Интернет-ассоциация

лагерей отдыха

Откуда в России берутся беспризорные дети

Сергей КОМКОВ,
президент Всероссийского фонда образования,
академик, доктор педагогических наук


Россия умирает не только физически, теряя ежегодно по 800 тысяч своих граждан, но и морально. И все заявления о духовном возрождении Российского государства не более чем очередной миф для успокоения давно потерянной совести наших отечественных чиновников. Главным показателем социального благополучия любого государства является отношение в нём к наименее защищённым слоям населения. И в первую очередь — к старикам, инвалидам и сиротам.

По данным Главного контрольного управления Президента России, рост числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, — устойчивая тенденция, сложившаяся за последние 10 лет. С 1994 года количество детей-сирот в стране увеличилось почти в два раза. При этом лишь 10% из общего числа детей, лишившихся попечения родителей, стали сиротами вследствие смерти или инвалидности родителей, остальные — социальные сироты.

Ежегодно в Российской Федерации выявляется 120 тыс. детей, которые уходят из дома, бродяжничают, приобщаются к спиртным напиткам и наркотическим веществам, становятся участниками, а часто и жертвами уголовных преступлений. В 2003 году было привлечено к уголовной ответственности 145 500 несовершеннолетних. На официальном учёте в органах внутренних дел состоит 362 400 подростков, из них 6300 не умеют читать и писать. Чтобы представить истинный масштаб российской беспризорности, надо официальные цифры умножить как минимум на 10. Ибо регистрируется только каждый пятый, попавший в поле зрения правоохранительных органов, а попадается только каждый второй. По признанию инспекторов по делам несовершеннолетних, 80% задержанных за бродяжничество и направленных в больницу подростков (направлять в другие учреждения по закону не совершившего никакого правонарушения подростка просто нельзя) бегут либо по дороге, либо из самой больницы. Таким образом, статистика в данном случае — штука лукавая и не показывает истинного положения дел. На самом деле всё намного страшнее и сложнее.

Откуда же в России берутся беспризорные дети?

Одной из главных причин роста числа беспризорных детей, по мнению Главного контрольного управления при Президенте России, является по-прежнему тяжёлая ситуация в семьях. А это, в свою очередь, обусловлено совершенно невероятной социальной ситуацией, сложившейся в стране за последние 10 лет. Фактически сегодня Россия находится на грани социального коллапса. В результате социально-экономического переустройства государства большая часть наиболее работоспособного населения страны оказалась за гранью выживания. Почти 60% мужчин в полном расцвете жизненных сил лишились работы и попали в полосу, которую специалисты называют социальной депрессией. Лечить эту депрессию они начали горячительными напитками, которых в достаточном количестве сегодня на полках любого заштатного сельпо. При этом в процессе приватизации основных средств производства в первую очередь были уничтожены объекты социально-культурного назначения: кинотеатры, клубы, библиотеки, спортивные залы, дома творчества. Поскольку именно эти объекты оказались, с точки зрения «новых хозяев», наименее прибыльными. Не имея работы и нормального досуга, российское население ударилось в безудержное пьянство. Следом за мужчинами к бутылке потянулись женщины. Но, женское пьянство в отличие от мужского — порок практически неискоренимый. Однажды, попав в эту полосу, женщина уже не в состоянии выбраться из неё самостоятельно. Всё это фактически привело к полному развалу главного социального института общества — семьи. И главными пострадавшими в этом разрушительном процессе оказались дети. Только в 2003 году были лишены родительских прав 32 600 родителей, а более 168 800 родителей были привлечены к административной ответственности. Против данной категории родителей было возбуждено 9 тыс. уголовных дел. По мнению Главного контрольного управления при Президенте России, правительство не принимает должных мер по повышению ответственности родителей за ненадлежащее содержание и воспитание детей.

Давайте взглянем на данную проблему в другом ракурсе и зададим себе вопрос: а может быть, в самом нашем государстве что-то неладно?

Весь исторический опыт развития человечества показывает, что репрессивными методами в вопросах воспитания подрастающего поколения многого не добьёшься. Можно поставить на каждом шагу полицейские будки и городовых, что, кстати, и сделало наше правительство — на вокзалах сегодня милиции больше, чем отъезжающих, но болезнь просто уйдёт глубоко внутрь государственного организма. А беспризорники переместились с вокзальных площадей на глухие задворки и в подворотни. В новых условиях беспризорное сообщество научилось отражать атаки милиции, создало свою систему оповещения и нашло «крышу» в лице некоторых политических партий и движений (например, ЛДПР, нацболов, скинхедов и т.п.). Что касается лишённых родительских прав, то эти люди даже не поняли, что произошло в их жизни. Это абсолютно не изменило их жизневосприятие и жизненный распорядок. Эти люди продолжают катиться вниз по социальной лестнице, пока не окажутся на самом дне, с которого уже обратного пути нет. Общество фактически призналось в своём бессилии что-либо изменить. А дети, отобранные у нерадивых родителей по решению суда, направляются в детские сиротские учреждения или отдаются на попечение близким родственникам, если таковые есть.

