Интернет-ассоциация

лагерей отдыха

О предупреждении насилия в отношении детей в лагерях отдыха

28 мая 2010 г., в преддверии Дня Защиты детей, в Москве прошел городской круглый стол «Предупреждение насилия в отношении детей». Ведущей круглого стола была О.А. Бахчиева, начальник управления воспитания и дополнительного образования Департамента образования города Москвы.
Вначале участники Круглого стола посмотрели фильм Ролана Быкова «Люба, или Я сюда больше никогда не вернусь», открывающий внутренние ощущения ребенка, испытавшего насилие. Затем прозвучали доклады экспертов.

Ответственный секретарь Московской городской межведомственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Правительства Москвы Ю. Б. Котов сообщил общее состояние проблемы жестокого обращения и насилия в отношении детей в городе Москве. Заведующий отделением клинической психологии Научного центра психического здоровья РАМН С.Н. Ениколопов осветил актуальные проблемы в исследованиях детско-подросткового насилия с точки зрения психологии. Методист Методического управления «Содействие» МГПИ А.Б. Турова представила анализ результатов опроса специалистов социальной и образовательной сферы г. Москвы, работающих со случаями жестокого обращения с детьми в семье. Заведующий амбулаторным детско-подростковым наркологическим реабилитационным отделением Наркологического диспансера № 12. В.Б. Васечкин представил методику «Оценка рисков и возможностей» как эффективный инструмент выявления, формирования реабилитационного маршрута для детей, находящихся в социально опасном положении.

В докладе представителя нашего СМИ было отмечено, что дети статистически чаще страдают от проявлений насилия в лагерях от других детей, чем от взрослых (педагогов, иных работников лагеря, посторонних лиц). Хотя насилие со стороны взрослых оказывает более сильное травмирующее воздействие. Многие дети не желают ехать в лагерь, откровенно опасаясь физического и психологического насилия со стороны товарищей (так называемые мобинг, буллинг, насмешки, поддразнивание, вымогательство, физическая агрессия и т.д.). Проблему усугубляет то, что дети в лагере оказываются в тесном, недавно созданном коллективе, в непростых и непривычных бытовых условиях при повышенной физической и психической нагрузке. В случае конфликта дети не могут уединиться, найти защиту в своем доме и семье. Таким образом, следует уделять особое внимание предупреждению насилия в самой среде детей, но при этом гораздо строже контролировать случаи насилия со стороны взрослых.

Помимо известных видов насилия (физическое, психологическое, сексуальное) вниманию аудитории были предложены примеры таких видов насилия, которые вызывают у ребенка страдания, но пока не учитываются должным образом.
- Этическое насилие. Когда вожатый причиняет ребенку страдания, мотивируя это справедливостью, правилами, авторитарным решением. Например, когда провинившегося ребенка лишают полдника, прогулки, купания. Или разлучают с друзьями и родственниками, не учитывая желания ребенка и его психологические особенности. При этом не нарушается закон, однако имеется ущемление свободы. Формами этического насилия можно считать получение доходов за счет детей путем спекуляции, натравливание коллектива на ребенка, который дерзит или мешает педагогу, принуждение к труду в ущерб развитию и самооценке.

- Нравственное насилие. Ребенок приезжает в лагерь со своими идеалами, убеждениями, детским внутренним миром, наивными представлениями. Однако он может попасть в ситуацию осквернения этого внутреннего мира. Высмеивание интересов ребенка как «незрелых», навязывание негативных установок (например, курения как подобающего занятия для «настоящего парня»), запугивание (традиционные страшные истории перед сном могут вызывать фобическое расстройство), очернение идеалов – всё это можно считать проявлением нравственного насилия, негативно отражающимся на развитии личности. Особой формой нравственного насилия является высмеивание религиозных идеалов, семейных ценностей.

