Чрезмерная активность школьников
Никки ерзает на стуле, пытаясь решить задачу по арифметике. Его глаза блуждают по классной комнате, а нога отстукивает ритм песни, которую он когда-то слышал по радио. Наконец он не выдерживает и начинает выбивать этот ритм карандашом по столу. Затем объектом его «музыкальных упражнений» становится голова впереди сидящего мальчика: Никки пытается повторить на ней навязчивый ритм. Еще мгновение - и оба валятся на пол в яростной схватке.
Никки чрезмерно активен и подвижен с младенчества. Иногда он становится взрывным и даже агрессивным, начиная подпрыгивать, вопить и крушить школьное имущество. На поведении мальчика сказывается его необычайная активность - симптом расстройства, при котором детям трудно сосредоточиваться, подолгу удерживая внимание на чем-либо. Для таких детей, как Никки, характерны излишняя подвижность, слабый контроль над проявлением чувств и постоянное стремление привлечь внимание окружающих.
Чрезмерная активность - это еще не психическое расстройство. Однако иногда она сопровождается серьезными задержками эмоционального, умственного, интеллектуального развития. Нередко такое поведение чревато стрессами и может привести к перевозбуждению. Чрезмерная активность наблюдается у 5-8% мальчиков и около 1% девочек - учащихся начальных классов.
У детей с чересчур повышенной активностью нередко возникают трудности при выполнении школьных заданий, так как им нелегко концентрировать внимание и сидеть спокойно. Эти дети, как правило, становятся предметом особой заботы родителей и учителей. В одном из исследований детей, направленных в медицинскую клинику по поводу их чрезмерной активности, было установлено, что в 50% случаев причиной плохого или неправильного поведения детей являлась обстановка в школе.
Полностью причины повышенной активности школьников пока не выяснены, но по поводу многих случаев высказываются вполне определенные суждения. В частности, достаточно устойчиво мнение экспертов относительно таких причин, как повреждение центральной нервной системы (из-за травм и т. д.), генетические влияния. Некоторые исследователи в качестве причины называют пищу, темперамент детей, поощрение или подкрепление неприемлемого поведения. Но, как обычно, простых ответов на сложные вопросы вообще не существует. Это касается и проблемы чрезмерной активности школьников. Скорее всего, речь должна идти о взаимодействии многих факторов, порождающих такое поведение.
Однако незнание всего комплекса причин вовсе не означает, что нет никаких способов предотвращения чрезмерной активности детей. Сегодня используются разнообразные методики и профилактики лечения подобных недугов. Некоторые медикаменты (такие, как риталин) оказывают успокаивающее действие на гиперактивных детей. Эти препараты помогают детям лучше сосредоточиваться на уроках, делать меньше ошибок при выполнении заданий и концентрировать внимание на каком-либо виде деятельности. Правда, многие родители, учителя и медики озабочены появлением побочных негативных реакций на употребление успокаивающих средств, о которых известно пока еще крайне мало. По этой причине более распространенным способом лечения гиперактивных детей является диета, исключающая сахар, искусственные приправы и пищевые добавки. Неплохие результаты дает постоянный и тактичный контроль за поведением ребенка со стороны родителей и учителей, а также чисто внешние моменты, как, например, успокаивающее мягкое голубое освещение в общественных местах. Эти и подобные им методы способствуют некоторому снижению уровня активности, позволяя детям улучшить успеваемость в школе и поведение в классе, дома и на улице. Разумеется, единого способа лечения не существует. Возможно, наилучшим здесь является системный подход, когда специалисты используют несколько способов лечения одновременно.
В принципе у чрезмерно активных детей, как правило, неплохие перспективы. Многие из них заканчивают школу, некоторые потом поступают в колледж, большинство находят постоянную работу.
Просмотров: 8917