Что же такое сегодня российское сиротское учреждение?

Для этого необходимо хотя бы кратко вспомнить историю сиротства в нашей стране.

Россия, как никакая другая страна мира, имеет богатую историю сиротских заведений. Считается, что первый воспитательный дом для «незаконнорождённых и всяких подкидных младенцев» был открыт в Новгороде в 1706 году при монастыре. В дальнейшем воспитательные дома возникли и при других православных монастырях и церквах. Содержались воспитательные дома на «доброхотные подаяния благодетелей». По указу Петра Первого, изданного в 1715 году, было открыто 10 воспитательных домов. При приёмниках Петра Первого они закрылись, но вновь появились при Екатерине Великой. Под патронажем императрицы существовали воспитательные дома и приюты, главное назначение которых было «укрыть на время детей от беды, а затем определить в семью благонравного поведения». Однако число детей в воспитательных домах быстро росло, условия жизни ухудшались. Чрезвычайная скученность, недостаточность в питании, отсутствие ухода и медицинской помощи приводили к чрезвычайно высокой детской смертности. С конца XIX века активное участие в деятельности воспитательных домов стали принимать земства. При некоторых домах открывались школы, воспитанники обучались ремёслам для обеспечения их трудоустройства. Хотя уже тогда существовавшая сеть воспитательных домов не могла принять всех беспризорных детей.

Особую роль отводило борьбе с беспризорностью и «государство диктатуры пролетариата». Уже в 1919 году был издан декрет об утверждении Совета защитников детей во главе с А.В. Луначарским. Совет занимался эвакуацией детей в «хлебные районы», организацией общественного питания, продовольственного и материального снабжения детей. К работе совета привлекались органы ВЧК. В 1921 году при ВЦИКе была образована Комиссия по улучшению жизни детей под руководством Ф.Э. Дзержинского, который так объяснил своё привлечение к работе в этой комиссии: «Я думаю, что наш аппарат один из наиболее чётко работающих. Его разветвления есть повсюду, с ним считаются. Его побаиваются. А между тем даже в таком деле, как спасение и снабжение детей, встречаются и халатность, и даже хищничество». Средства на борьбу с беспризорностью составлялись из ассигнований государственного и местного бюджетов, общественных организаций и пожертвований. Основной формой работы с беспризорностью было определение детей и подростков в учреждения интернатного типа. Именно тогда стал популярен плакат «6 000 000 детей, не обслуженных школой, — страшная угроза революции и стране».

Уже в 1925 году, чтобы разгрузить детские дома, началась кампания по усыновлению беспризорных детей. Но и по сей день именно детские дома и интернаты остались главными сиротскими учреждениями.

Что же собой представляют современные российские детские дома и интернаты?

Сегодня каждый пятый ребёнок в стране, который остался без попечения родителей, проживает в интернате. Многие из этих учреждений переполнены. Как результат — многим детям попросту не хватает места. И они вынуждены годами жить в приютах социальной защиты населения, которые предназначены только для временного пребывания. А ситуация со строительством новых и реконструкцией старых интернатов, по оценке Главного контрольного управления при Президенте России, признана вообще неудовлетворительной. Более 40% зданий и сооружений требуют капитального ремонта, потому что находятся в аварийном состоянии. 4,8% не имеют центрального отопления, а 5,6% — канализации. В некоторых интернатах дело дошло до того, что на двоих воспитанников приходится одно пальто. Так что ходить на улицу им приходится по очереди. Как отмечают в Контрольном управлении, в некоторых приютах воспитанники не имеют на своих обеденных столах творога, сыра, масла, сметаны, а яблоки и соки получали только два раза в течение года. По данным всероссийской диспансеризации, в домах ребёнка признаны здоровыми только около 15% детей, в детских домах — 22,5%, в детских домах-интернатах — 13,8%. Практически все сиротские учреждения опасны для жизни воспитанников, так как в них абсолютно не соблюдаются правила пожарной и санитарной безопасности. Достаточно вспомнить о трагических событиях в интернатах Якутии и Дагестана, унёсших жизни ни в чём неповинных детей.

