Школьники и их отношения со взрослыми
В первые школьные годы дети постепенно отдаляются от родителей, хотя все еще испытывают потребность в руководстве со стороны взрослых. Отношения с родителями, структура семьи (полная или неполная) и взаимоотношения между родителями оказывают важнейшее влияние на школьников, однако расширение контактов с внешней социальной средой приводит к тому, что все более сильное влияние на них оказывают другие взрослые, особенно учителя. В отличие от малышей школьники даже младших классов более безболезненно переносят разлуку с родителями, а подчас и сами становятся ее инициаторами. Родители должны руководить поведением детей, способствуя развитию у них независимости, поощряя их новые умения и навыки. Это руководство касается решения таких вопросов, от которых зависит, насколько будет самостоятелен и свободен ребенок при выборе того или иного поступка, формы и линии поведения, когда он перейдет из сферы семьи в более широкие социальные системы - школу, группу сверстников, общество. Родители должны постепенно готовить детей к такому переходу, учитывая приближение подросткового возраста.
Последствия изменений в семье.
Отдаление детей от родителей - длительный, постепенный процесс. На него влияют многие моменты в жизни семьи: очередность рождения детей, развод, уход одного из родителей, появление отчима и т. п. Одни дети тяжело реагируют на подобные ситуации, другие - сравнительно легко. В последнем случае мы имеем дело с так называемыми неуязвимыми детьми, успешно противостоящими неблагоприятному семейному окружению.
Очередность рождений.
Карлос- первый, Тони - второй, а Мигель - третий ребенок в семье Санчес. И каждый из ребят - неповторимая личность. Карлос начал говорить очень рано, он более смышленый мальчик, лучше учится в школе. Тони крайне самоуверен, серьезен и ответствен. Он более популярен среди сверстников и легче, чем Карлос, заводит друзей. Мигель не испытывает желания вступать в соревнования с другими в учебе, во внешкольных занятиях, его оценки чужих поступков зачастую менее зрелы, но зато это самый оригинально мыслящий и творческий ребенок из всех братьев. Мальчики в семье Санчес - это типичные первые, вторые и третьи дети. Согласно научным данным, очередность рождения сказывается на личностном становлении и других сторонах развития ребенка.
Первенцы. Мистер Санчес очень волновался, когда жена отправилась рожать, и был страшно рад, что родился мальчик. «Посмотришь, -уверял он жену, - наш Карлос, когда вырастет, непременно станет известным врачом, и все будут уважать его!»
У родителей при рождении первого ребенка обычно появляются завышенные ожидания в отношении его будущего, им всегда кажется, что их первенец должен быть образованным и авторитетным. В свою очередь, у первенцев под влиянием родителей формируется убеждение, что они должны добиться успеха. Поэтому они лучше учатся, у них меньше проблем с поведением в школе и дома, чем у их братьев и сестер.
Конечно, первенцы получают больше внимания от родителей. Как показало одно исследование, с 2-недельными первенцами родители общаются больше, чем с последующими детьми в этом возрасте. Предполагают, что именно интенсивное общение и внимание в первые годы жизни ребенка способствуют его более успешному развитию. Зайонц установил, что у перворожденных детей «коэффициент интеллекта» выше, чем у последующих. У них, как правило, лучше развиты речевые навыки и, вероятнее всего, потому, что с ними больше разговаривают родители. Если сравнивать речевые навыки и интеллектуальное развитие, то первенцы и дети, воспитывающиеся в семьях, небольших по составу и со значительной возрастной разницей между братьями и сестрами, несомненно имеют более благоприятные возможности для роста во всех отношениях. Акцент на достижение успехов обусловливает первенцам лучшую социальную адаптацию и реализацию социальных навыков.
Вторые дети. Дружелюбие и общительность - вот главные характеристики, которые обычно дают вторым детям. Подобно Тони, они обладают личным обаянием и более притягательны для окружающих, они менее агрессивны и легче уживаются со своими старшими братьями и сестрами.
Как и все последующие, вторые дети менее ориентированы на какие-то особые успехи, но в социальном плане они более развиты, коммуникабельны и популярны среди сверстников и окружающих, чем первенцы, вероятно, потому, что лучше усваивают навыки социального общения, проводя много времени со старшими братьями и сестрами, которые были лишены такой возможности.
Матери больше «доверяют» вторым, третьим и т. д. детям, поскольку они уже имеют опыт воспитания первенцев. Сталкиваясь с проблемами в поведении первенцев, родители чаще обращаются за помощью к профессионалам и специалистам, чем когда такие проблемы возникают у последующих детей.
Неудивительно, что младшие дети получают меньше внимания со стороны родителей, но и проблемы у них несколько иные. Многие чувствуют себя потерянными среди старших и младших братьев и сестер. Зачастую им бывает крайне трудно «вписаться» в семью на равных.
