет все предпочтения ученика и подбирает такой вариант обучения, который будет наиболее эффективен для этого человека. Только в этом случае агентство может рассчитывать на дальнейшее сотрудничество с клиентом.

Встречный поток иностранных студентов в Россию не так велик, и несколько лингвистических школ, предлагающих изучение русского языка как иностранного, расположены в Москве и Санкт-Петербурге.

Такова общая картина рынка услуг в области обучения за рубежом. Теперь попытаемся выявить тенденции, которые будут определять летние каникулярные программы как неотъемлемую часть образовательного туризма. По-прежнему для большинства российских студентов и школьников, выезжающих совершенствовать свои лингвистические навыки, английский язык остаётся приоритетом, а Соединённое Королевство — страной предпочтительного выбора. Следом идут Мальта и Ирландия. Летом на Мальте русский язык занимает пятое или четвёртое место среди самых распространённых. Для того, кто хочет изучать язык, это минус, а для тех, кто не любит изнурять себя «паст перфектами», такая поездка — сплошное удовольствие.

Благодаря умеренной стоимости программы обучения, уверенно набирает популярность на рынке лингвистических программ Канада. Если взять совокупность затрат на четырёхнедельный курс изучения языка, то, несмотря на довольно высокую стоимость перелёта, общая цена обучения, проживания и различных мероприятий вполне сопоставима с аналогичными британскими программами. Что касается англоговорящих Новой Зеландии и Австралии, то количество «образовательных туристов», выезжающих в эти страны из европейской части России, пока не очень значительно. В основном их предпочитают жители Восточной Сибири и Дальнего Востока. Кроме английского, наши школьники активно изучают французский и немецкий языки во Франции, Германии и Швейцарии, а вот интерес к испанскому и итальянскому пока не очень велик.

Образовательный туризм, как и всё в нашей стране, развивается. Так, в настоящее время наблюдается заметно растущий спрос на программы изучения языка, совмещённые с развитием академических или профессиональных навыков, а также программы по интересам. К программам первого вида (они могут быть краткосрочными и долгосрочными) относятся те, что нацелены не только на развитие лингвистических навыков, но и академических умений — понимать речь преподавателей, говорящих с различным акцентом и не учитывающих быстроту восприятия речи студентами-иностранцами, умение вести конспект, работать с дополнительной литературой, пользоваться библиотечными каталогами и т.д. Второй вид программ (быстро получивший распространение) предусматривает подбор фирм и компаний для прохождения практики после вводного, как правило, четырёхнедельного курса обучения языку.

Программы по интересам позволяют сочетать изучение языка с более углублённой деятельностью в интересующем направлении, к примеру, учить английский и заниматься гольфом или учить испанский и танцевать фламенко.

Лингвистические программы, пользующиеся спросом летом, помимо общего деления на курсы для детей и взрослых, можно классифицировать так: программы, совмещающие изучение языка, мероприятия и экскурсии (напоминают наши традиционные летние лагеря); программа «Язык и спорт» (к примеру, гольф, футбол, верховая езда, теннис); программа «Язык и дополнительная подготовка по академическим предметам» (в основном на базе международных школ); программа «Язык и занятия искусством» (рисунок, живопись, сценическое искусство); программа «Язык и особенности национальной кухни, виноделия». Популярны летние спортивные лагеря, в которых можно выбрать программу как с изучением языка, так и без этого.

Как правило, родители начинают отправлять своих детей в возрасте 10–12 лет в традиционные лагеря первого типа, чтобы дети смогли присмотреться к национальным особенностям страны, а затем «шлифуют» их навыки на профильных программах.

Рассмотрим несколько программных маршрутов в качестве примеров и начнём с Великобритании как самого популярного направления. Летние курсы Британской ассоциации школ-пансионов (The British Association of Boarding School Summer Courses) соответствуют самому требовательному вкусу. Эти курсы основаны по инициативе Хэрроу Скул в 1995 году. Курсы длятся 2, 3 и 4 недели и проходят в июле и августе. Студенты могут выбрать программы одной из 4 знаменитых британских школ: Хэрроу Скул (Harrow School), Регби Скул (Rugby School), Крайст Колледж Брекон (Christ College Brecon), Долвич Колледж (Dulwich College). За прошедшие несколько лет по летним программам прошли обучение 1400 студентов из 47 стран в возрасте 9–18 лет. Каждая из школ имеет прекрасные возможности для занятий спортом на собственных полях и площадках. Занятия искусством и ремеслом, стрельбой из лука, баскетболом, каноэ, гольфом, фехтованием, фигурным катанием, верховой ездой, горным велосипедом, регби, футболом, плаванием и т.д. — это ещё не полный перечень того, чем учащиеся могут заняться после занятий.

