Интернет-ассоциация

лагерей отдыха

Поэтапная организация смены в детском лагере

Е. Епишкова, С. Матчина,
методисты Детского центра «Лазурный»


Можно выделить три основных этапа (периода) летней смены, у каждого из которых — свои цели, задачи, содержание деятельности. На каждом из этих этапов в работе педагога есть свои особенности.

Организационный период (I этап)

Основная цель этого периода — адаптация ребёнка к условиям и особенностям летнего лагеря или центра. Дети знакомятся друг с другом, педагоги и воспитатели узнают об их интересах, определяют лидера, дают детям возможность проявить себя.

Советы на организационный период педагогу-организатору

До сбора нужно часто сменять временных командиров (это даст возможность увидеть на этом посту ребят-лидеров);
- лучше, чтобы ребята сами выбирали временного командира;
- индивидуальные беседы проводите только наедине;
- больше отрядных дел — это главный фактор формирования коллектива;
- больше перегруппировок в творческих делах в оргпериод;
- помните макаренковский принцип: трудную работу — лучшим;
- название, песня, девиз, эмблема — лицо отряда;
- дисциплина — главное условие благополучного пребывания в центре.

Именно поэтому, особенно в оргпериод, требуйте, чтобы чётко выполнялись все законы, нормы, режим дня, санитарно-гигиенические правила.

Основной период (II этап — выполнение поставленных перед сменой задач)

Основной период делится на два этапа, на каждом из которых решаются определённые задачи.

Задачи первого этапа основного периода:
- создать условия для проявления самобытности каждого ребёнка, его духовно-нравственного потенциала;
- развернуть деятельность клубов и кружков, которые соответствуют интересам и запросам ребёнка;
- создать условия для работы органов самоуправления;
- корректировать нормы общения, поведения, отношений.

На втором этапе основного периода задачи следующие:
- организовать коллективно-творческую деятельность;
- создать условия для полноценного функционирования органов детского самоуправления;
- показать знания, умения, навыки, полученные на занятиях кружков или клубных объединений;
- корректируются межличностные и коллективные отношения.

Итоговый период (III этап)

Подведение итогов прожитой смены, реадаптация детей к возвращению домой.

Педагог-организатор в это время
Работает по намеченному ранее плану; привлекает к коллективным делам каждого ребёнка; продумывает программу прощального вечера.

I этап

Позиция педагога-организатора:
Заботливая и справедливая, но строгая и требовательная мама

Основной вид деятельности педагога-организатора:
Разъясняю, требую, добиваюсь выполнения требований. Инициатива исходит от вас. Показываю себя, сотрудников лагеря

Пик трудности:
3–4-й день смены связан с процессом адаптации к новым условиям и новым видам деятельности. Необходимо снять напряжение, улучшить настроение детей

Отрядная работа:
Огонёк знакомства, игры, оргсбор, тематические беседы, турниры, конкурсы, оборудование отрядного места

Массовые дела:
Открытие смены, вечер «Здравствуй, друг!»

II этап

Позиция педагога-организатора:
Сотрудничество с детьми; консультант-инструктор

Основной вид деятельности педагога-организатора:
Отрядные, межотрядные и общие дела. Старайтесь почаще уйти в сторону, не берите на себя всю ответственность, как в организационный период

Пик трудности:
На 13–14-й день смены. Это «пик привыкания», время, когда ребята привыкли ко всему: к вам, совместной жизни, режиму, делам, лагерю

Отрядная работа:
Вечерние огоньки, спортивные, ролевые, деловые игры, прогулки в лес, творческие конкурсы, чтение книг

Массовые дела:
Дни творчества и т.п.

III этап

Позиция педагога-организатора:
Заботливая и справедливая, товарищ и друг

Основной вид деятельности педагога-организатора:
Пожинание «плодов» организованной работы

Пик трудности:
За 2–3 дня до отъезда. «Пик усталости». Постарайтесь улучшить настроение детей

Отрядная работа:
Конкурсы творческих дел, прощальный огонёк

Массовые дела:
Соревнования, шоу

Живая анкета «Здравствуйте!»
Проводится в форме подвижной игры. Каждый участник игры, отвечая на вопрос, может выбрать только один вариант ответа. На каждый из трёх вопросов предлагается три варианта ответа.

1. Наша компания (отряд) сегодня:
а) замечательная, потому что её все замечают;
б) просто мальчишки и девчонки, собравшиеся вместе;
в) у нас пока не получается сплочённого коллектива.

2. Для большинства ребят жизнь в «Лазурном» — это:
а) возможность провести время;
б) возможность проверить свои силы;
в) возможность найти новых друзей.

3. Среди нас:
а) все умеют и любят играть;
б) многие хотят быть просто болельщиками, зрителями;
в) слишком разные люди.

Игры на знакомство

«Дружба». Играющие объединяются в круг по трое. За кругом — двое ведущих. Обходя круги, они выбирают играющих и встают на их место. Освободившиеся два человека становятся ведущими.

«Суета сует». Для игры необходимо подготовить карточки. Всем игрокам раздаются карточки, разделённые на 9–16 клеточек. В каждой клеточке записано задание: вписать в неё имя человека, который самый…
- симпатичный;
- улыбчивый;
- голубоглазый;
- задумчивый и т.д.
Чем неожиданнее и разнообразнее задания, тем интереснее игра.

«Разговор спинами друг к другу». Разбейтесь на пары и встаньте друг к другу спинами. По команде самый смелый в паре описывает внешность партнёра (цвет глаз, одежду, количество пуговиц), а партнёр оценивает точность описания по пятибалльной системе. Затем дети меняются ролями.

«Любимое занятие». Все играющие садятся в круг (свободных мест нет). Ведущий стоит в центре и произносит фразу: «Поменяйтесь местами те, кто любит танцевать (играть на гитаре, любит мороженое, с именем Оля и т.д.)». Все меняются местами. Тот, кто остался без стула, становится ведущим.

«Представиться по-разному».

а) Каждый человек в круге должен «представить себя»: характерным жестом, выразительным словом, прочитав стихотворение, сделав свою визитку.

б) Группа встаёт в два круга: внешний и внутренний — лицом друг к другу. Получившиеся пары в течение 2–3 минут знакомятся и рассказывают о себе, а затем внутренний круг смещается вправо на одного человека. Перемещение повторяется, пока не будет пройден весь круг. Можно использовать музыкальное сопровождение, провести игру в танце.

«Поздороваться за руку с максимальным количеством людей». Каждый должен за 1–3 минуты успеть поздороваться за руку с максимальным количеством людей. Руку надо пожимать доброжелательно, глядя человеку в глаза, обязательно называть своё имя.Творческие задания «Ваш билетик»
Каждый участник этой игры получает билет, на котором написано задание.

Варианты творческих заданий:
Вспомните и назовите семь народных игр.
Представьте, что вы ведущий шоу-программы «Поле чудес». Объявите тему игры.
Разделите игроков на команды для участия в подвижной игре «Хвост дракона».
Вспомните три конкурса и предложите всем принять участие в конкурсной программе «Самый, самый, самый…»
Нарисуйте ребус и предложите ребятам его разгадать.
Вспомните или придумайте игру, в которую можно сыграть всей семьёй на дне рождения.
Попробуйте вспомнить и показать основные элементы хоровода или покажите любую игру-танец.
Предложите участникам любую музыкальную викторину.
Организуйте конкурс скороговорок.
Проведите аукцион спортивных игр.


(Епишкова С., Матчина С. Магия лета. В помощь педагогу-организатору // Народное образование. – 2005. - №3. – С.142-145.)

Просмотров: 38728

Зарегистрировать лагерь