- Правовое насилие. Нередко наблюдается нарушение прав ребенка, когда ни ребенок, ни взрослые об этом не знают (либо не желают знать). Например, провинившегося или совершившего правонарушение ребенка подвергают допросам, задержаниям, обыскам, лишают какого-либо имущества, препятствуют возможности связаться с родственниками и защитниками в конфликтной ситуации. Это нарушает ст. 37 Конвенции о правах ребенка.
Было отмечено, что многие педагоги детских лагерей (вожатые, инструкторы, организаторы) не знают законодательной базы, определяющей взаимоотношения с ребенком, основу которой составляют Уголовный кодекс РФ, Конвенция о правах ребенка и не соблюдают даже должностные обязанности вожатого. Молодые педагоги в лагерях подчас настолько проникаются ролью опекунов, «старших братьев», «родителей», миссией «учителей жизни», что считают себя вправе применять различные насильственные методы воспитания, забывая, что они являются в первую очередь работниками, которые предоставляют детям, как клиентам лагеря, набор услуг, предусмотренный договором. Таким образом, организаторам детских лагерей приходится проводить дополнительную разъяснительную работу (воспитывать воспитателей), либо принимать решение по увольнению нарушителей. Однако нерадивый вожатый может уйти, а травма в детской душе останется.

Основные рекомендации по предупреждению насилия в детских лагерях таковы:
- Организовывать развивающие и обучающие программы, обеспечивая занятость детей и переключение их потенциальной агрессии на преодоление внешних испытаний и собственных слабостей.
- Обеспечить постоянный контроль пребывания детей, особенно в темное время суток. Чтобы вожатый знал, на каком занятии, в каком помещении находится каждый вверенный ему ребенок, а руководитель знал, где находится весь подчиненный ему персонал.
- Последовательно бороться с вредными привычками и традициями (курение, алкоголизация и др.), категорически не допускать их на территории лагеря, т.к. они являются факторами риска для развития ситуаций, в которых совершаются насильственные действия.
- Регламентировать отношения вожатых и детей, использовать нормативно-правовой язык и логику в решении и предупреждении конфликтных ситуаций.
- Знать о возможных очагах развития конфликтов и проявления насилия, проводить профилактическую работу, выявлять детей и персонал, имеющих психологические проблемы, которые создают почву для развития насилия.
- Осуществлять психологическую и педагогическую работу по гуманизации сознания детей, разъяснять недопустимость насилия.

Эта информация была признана актуальной в том числе и для Москвы, которая хоть и не является городом-курортом, но организует сотни лагерей дневного пребывания и загородных лагерей, готовит тысячи вожатых и инструкторов, которым необходима специальная психолого-педагогическая и правовая подготовка в данном вопросе.

О предупреждении насилия в отношении детей в лагерях отдыха


Просмотров: 9753

    Добавление комментария

    • Guest
    • / 05-08-2010, 13:14
    • : 13:14
    Материал интересный.
    Но поднятая в последнее время и широко "разрекламированная" тема о "правах ребенка" какая-то очень однобокая. Почему-то все забывают, что наделение правами должно порождать вменение обязанностей.
    Так вот вопрос: какие обязанности у детей вытекают из Конвенции, наделяющей их правами? Странно, он этот вопрос нигде не освещается, никогда не звучит в прессе.

    Без привязки к лагерю, как посмотреть на отвержение автором коллективного воспитания? В приведенной ситуации "натравливание коллектива на ребенка, который дерзит или мешает педагогу, принуждение к труду в ущерб развитию и самооценке." - да, возможно такая мера, мягко говоря, неоптимальна. А теперь, вспомнив советское прошлое, когда прогуливать, плохоу учиться и не стать пионером, потеряв уважение большей части общества было непозволительным, и общество и коллектив (в т.ч. сверстников) был важным ограничивающим от девиантного поведения фактором. Вопрос не в том, пришло было это "советским" или нет. Вопрос в другом: выходя за рамки лагеря воспитание коллективом под руководством педагога с положительным направление практически утратило силу и не используется. Зато привитие вредных привычек в школьных, дворовых и прочих команиях под влиянием того же коллектива - очень действенная "мера воспитания". Почему же ее не применять в разумном количестве в нужном направлении?

