Интернет-ассоциация

лагерей отдыха

Школьники и их отношения со взрослыми

В первые школьные годы дети постепенно отдаляются от родителей, хотя все еще испытывают потребность в руковод­стве со стороны взрослых. Отношения с родителями, струк­тура семьи (полная или неполная) и взаимоотношения между родителями оказывают важнейшее влияние на школьников, однако расширение контактов с внешней социальной средой приводит к тому, что все более сильное влияние на них оказывают другие взрослые, особенно учителя. В отличие от малышей школьники даже младших классов более безболез­ненно переносят разлуку с родителями, а подчас и сами ста­новятся ее инициаторами. Родители должны руководить по­ведением детей, способствуя развитию у них независимос­ти, поощряя их новые умения и навыки. Это руководство ка­сается решения таких вопросов, от которых зависит, насколь­ко будет самостоятелен и свободен ребенок при выборе того или иного поступка, формы и линии поведения, когда он пе­рейдет из сферы семьи в более широкие социальные систе­мы - школу, группу сверстников, общество. Родители долж­ны постепенно готовить детей к такому переходу, учитывая приближение подросткового возраста.

Последствия изменений в семье.
Отдаление детей от родителей - длительный, постепен­ный процесс. На него влияют многие моменты в жизни семьи: очередность рождения детей, развод, уход одного из родите­лей, появление отчима и т. п. Одни дети тяжело реагируют на подобные ситуации, другие - сравнительно легко. В после­днем случае мы имеем дело с так называемыми неуязвимы­ми детьми, успешно противостоящими неблагоприятному се­мейному окружению.

Очередность рождений.
Карлос- первый, Тони - второй, а Мигель - третий ре­бенок в семье Санчес. И каждый из ребят - неповторимая личность. Карлос начал говорить очень рано, он более смышленый мальчик, лучше учится в школе. Тони крайне самоуверен, серьезен и ответствен. Он более популярен среди сверстников и легче, чем Карлос, заводит друзей. Мигель не испытывает желания вступать в соревнования с другими в учебе, во внешкольных занятиях, его оценки чужих поступков зачастую менее зрелы, но зато это са­мый оригинально мыслящий и творческий ребенок из всех братьев. Мальчики в семье Санчес - это типичные первые, вторые и третьи дети. Согласно научным данным, очередность рож­дения сказывается на личностном становлении и других сто­ронах развития ребенка.

Первенцы. Мистер Санчес очень волновался, когда жена отправилась рожать, и был страшно рад, что родился маль­чик. «Посмотришь, -уверял он жену, - наш Карлос, когда выра­стет, непременно станет известным врачом, и все будут ува­жать его!»

У родителей при рождении первого ребенка обычно появля­ются завышенные ожидания в отношении его будущего, им всегда кажется, что их первенец должен быть образованным и авторитетным. В свою очередь, у первенцев под влиянием родителей формируется убеждение, что они должны добить­ся успеха. Поэтому они лучше учатся, у них меньше проблем с поведением в школе и дома, чем у их братьев и сестер.

Конечно, первенцы получают больше внимания от роди­телей. Как показало одно исследование, с 2-недельными пер­венцами родители общаются больше, чем с последующими детьми в этом возрасте. Предполагают, что именно интенсив­ное общение и внимание в первые годы жизни ребенка способствуют его более успешному развитию. Зайонц устано­вил, что у перворожденных детей «коэффициент интеллек­та» выше, чем у последующих. У них, как правило, лучше развиты речевые навыки и, вероятнее всего, потому, что с ними больше разговаривают родители. Если сравнивать речевые навыки и интеллектуальное развитие, то первенцы и дети, воспитывающиеся в семьях, небольших по составу и со значительной возрастной разницей между братьями и сестрами, несомненно имеют более благоприятные возмож­ности для роста во всех отношениях. Акцент на достижение успехов обусловливает первенцам лучшую социальную адаптацию и реализацию социальных навыков.

Вторые дети. Дружелюбие и общительность - вот глав­ные характеристики, которые обычно дают вторым детям. Подобно Тони, они обладают личным обаянием и более при­тягательны для окружающих, они менее агрессивны и легче уживаются со своими старшими братьями и сестрами.

Как и все последующие, вторые дети менее ориентирова­ны на какие-то особые успехи, но в социальном плане они более развиты, коммуникабельны и популярны среди сверст­ников и окружающих, чем первенцы, вероятно, потому, что лучше усваивают навыки социального общения, проводя мно­го времени со старшими братьями и сестрами, которые были лишены такой возможности.

Матери больше «доверяют» вторым, третьим и т. д. де­тям, поскольку они уже имеют опыт воспитания первенцев. Сталкиваясь с проблемами в поведении первенцев, родите­ли чаще обращаются за помощью к профессионалам и спе­циалистам, чем когда такие проблемы возникают у последу­ющих детей.

Неудивительно, что младшие дети получают меньше внимания со стороны родителей, но и проблемы у них несколь­ко иные. Многие чувствуют себя потерянными среди старших и младших братьев и сестер. Зачастую им бывает крайне труд­но «вписаться» в семью на равных.