В таких сиротских учреждениях ребёнку не только неуютно, но и некомфортно жить. Потому что ко всем бедам добавляются издевательства со стороны старших воспитанников и педагогов. Кадры сиротских учреждений комплектуются из малоквалифицированных и педагогически непригодных специалистов. Ибо на те мизерные зарплаты, которые получают сотрудники детских домов и интернатов, существовать и содержать свою семью нормальный педагог просто не может. В такой ситуации в сиротских учреждениях зачастую оказываются либо люди, совершенно непригодные к педагогической деятельности, либо имеющие свою преступную корысть в общении с подростками. Результат такого воспитания налицо. По данным отчёта Министерства образования России за 2000 год, 50% выпускников интернатов попадают в зону риска, 40% становятся наркоманами, 40% совершают преступления, 10% кончают жизнь самоубийством. Именно поэтому большая часть воспитанников детских домов и интернатов хотя бы раз совершала побег, пополняя собой армию беспризорных детей.

В чем же выход? Как разорвать этот порочный круг?

Во-первых, надо прекратить лгать и себе, и обществу. Любая попытка затушевать данную проблему или свести её к очередной кампании, которая, как правило, заканчивается победными рапортами и ещё большим усугублением ситуации, приведёт только к полной социальной гибели страны. Так на церковно-общественном форуме, посвящённом проблемам демографической политики в России, 18 октября 2004 года министр здравоохранения и социального развития Михаил Зурабов объявил о фактическом решении проблемы беспризорности в стране. По его мнению, эта проблема уже не является столь актуальной, чтобы ею занималось наше правительство и общественные структуры. Министр озвучил цифры, от которых пришли в возмущение все присутствующие на форуме. Оказывается, на самом пике в России насчитывалось всего не более 40 тыс. беспризорных детей. О какой целенаправленной социальной политике можно говорить с подобного рода чиновником?

Во-вторых, необходимо вести борьбу не с последствиями, а с первопричиной столь серьёзного явления, каковыми являются беспризорность и социальное сиротство. Для этого нужно пересмотреть всю социальную политику государства в отношении развития и становления института семьи. Ибо никакое сиротское учреждение не может заменить ребёнку родителей.

И в связи с этим, в-третьих, надо пересмотреть всю доктрину воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Главный упор надо сделать не на казённые сиротские учреждения, которые за редким исключением (например, знаменитый на весь мир Ивановский интердом) никогда не становятся для воспитанников настоящим домом. Необходимо более активно внедрять в практику патронатные семьи, семейные детские дома, семейные деревни, совершенствовать механизм усыновления. Тем более что с точки зрения финансовой это намного выгоднее существующих сиротских учреждений. Так, по сведениям московского департамента образования, в среднем на каждого воспитанника интерната ежемесячно тратится 12,3 тыс. рублей (без учёта затрат на обслуживание зданий и покупку оборудования). А на содержание в патронатной семье тратится на 37% меньше. Да и ребёнок имеет нормальные условия жизни и по-настоящему любящих его людей.

Подобным путём уже давно идут многие страны мира. Можно сколь угодно критически относиться к образовательной системе США, но Америка не имеет детских домов. Даже при нежелательной беременности молодая женщина либо становится полноценной мамой, и тогда государство помогает ей во всём — находит жильё, работу, платит пособие на ребёнка. Либо она отказывается от ребёнка, и тогда ему находят родителей-усыновителей в считанные дни. Для сирот постарше социальные службы находят «фостер-фэмили» — патронатные семьи. Возможно, именно благодаря этому к 2050 году в США планируется увеличение населения на 50 млн человек, а в России к тому же сроку население сократится на 20 млн человек. Но уже к 2015 году мы подойдём к «демографической яме», когда молодых людей будет совсем мало и на одного работающего придётся колоссальная нагрузка.

Как говорится, спасение утопающих — дело рук самих утопающих. А пока… Передо мной сидит только что пойманный на Киевском вокзале мальчишка по имени Юрка, который сбежал от пьяной матери и уголовника-отца из своего родного городка, названного в честь великого русского полководца Суворова. На вид ему лет 12. От него пахнет пивом и дешёвыми сигаретами. В школе он не был уже давно. Домой возвращаться не хочет. Сейчас его отвезут в ближайшую районную больницу, из которой он сбежит уже к утру. А завтра снова будет канючить на площади, выпрашивая у нас с вами мелочь на пиво и курево. И мы, люди милосердные и сердобольные — конечно, подадим. Потому что это дети не наши, чужие. А чужих всегда жалко…

(Комков С. Откуда в России берутся беспризорные дети // Социальная педагогика. – 2005. - №1. – С.5-8.)

Откуда в России берутся беспризорные дети


Просмотров: 16093

Зарегистрировать лагерь