Интернет-ассоциация

лагерей отдыха

Работа с «трудными» подростками в условиях палаточного лагеря

Вадим Смирнов,
заведующий кафедрой,
Орловской Академии государственной службы (филиала в г. Тамбове),
кандидат педагогических наук, доцент


Пять лет назад в Тамбове был создан Центр медико-социальной помощи подросткам при Тамбовском областном наркологическом диспансере. Врачи-наркологи, психологи, социальные педагоги Центра работают с подростками, эпизодически употребляющими алкоголь, токсические, наркотические вещества; ведут профилактическую, санитарно-просветительскую и лечебную работу, медосмотры в школах, ПТУ, колледжах и лицеях.

Профилактическая работа включает в себя лекции, беседы, «круглые столы», семинары, выступления по радио, телевидению. Темы лекций — профилактика пьянства, алкоголизма, наркомании, токсикомании, венерических заболеваний. При лечении подростков, эпизодически употребляющих наркотические вещества, используются медикаментозные, психотерапевтические и физиотерапевтические методы. В течение года ребята проходят лечение и реабилитацию в Центре, находясь под наблюдением специалистов. Но летом, когда появляется много свободного времени, пациенты опять встречаются со сверстниками с наркотической зависимостью, «срываются» и вновь начинают принимать наркотики.

Ясно, что нельзя оставлять этих ребят на всё лето «наедине с собой». Решили попробовать организовать летний отдых для группы ребят из 11 человек, от 12 до 17 лет, явно интересовавшихся туризмом. Мы понимали, что организация летнего лагеря позволит в более непринуждённой обстановке продолжить социализацию детей, добиться большего взаимопонимания и доверия, что крайне необходимо при работе с подростками с вредными привычками. Решили создать в лагере условия для того, чтобы ребята были полностью самостоятельными.

К сожалению, денег на организацию лагеря нам найти не удалось, но от этого энтузиазма у нас не убавилось. Дорогу до лагеря и обратно помог оплатить областной наркологический диспансер, а все отдельные расходы оплатили мы сами — организаторы лагеря и родители. Выбрали одно из самых живописных мест Тамбовской области — «Воронинский» заповедник. Несколько педагогов, врачей, работников заповедника установили на берегу реки Вороны палаточный лагерь.

Под наблюдением врача-нарколога, педагога, психолога и одного из родителей подростки три недели прожили вдали от благ цивилизации, всем необходимым обеспечивая себя сами.

Обязанности по работе были чётко распределены: ребята заготавливали дрова, питьевую воду, готовили и убирали. Несмотря на то что в обыденной жизни эти обязанности выполняются крайне неохотно и по возможности игнорируются, здесь, наоборот, окружённая ореолом романтики работа по жизнеобеспечению выполнялась охотно и хорошо. Между подростками и взрослыми уже не было пропасти, наоборот, они учились друг у друга. То, что ребята отлично умеют поставить палатку или правильно развести костёр и учат этому взрослых, резко повышает заниженную самооценку подростков, что становится мощным стимулом к самовоспитанию.

В многодневной оторванности от дома ребята начинают понимать, что связаны и зависят друг от друга. Естественным путём формируется психология взаимоотношений, так как интересы группы оказываются в прямой зависимости от деятельности каждого. Ежедневно надо заботиться о том, чтобы приготовить завтрак, обед и ужин, принести воду, чтобы ни с кем ничего не случилось. Подросток начинает самостоятельно соотносить свои поступки с интересами группы. Знания из области абстракции переходят в область конкретных поступков, накапливается позитивный опыт жизни в обществе. В ежедневных заботах психологи и педагоги работают ненавязчиво и гармонично, незаметно для ребят вводят их в сложный мир человеческих чувств, поступков, переживаний, соблазнов, воспитывают чувство ответственности перед конкретными людьми, членами группы. Каждый подросток находится в сложной системе отношений, которая постоянно меняется в зависимости от конкретных условий. Всё это позволяет выработать умение принимать ответственные решения, отвечать за свои поступки. Ведь все теперь зависят от тебя, а ты — от всех.