Младшие дети. Младшие дети, такие, как Мигель, - это, как правило, наиболее самостоятельные, спонтанно действу­ющие и мыслящие дети, среди них более всего творческих индивидов. Родители не балуют их вниманием, как первенцев, но им меньше приходится испытывать и всякого рода дисциплинарные воздействия. Отношения со старшими бра­тьями и сестрами обычно теплые, так как последние стара­ются проявлять заботу и даже покровительствовать малышам Однако и у младших детей нередко возникают трудности. Дело в том, что многие из них так на всю жизнь и остаются в представлении старших «детьми». Родительская опека неред­ко довлеет над ними и тогда, когда они по всем признакам становятся вполне самостоятельными. Из-за этого им нелег­ко тягаться в успехах со старшими братьями и сестрами.

Единственный ребенок. Распространенное мнение о том, что единственный ребенок в семье, как правило, больше, чем другие дети, избалован родительской заботой и вниманием, противоречит научным данным. У таких детей много общего с первенцами - более развитый интеллект, чувство независи­мости, даже определенной самодостаточности, выше уровень жизненных притязаний. Они общительнее и самостоятельнее других. Возможно, причиной здесь служит то, что их «не свер­гали с престола», как это зачастую бывает после рождения второго и последующих детей. А может быть, все гораздо про­ще: ведь единственному ребенку самому приходится завое­вывать себе авторитет среди сверстников, строить с ними определенные отношения.

Некоторые полагают, что однодетные семьи имеют несомненные преимущества. В качестве аргументов приво­дят следующие соображения: затрат на единственного ребен­ка можно сделать больше, поскольку не надо тратиться на других; на него направлено все внимание родителей, и ему не надо делить их любовь с кем-то; наконец, в отношениях меж­ду родителями и ребенком меньше вероятность возникнове­ния напряженности, конфликтов. В небольших семьях мате­ри больше времени проводят с детьми, обеспечивают им луч­ший уход и проявляют большую заинтересованность в их школьных делах. Вырастая, они чаще всего предпочитают иметь меньше детей, чем выходцы из многодетных семей. Отношения между детьми и взрослыми.
При переходе из семьи как специфической малой группы в более широкие социальные общности, дети вынуждены оивыкать к новым методам дисциплинарного воздействия, коВОдства и воспитания со стороны многих новых для них людей - учителей, лагерных вожатых и консультантов, служи­телей церкви, командиров скаутов и руководителей различ-нЫх общественных организаций. Стили и методы их руковод­ства и воспитания - авторитарный, демократический и анар­хистский (попустительский), т. е. такие же, как и стили роди­тельского воспитания и контроля.

Учителя и руководители авторитарного стиля обычно устанавливают жесткий контроль над жизнью детей. Как пра­вило, они сами принимают все решения. При таком руковод­стве и воспитании у детей, ориентирующихся на правильные решения взрослых, есть шанс научиться самим принимать оптимальные решения. Примером подобного стиля можно считать руководство в детских спортивных лигах, где взрос­лые устанавливают правила поведения детей и требуют их неукоснительного соблюдения.

Демократический стиль отличается тем, что нацелен на большую самостоятельность детей. Взрослые обеспечивают общее руководство, не связывая детей подробными инструк­циями. Это способствует формированию самоконтроля и чув­ства ответственности, а впоследствии помогает детям лучше адаптироваться к изменяющимся условиям.

При анархистском (попустительском) стиле, как правило, вообще не устанавливается никаких ограничений, не дается никаких директив, не формируются иерархичные структуры. Дети чаще всего предоставлены сами себе даже при приня­тии ответственных решений. Это порождает чувство неуве­ренности в себе. Результатами такого стиля могут стать и не­точное выполнение школьных заданий, и нереальные планы на будущее, и многое другое.

В известном эксперименте Левина и его коллег 10-летние мальчики были разбиты на 3 группы, в каждой из которых ус­тановился свой стиль отношений и руководства. Мальчики занимались самыми разными видами деятельности, совмес­тно решали свои проблемы. Стиль руководства со стороны Взрослого задавал определенный тон отношениям между чле-нами каждой группы, оказывая существенное воздействие на поведение детей.

В группе с авторитарным стилем руководства дети боль ше спорили, чем сотрудничали друг с другом, редко добива­лись согласованных действий. Когда руководитель оставлял их хоть на минуту одних, между ними вспыхивали споры и им трудно было сосредоточиться на выполнении задания. Вско­ре стало ясно, что мальчики из этой группы не заинтересова­ны в совместной работе, она была им просто неприятна.

Иная картина наблюдалась во второй группе, где преоб­ладал демократический стиль руководства. Даже если руко­водитель выходил из комнаты, темпы работы не снижались дети продолжали сосредоточенно выполнять задания, стре­мясь эффективно закончить начатое дело.

Третья группа, где для стиля руководителя было характер­но попустительство и нежелание пресекать даже асоциаль­ные поступки детей, продемонстрировала неспособность тру­диться совместно. Там все свелось к разговорам о признании группы как особой целостности, но успехи в делах, которые требовали совместных усилий, отсутствовали. Отношения сотрудничества явно не сложились.

Этот эксперимент показывает, какие последствия для де­тей может иметь стиль руководства со стороны взрослого. Большинство учителей и руководителей различных обществен­ных организаций обычно используют все три стиля руковод­ства одновременно или в какой-то последовательности. Од­нако мы можем сделать совершенно четкий вывод: под руко­водством демократичного, уважаемого детьми взрослого, ко­торый не только дает указания, но и предоставляет детям возможность самим принимать решения и брать на себя от­ветственность за их реализацию, формируются более цель­ные, глубокие личности, чем в условиях давления или при полном отсутствии руководства.

Просмотров: 9975

Зарегистрировать лагерь