Студенты живут в школьных резиденциях (что-то вроде общежития). Им предоставляется разнообразное трёхразовое питание, организованное по принципу шведского стола. Для тех, кому это необходимо, предоставляется диетическое питание.

Школы проводят многочисленные мероприятия и устраивают экскурсии в Лондон и другие исторические города. Маршруты экскурсий — лондонский Тауэр, смена караула у Букингемского дворца, Собор Св. Павла, Британский музей и Национальная галерея, музей восковых фигур мадам Тюссо и планетарий, римский город Бат, Гринвич, Брайтон, Виндзорский замок, Винчестер, Оксфорд, Стоунхендж, Страфорд-на-Эйвоне — родина Шекспира.

Обучение включает 20 часов в неделю в классе, видеоуроки, ролевые игры, пьесы.

В начале занятий ученика тестируют и направляют в группу соответствующего уровня, так как обучение в школе ведётся на всех уровнях: от начального до «продвинутого». Количество учащихся в группе не превышает 10 человек. Так как эти школы относятся к наиболее престижным в Великобритании, качество преподавания языка не вызывает сомнений.

Желающим освоить азы знаменитого британского футбола или улучшить своё футбольное мастерство можно отправиться в Ливерпульскую школу английского языка (Liverpool School of English). Школа находится на кампусе Liverpool Hope University College, расположенного в Hope Park, в 6 километрах от центра города, и гармонично сочетает приятную деревенскую атмосферу с современными возможностями для учёбы и отдыха. В этой школе предлагают две специальные программы, которые не найдёшь в других языковых школах. Это программы «Английский и футбол» и «Английский и Битлз». Они проводятся, как правило, летом, но для закрытых групп (специально формируемых обычно школой) возможны выезды также в течение года.

Ребятам, побывавшим в Канаде, очень нравится лингвистическая школа Винчемна (Wynchemna Language and Learning Centre), которая находится в Калгари, провинция Альберта. Винчемна предоставляет уникальную возможность изучать английский язык в одном из самых красивых уголков природы в мире. Калгари — столица зимних Олимпийских Игр 1988 года — современный город, в котором царит атмосфера дружелюбия. Со всех сторон город окружён национальными парками.

Руководство школы Винчемна убеждено в том, что студенты должны изучать второй язык с удовольствием. Школа добивается этого совмещением учёбы в классе и внешкольных мероприятий. Небольшие группы (в среднем 6 учеников на одного учителя) позволяют преподавателю уделять каждому студенту персональное внимание. Во время учёбы студенты проживают на кампусе Института технологии Южной Альберты (Southern Alberta Institute of Тechnology). Он находится в одном из самых привлекательных районов Калгари недалеко от делового центра и представляет собой современную резиденцию с отдельными комнатами для учащихся.

Интересен подход к организации питания студентов в Винчемне. Студенты завтракают вместе со своими инструкторами, что способствует тёплой и уютной обстановке. Обед организован в форме шведского стола, студенты могут выбрать себе порции из предлагаемых супов, салатов, овощей, мяса, рыбы и вегетарианских блюд. Ужин, который готовится совместно, превращается в весёлое и увлекательное событие.

Внеклассные мероприятия проходят после обеда под руководством опытных инструкторов. Студентов обучают плаванию на каноэ и каяках, а также игре в гольф: это значит, обучение языка не прекращается в течение всего дня. Коньком Винчемны является недельный поход по одному из самых живописных заповедников Канады — Национальному парку Скалистых Гор, включая посещение столицы провинции — города Эдмонтон. Участники похода имеют уникальную возможность фотографировать оленей, лосей, горных козлов, а иногда и медведей. Это время для любования природой, её изучения.

Как отмечают участвовавшие в таких программах школьники, полученный опыт не только улучшает их знание языка, но и вырабатывает уверенность, снимает скованность, позволяет чувствовать себя более свободно в различных житейских ситуациях. Многие родители используют такие поездки на каникулы в качестве стимула дальнейшего обучения своих отпрысков.

(Мочалова И. Каникулы с плюсом // Народное образование. - 2004 - №3 - С.259-261)

Просмотров: 13191

Зарегистрировать лагерь