Младшие дети. Младшие дети, такие, как Мигель, - это, как правило, наиболее самостоятельные, спонтанно действующие и мыслящие дети, среди них более всего творческих индивидов. Родители не балуют их вниманием, как первенцев, но им меньше приходится испытывать и всякого рода дисциплинарные воздействия. Отношения со старшими братьями и сестрами обычно теплые, так как последние стараются проявлять заботу и даже покровительствовать малышам Однако и у младших детей нередко возникают трудности. Дело в том, что многие из них так на всю жизнь и остаются в представлении старших «детьми». Родительская опека нередко довлеет над ними и тогда, когда они по всем признакам становятся вполне самостоятельными. Из-за этого им нелегко тягаться в успехах со старшими братьями и сестрами.
Единственный ребенок. Распространенное мнение о том, что единственный ребенок в семье, как правило, больше, чем другие дети, избалован родительской заботой и вниманием, противоречит научным данным. У таких детей много общего с первенцами - более развитый интеллект, чувство независимости, даже определенной самодостаточности, выше уровень жизненных притязаний. Они общительнее и самостоятельнее других. Возможно, причиной здесь служит то, что их «не свергали с престола», как это зачастую бывает после рождения второго и последующих детей. А может быть, все гораздо проще: ведь единственному ребенку самому приходится завоевывать себе авторитет среди сверстников, строить с ними определенные отношения.
Некоторые полагают, что однодетные семьи имеют несомненные преимущества. В качестве аргументов приводят следующие соображения: затрат на единственного ребенка можно сделать больше, поскольку не надо тратиться на других; на него направлено все внимание родителей, и ему не надо делить их любовь с кем-то; наконец, в отношениях между родителями и ребенком меньше вероятность возникновения напряженности, конфликтов. В небольших семьях матери больше времени проводят с детьми, обеспечивают им лучший уход и проявляют большую заинтересованность в их школьных делах. Вырастая, они чаще всего предпочитают иметь меньше детей, чем выходцы из многодетных семей. Отношения между детьми и взрослыми.
При переходе из семьи как специфической малой группы в более широкие социальные общности, дети вынуждены оивыкать к новым методам дисциплинарного воздействия, коВОдства и воспитания со стороны многих новых для них людей - учителей, лагерных вожатых и консультантов, служителей церкви, командиров скаутов и руководителей различ-нЫх общественных организаций. Стили и методы их руководства и воспитания - авторитарный, демократический и анархистский (попустительский), т. е. такие же, как и стили родительского воспитания и контроля.
Учителя и руководители авторитарного стиля обычно устанавливают жесткий контроль над жизнью детей. Как правило, они сами принимают все решения. При таком руководстве и воспитании у детей, ориентирующихся на правильные решения взрослых, есть шанс научиться самим принимать оптимальные решения. Примером подобного стиля можно считать руководство в детских спортивных лигах, где взрослые устанавливают правила поведения детей и требуют их неукоснительного соблюдения.
Демократический стиль отличается тем, что нацелен на большую самостоятельность детей. Взрослые обеспечивают общее руководство, не связывая детей подробными инструкциями. Это способствует формированию самоконтроля и чувства ответственности, а впоследствии помогает детям лучше адаптироваться к изменяющимся условиям.
При анархистском (попустительском) стиле, как правило, вообще не устанавливается никаких ограничений, не дается никаких директив, не формируются иерархичные структуры. Дети чаще всего предоставлены сами себе даже при принятии ответственных решений. Это порождает чувство неуверенности в себе. Результатами такого стиля могут стать и неточное выполнение школьных заданий, и нереальные планы на будущее, и многое другое.
В известном эксперименте Левина и его коллег 10-летние мальчики были разбиты на 3 группы, в каждой из которых установился свой стиль отношений и руководства. Мальчики занимались самыми разными видами деятельности, совместно решали свои проблемы. Стиль руководства со стороны Взрослого задавал определенный тон отношениям между чле-нами каждой группы, оказывая существенное воздействие на поведение детей.
В группе с авторитарным стилем руководства дети боль ше спорили, чем сотрудничали друг с другом, редко добивались согласованных действий. Когда руководитель оставлял их хоть на минуту одних, между ними вспыхивали споры и им трудно было сосредоточиться на выполнении задания. Вскоре стало ясно, что мальчики из этой группы не заинтересованы в совместной работе, она была им просто неприятна.
Иная картина наблюдалась во второй группе, где преобладал демократический стиль руководства. Даже если руководитель выходил из комнаты, темпы работы не снижались дети продолжали сосредоточенно выполнять задания, стремясь эффективно закончить начатое дело.
Третья группа, где для стиля руководителя было характерно попустительство и нежелание пресекать даже асоциальные поступки детей, продемонстрировала неспособность трудиться совместно. Там все свелось к разговорам о признании группы как особой целостности, но успехи в делах, которые требовали совместных усилий, отсутствовали. Отношения сотрудничества явно не сложились.
Этот эксперимент показывает, какие последствия для детей может иметь стиль руководства со стороны взрослого. Большинство учителей и руководителей различных общественных организаций обычно используют все три стиля руководства одновременно или в какой-то последовательности. Однако мы можем сделать совершенно четкий вывод: под руководством демократичного, уважаемого детьми взрослого, который не только дает указания, но и предоставляет детям возможность самим принимать решения и брать на себя ответственность за их реализацию, формируются более цельные, глубокие личности, чем в условиях давления или при полном отсутствии руководства.
Просмотров: 10343