Подростки в летнем лагере забывают о дворовых компаниях, где они могли бы принимать наркотики. Для того чтобы вы представляли себе, чем мы занимались в лагере, приведу некоторые выдержки из дневника, который мы вели каждый день, по очереди делая записи с момента подготовки к походу:

…Готовясь к летнему лагерю, мы определили минимум продуктов, которые нужно взять с собой на первое время, в дальнейшем планировалось пополнять запас питания в городе Инжавино, который находился в четырёх километрах от стоянки нашего лагеря. Ноша каждого туриста была нелёгкой и включала в себя три банки тушёнки, две банки сгущёнки, два килограмма крупы или вермишели, килограмм сахара, пачку чая, сушки, сухари. И это ещё не всё, что несли на себе подростки: спальный мешок, инструменты (топор, пила, молоток, сапёрная лопата), набор кухонной посуды и палатку. До города добрались без труда. Наши мучения начались после высадки в Инжавино. С превеликим трудом мы преодолели четырёхкилометровый путь до стоянки. Ребята разбились по парам и начали устанавливать палатки. Мы занялись обустройством быта: сколотили стол и лавки, устроили очаг, сделали навес для хранения дров. В общем, провозились до вечера. Довольные, собрались у костра на первый ужин. Устали так, что отбой объявили раньше положенного. Но выспаться в эту ночь нам не удалось: нас разбудил громкий крик девочек. Плохо соображая, мы побежали на крик, но всё оказалось не так страшно: просто дети установили палатку на муравейнике. Общими усилиями с фонарями мы перенесли палатку подальше и разбрелись по местам.

Утро нас встретило приятной прохладой, горячий завтрак улучшил настроение, а ночное происшествие вызвало много шуток. Назначили дежурных, утвердили меню и объявили готовность к походу через пятнадцать минут. Нам предстояло вместе с работниками заповедника понаблюдать за гнездовьями лебедя «шипуна», занесённого в Красную книгу. Сыграли общий сбор, проверили экипировку ребят, установили порядок движения и в путь. Двигались в полной тишине, лишь изредка егерь останавливал группу, чтобы показать что-нибудь интересное: гнездо лесного конька или следы кабанов. Потеряв пару литров крови (такого количества комаров мы раньше не видели), добрались до места. Уложив группу в укрытии и вооружившись биноклями, стали ждать, наблюдая за озером Кипица.

Лежали долго, кое-кто из ребят даже задремал, но наш проводник вдруг сделал движение рукой в сторону тростника и камышей левее от нашего укрытия. Присмотревшись, мы увидели то, зачем так долго шли: пару великолепных лебедей. Налюбовавшись вволю, очень осторожно, чтобы не потревожить птиц, отошли на безопасное расстояние. Сегодняшний день не прошёл зря, эмоции переполняли детей, они торопились поделиться с теми, кто остался в лагере и не видел это своими глазами.

Обратная дорога показалась легче и короче. После обеда утвердили план экскурсий на завтрашний день. Короткий отдых, затем купание, футбол и волейбол. За ужином у вечернего костра, глядя на огонь, я понял, что сегодня никто не курил, и это было здорово!

…Новый день принёс и новые заботы. Оказалось, что запасы питьевой воды подошли к концу. Собрав пластиковые питьевые канистры и баки, всё мужское население лагеря отправилось за водой в посёлок. Девочки занимались приготовлением обеда и уборкой. В самый разгар дня небо затянулось тучками, налетел ветер и пошёл дождь. Обед наш спасло то, что над кострищем был натянут тент. Спрятавшись в палатки, мы не теряли времени даром и, используя ситуацию, тихо вели беседу, откровенничали и пытались вместе найти ответы на самые разнообразные вопросы. Проигрывали разные конфликтные ситуации, которые когда-то случались у ребят с родителями, учителями или сверстниками, определяли причины расхождений во мнениях и предлагали разные пути решения этих проблем. В общем, шла обычная работа, но ненавязчиво и мягко, причём инициаторами разговора по душам были сами ребята.

Дождь закончился так же внезапно, как и начался, выглянуло солнышко и заискрилось сотнями маленьких капелек на траве, деревьях и кустарниках. А в душе что-то пело, между взрослыми и детьми устанавливалась та невидимая связь, которая называется доверием. Будет следующий день, а за ним придёт ещё и ещё один, будут успехи и неудачи, но самое главное уже началось: пришла уверенность, что всё, что мы делаем, приближает детей к длительной, устойчивой и осознанной ремиссии.

…Рабочий день начался рановато, около четырёх утра, именно в это время можно услышать птичье разноголосье в хоровом исполнении и соло. Оделись потеплее, так как перепады температуры ночью и днём довольно значительны. Дали «обет молчания» и в путь. Фоновую птицу — зяблика — услышали сразу, к нему присоединилась чечевица с её вечным вопросом: «Витю видел? Вить, вить видел?» Где-то вдалеке прозвучала трель лесного конька. И тут вступили ударные — дятел «желна» пробовал ствол на прочность, звуки флейты, нежные и мелодичные, дополняли этот оркестр, — это иволга. Песня выпи прозвучала, как какофония, резко и протяжно. Дрозды, насмехаясь над нашими знаниями, повторяли песни других птиц, кукушка отсчитывала чьи-то года: «Ку-ку». И это всё многократно усиливалось и повторялось разными голосами. Мы ощущали себя малой частью природы, такой большой, неизвестной и прекрасной. Светало. Проводник вдруг остановился на тропе как вкопанный: прямо перед ним, подняв голову и шипя, раскачивалась довольно крупная гадюка. Заметив, что люди не делают резких движений, она, предупреждая нас на всякий случай шипением, поползла по своим змеиным делам.