    Еще один тезис автора доклада, который сложно обойти стороной - "они [вожатые] являются в первую очередь работниками, которые предоставляют детям, как клиентам лагеря, набор услуг, предусмотренный договором." Да фраза содержит еще и вроде бы ключ "что считают себя вправе применять различные насильственные методы воспитания", но акценты просмтриваются вовсе не на "насильственных методах". На период пребывания ребенка в лагере по сути передаются опекунские обязанности, формально - на руковдителя организации и опосредованно - на вожатых. Представим "опекуна", работающего по договору, и только выполняющего прописанные в договоре обязанности: за жинь и здоровье отвечает, досуг обеспечивает. При этом психологический комфорт, привитие каких-либо морально-этических ценностей - это остается за рамками договора. И вот мы получаем вожатого-робота, потому как в договоре какое-либо духовное и прочее взаимодействие, всегда возникающее при общении любых людей, не прописано.

    Еще один интересный пункт - "традиционные страшные истории перед сном могут вызывать фобическое расстройство". Да. А еще, "употребление дыни натощак может вызвать диарею", "при употреблении лекарств могут проявиться побочные явления". Это все наука; допустим, основанная на статистике. А статистика, как мы знаем - это инструмент, с помощью которого обосновать можно все, что угодно. И цифры доказательные найти. Главное задаться целью, что доказать хочешь. А теперь забудем про науку и вспомним себя (если есть что), и свое лагерное детство. Уже забыли, как мы упрашивали вожатого рассказать страшилку, а потом сами друг друг собравшись на одной кровати начинали расказывать что-то страшное? Да, не все. Но многие. И эти воспоминания многих греют и сейчас. Много ли из нас страдают фобиями от лагерных страшилок? В жизни оказалось страшилок куда больше, а те - осталишь лишь воспоминаниями, вызвающими улыбку.

    Можно быть трижды кадидатом наук и профессором, но, работая с детьми, нужно не забывать быть прежде всего человеком: с чувствами, эмоциями, обязанностями. Законы и науку нужно знать и уметь использовать, но идеализация, стремящаяся к идиотизации - это перебор. Конвенция - это "модно". И на западе модно ей трясти. Наверное все помнят случай, облетевший все СМИ, когда дочь подала на мать в суд за то, что она родила ее без ее (дочери) на то согласия!

    Еще раз повторюсь - материал интересный. Но пронизанный прозападными веяниями права, психологии и педагогики и созданный исключительно на научно-правовой основе, без учета традиций, а в нашем обществе этого не учитывать нельзя - все равно склонность к использованию традиций в нашем обществе сильна. И если есть традиции явно "непедагогичные", с которыми нужно бороться, то традициионные страшилки, королевские ночи - это те традиции, которые для многих ассоциируются со словам "детский лагерь", и без которых он превратится в турецкий курорт с аниматорами.

    И наконец. Все любят писать, что и где плохо; писать много абстрактных рекомендаций по "предотвращению, предупреждению" . Но редко кто из людей науки берет на себя ответсвенность дать рекомендции конкретные тактические рекомендации по грамотной ликвидации последствий (того же случившего насилия внутри детского коллектива). А это было бы куда полезнее - ведь если информация публикуется на сайте, чьей целевой аудиторией явлются дети, вожатые и родители - понимать, какие действия рекомендуют уважаемые гуру было бы куда полезней, чем читать таинственное слово "статистика" и наблюдать за сотрясанием Конвенцией и прочими кодексами. Можно сослаться, что это уже много раз написано. Но далеко не все вожатые и родителис профильным образованием, чтобы перечитывать методички. При этом, качество работы таких вожатых, зачастую ничть не ниже, чем людей с профильным образованием.

    В заключение скажу коротко: вожатый - это прежде всего человек, взаимодействующий с людьми (детьми, родителями, коллективом). Возможно есть родители, готовые отдать своих детей в руки роботов науки и права, но большинство все же предпочтут видеть прежде всего человека, которому можно доверить своего ребенка.
    -------------------
    С уважением,
    Guest
    • Не нравится
    • +1
    • Нравится
      • Джонатан Ливингстон
      • / 05-04-2018, 15:58
      • : 15:58
      Занятная такая демагогия - в этом единственном комментарии. Даже пробудила ностальгию по 1980-1990-м. Особенно любопытно было это прочесть в свете того, что происходило впоследствии. Молодцы! Хорошо, что от таких манипуляторов мало что зависит.
      • Не нравится
      • 0
      • Нравится

Зарегистрировать лагерь