Интернет-ассоциация

лагерей отдыха

Чрезмерная активность школьников

Никки ерзает на стуле, пытаясь решить задачу по ариф­метике. Его глаза блуждают по классной комнате, а нога отстукивает ритм песни, которую он когда-то слышал по радио. Наконец он не выдерживает и начинает выбивать этот ритм карандашом по столу. Затем объектом его «му­зыкальных упражнений» становится голова впереди сидя­щего мальчика: Никки пытается повторить на ней навяз­чивый ритм. Еще мгновение - и оба валятся на пол в ярос­тной схватке.

Никки чрезмерно активен и подвижен с младенчества. Иногда он становится взрывным и даже агрессивным, начи­ная подпрыгивать, вопить и крушить школьное имущество. На поведении мальчика сказывается его необычайная активность - симптом расстройства, при котором детям трудно сосредото­чиваться, подолгу удерживая внимание на чем-либо. Для та­ких детей, как Никки, характерны излишняя подвижность, сла­бый контроль над проявлением чувств и постоянное стрем­ление привлечь внимание окружающих.

Чрезмерная активность - это еще не психическое расстрой­ство. Однако иногда она сопровождается серьезными задерж­ками эмоционального, умственного, интеллектуального раз­вития. Нередко такое поведение чревато стрессами и может привести к перевозбуждению. Чрезмерная активность наблюдается у 5-8% мальчиков и около 1% девочек - уча­щихся начальных классов.

У детей с чересчур повышенной активностью нередко воз­никают трудности при выполнении школьных заданий, так как им нелегко концентрировать внимание и сидеть спокойно. Эти дети, как правило, становятся предметом особой забо­ты родителей и учителей. В одном из исследований детей, направленных в медицинскую клинику по поводу их чрез­мерной активности, было установлено, что в 50% случаев причиной плохого или неправильного поведения детей яв­лялась обстановка в школе.

Полностью причины повышенной активности школьников пока не выяснены, но по поводу многих случаев высказыва­ются вполне определенные суждения. В частности, достаточ­но устойчиво мнение экспертов относительно таких причин, как повреждение центральной нервной системы (из-за травм и т. д.), генетические влияния. Некоторые исследователи в качестве причины называют пищу, темперамент детей, поощ­рение или подкрепление неприемлемого поведения. Но, как обычно, простых ответов на сложные вопросы вообще не су­ществует. Это касается и проблемы чрезмерной активности школьников. Скорее всего, речь должна идти о взаимодей­ствии многих факторов, порождающих такое поведение.

Однако незнание всего комплекса причин вовсе не озна­чает, что нет никаких способов предотвращения чрезмерной активности детей. Сегодня используются разнообразные ме­тодики и профилактики лечения подобных недугов. Некото­рые медикаменты (такие, как риталин) оказывают успокаива­ющее действие на гиперактивных детей. Эти препараты по­могают детям лучше сосредоточиваться на уроках, делать меньше ошибок при выполнении заданий и концентрировать внимание на каком-либо виде деятельности. Правда, многие родители, учителя и медики озабочены появлением побочных негативных реакций на употребление успокаивающих средств, о которых известно пока еще крайне мало. По этой причине более распространенным способом лечения гиперактивных детей является диета, исключающая сахар, искусственные приправы и пищевые добавки. Неплохие результаты дает по­стоянный и тактичный контроль за поведением ребенка со стороны родителей и учителей, а также чисто внешние мо­менты, как, например, успокаивающее мягкое голубое освещение в общественных местах. Эти и подобные им методы способствуют некоторому снижению уровня активности, по­зволяя детям улучшить успеваемость в школе и поведение в классе, дома и на улице. Разумеется, единого способа лече­ния не существует. Возможно, наилучшим здесь является си­стемный подход, когда специалисты используют несколько способов лечения одновременно.

В принципе у чрезмерно активных детей, как правило, неплохие перспективы. Многие из них заканчивают школу, некоторые потом поступают в колледж, большинство находят постоянную работу.

Просмотров: 8504

Зарегистрировать лагерь