Каждый день мы все вместе делали новые открытия, понимая, что надо только остановиться, присмотреться, прислушаться — и природа откроет свои двери. В лагере возник благоприятный микроклимат, который позволял более эффективно использовать психотренинги, беседы, ролевые игры, позволяющие закрепить положительную мотивацию, установку на здоровый образ жизни. Рассмотрим некоторые методы работы с подростками, которые использовались в лагере:

Тренинг «Отказ»

Помогает выработать у подростков психологический иммунитет к наркотикам, умение от них отказаться в различных жизненных ситуациях.

Каждый подросток из группы ставится в условия, при которых он отказывается от предлагаемого ему наркотика.

Пример: В школе на перемене к подростку подходят знакомые ребята, употребляющие наркотики, и предлагают ему купить или бесплатно попробовать дозу.

- Ну что, пойдём, покурим? Косяк (травку) забьём, хоть раз «кайф» получишь.
- Нет, ребята, я не хочу.
- Да ты что, боишься? Да никто и не заметит.
- Не могу, сейчас урок начнётся.
- Да это дело пяти минут. Или струсил, а может, ты нас наркоманами считаешь? Так с травки наркоманами не становятся.
- Нет, я совсем не курю и пробовать ничего не буду.

Обсуждая этот диалог, нужно дать твёрдую установку на отрицание самой возможности употребления наркотика.

Тренинг «А почему?» — метод «мозгового штурма». Цель: определить возможные мотивы употребления наркотиков, вырабатывать способность принять решение и умение сказать «нет».

Участники высказывают свои версии, которые фиксируются на альбомном листе. Обобщая, психолог вместе с ребятами делает вывод: во всех случаях человек сам решает, употреблять ему наркотики или нет. Далее обсуждаются причины и последствия употребления наркотиков.

Для наглядности выписываем наиболее часто называемые причины и последствия:

Причины
- За компанию
- Модно
- Назло родителям
- Чтобы испытать новые ощущения

Последствия
- Смерть от передозировки
- Потеря уважения окружающих
- Гепатиты и СПИД
- Конфликты с родителями и законом

При обсуждении подчёркиваем, что, выбирая причину, ты выбираешь и последствия.

Во время бесед предлагаем некоторые варианты отказа:
-Обозначь причину. Скажи тем, кто тебе предлагает наркотик, почему не хочешь его принимать: «Мне он противен». «Мне он просто не нравится», «У меня есть срочное дело».
- Знай, что тот, кто предлагает наркотик, может быть агрессивным или дружелюбным. Будь готов уйти или сделать что-либо, что уменьшит давление. Например, позови друзей: скорее всего соблазнители уйдут.
- Уйди, не объясняя причины, скажи, что очень торопишься.
- Будь занят каким-нибудь делом. Это и станет причиной отказа от наркотика.
- Старайся держаться подальше от мест и людей, связанных с наркотиками.
- Дружи с теми, кто не употребляет наркотики.

Наши тренинги, ролевые игры, беседы дали положительные результаты. Тестирование показало, что у подростков существенно изменилась направленность личности, отношение к наркотикам; тренинг отказа помог сформировать антинаркотический иммунитет, ролевые игры и беседы развили у детей уверенность в себе и пополнили багаж знаний о воздействии наркотических веществ.

Отдых ребятам очень понравился, спокойная обстановка заповедника, доброжелательное отношение педагогов и психологов помогли почувствовать «вкус» здорового образа жизни.

Тем, кто хочет выехать на лето с подростками, эпизодически употребляющими наркотики, предлагаем наши рекомендации:
- источники огня (спички, зажигалки) должны находиться только у взрослых;
- колющих, режущих предметов у детей быть не должно; во время приготовления пищи, когда у ребят в руках ножи, рядом обязательно должны быть взрослые: не забывайте о том, что у таких подростков настроение резко меняется;
- ребята работают в группах по два-три человека под руководством взрослых;
- посещать населённые пункты можно только вместе с психологами или педагогами, чтобы исключить нежелательные контакты с местными подростками;
- будьте внимательны, дети всегда должны находиться в поле вашего зрения. Помните, что подростки, эпизодически употребляющие наркотики, могут быть непредсказуемы.

(Смирнов В. Летний отдых с «группой риска» // Народное образование. – 2005. - №3. – С.230-232.)

Просмотров: 11163

Зарегистрировать лагерь