Интернет-ассоциация

лагерей отдыха

Школьники и их отношения со сверстниками

«Повелитель мух» - так называется повесть о группе школьников, оказавшихся на необитаемом острове. Среди них начинается борьба за лидерство, появляются враждебно на­строенные группировки, каждая из которых устанавливает собственные законы. За нарушение их назначаются жесто­кие наказания вплоть до убийства. Эта повесть показывает, что может произойти, если дети начнут создавать новое общество, не считаясь друг с другом. Предстающая перед глазами читателя картина шокирует. Конечно, она лишь гиперболизация того, что происходит в действительности, тем не менее над этими проблемами сле­дует задуматься всерьез. Школьники - специфическая социальная общность, в кото­рой существуют свои нормы поведения, правила общения и даже свой фольклор. Все это передается из поколения в по­коление от одного школьника к другому. Подчинение этим не­писаным правилам и нормам считается строго обязательным.

Дружба школьников.
Школьники и их отношения со сверстникамиОтношения между школьниками постоянно меняются. Если в возрасте от 3 до 6 лет дети строят свои отношения в основ­ном под надзором родителей, то от 6 до 12 лет школьники большую часть времени проводят без родительского присмот­ра. У младших школьников дружеские отношения формиру­ются, как правило, между детьми одного и того же пола. По мере ослабления связи с родителями ребенок все более на­чинает ощущать потребность в поддержке со стороны това­рищей. Кроме того, ему необходимо обеспечить себе эмоци­ональную безопасность. Именно группа сверстников стано­вится для ребенка тем своеобразным фильтром, через кото­рый он пропускает ценностные установки родителей, решая, какие из них отбросить, а на какие ориентироваться в даль­нейшем.

В школьные годы группы сверстников формируются по принципам пола, возраста, социально-экономического стату­са семей, к которым принадлежат дети. Группировками (в от­личие от групп) называются группы сверстников, насчитыва­ющие не более 3-8 человек и сознательно не включающие в свой состав других детей. Они могут возникать уже в начале 3-го года обучения, но чаще и легче всего складываются в 5-х классах. Каролина и ее подруги называют свою группу «тайным фортом», и, хотя в самом названии нет никаких ограничений для представителей противоположного пола, в составе этой группировки мальчиков нет.

В эксперименте, проведенном Шерифом и его сотрудни­ками, были выявлены способы формирования групп мальчи­ков - учащихся 5-х классов. Они строились на основе сотруд­ничества и соревновательности в условиях летнего лагеря.

Еще до отправки в лагерь дети были разделены на 2 группы. И хотя прежде они не были знакомы и разделение было проведено произвольно, у них возникли общие инте­ресы. Завязавшиеся дружеские отношения ограничивались лишь членами группы, в которой воцарился дух взаимопо­нимания и ощущение единства.

Когда ребята узнали о существовании другой группы, их солидарность укрепилась еще больше. В отношениях между группами можно было наблюдать зачатки и агрес­сивности, и здоровой конкуренции. Когда перед ребятами поставили такие задачи, которые можно было решить только общими усилиями, прежние барьеры, разделявшие их в самом начале смены, исчезли, возникла дружба, объе­динившая членов обеих групп.

Этот эксперимент показал важность и необходимость груп­пового общения для школьников. Группа и ограничивает, пре­допределяя характер внутригруппового общения, и одновременно помогает формированию дружеских отноше­ний, становлению единства. Она усиливает значение опреде­ленных ценностных установок, обеспечивает ощущение рав­ноценности каждого участника, устанавливает правила пове­дения и создает такую атмосферу, когда у ребенка появляет­ся осмысленное представление о происходящем.

Конформизм. Исследования конформизма (согласия с общим мнением группы или непротивления ему) показывают, что никто из нас не обладает иммунитетом к групповому дав­лению, но все же поведение человека в той или иной ситуа­ции во многом зависит от его возраста.

Школьники и их отношения со сверстникамиОднажды учитель Рузвельта обратился к классу с воп­росом: «Кто из вас согласен с тем, что Земля - четвер­тая от Солнца планета?» Почти все подняли руки в знак согласия. Рузвельт же был уверен, что ребята ошибают­ся: Земля - третья от Солнца планета. Но, может быть, они правы, а ошибается он? Вдруг, выразив несогласие с классом, он окажется не прав и будет выглядеть глупо?! А если прав, то одноклассники будут считать его смышле­ным малым. Что же делать?

В этом возрасте дети более склонны к конформизму, чем в любом другом, даже если их конформизм может послужить причиной ошибочного суждения или неправильного поведе­ния. Данную особенность Ж. Пиаже объясняет тем, что к 12-летнему возрасту дети все больше начинают осознавать смысл правил, устанавливаемых различными общностями, оценивать их ошибочность или правильность, считаться с ними или поступать вопреки им. У них появляется возможность реа­гировать на все самостоятельно, реже дает себя знать кон­формизм, они не сразу соглашаются с общим мнением и могут высказать несогласие с ним, если чувствуют себя уверенно.

Большинство детей до 12 лет всеми силами стараются установить нормальные отношения со сверстниками. Они не хотят выглядеть индивидуалистами или слишком отличаться от сверстников даже тогда, когда групповое поведение кажется им не совсем правильным. Они редко осмеливаются осуж­дать явно асоциальное поведение, и, видимо, наивно было бы ждать, что кто-то станет порицать друга за такое поведе­ние, как, скажем, катание на роликах в соседнем дворе с раз­вевающейся лентой туалетной бумаги в руках, ложные теле­фонные звонки или кражи жевательной резинки в кафе. Вплоть до 8-го класса дети действительно готовы подчиняться уста­новившимся среди сверстников правилам поведения и часто не могут противостоять групповому давлению. Быть приня­тым группой сверстников для ребенка важнее, чем заслужить Доверие взрослых. Эта растущая потребность в признании и одобрении со стороны сверстников составляет смысл целого периода в развитии детей, когда зависимость от родителей сменяется зависимостью от сверстников. Дилемма Рузвельта осложнялась тем, что руки подняли даже лучшие ученики. Сверстник, которого дети считают са­мым умным, знающим, оказывает на них большее влияние, нем тот, кого они считают некомпетентным. В ситуации с Руз­вельтом мы могли бы ожидать, что, зная правильный ответ он либо непроизвольно поднимет руку, либо промолчит.

Популярность. В каждой группе одних детей любят, а других не любят. Обнаружить наиболее и наименее попу­лярных детей можно, например, нарисовав социограмму, т. е. диаграмму, отражающую соотношение наибольшего и наи­меньшего предпочтения в группе.

Мисс Каннингэм попросила учеников указать имя одноклассника, с которым дети хотели бы выполнять оп­ределенное задание, и того, с кем они не хотели бы это делать.

Большинство детей выбрали партнеров своего пола и отвергли представителей противоположного. Каролина и Ким - «звезды» среди девочек, Брэд - «звезда» среди маль­чиков. Лучшие друзья и подруги - Рузвельт и Брэд, Кароли­на и Ким, потому что их выбор взаимный. Бельма и Жан наименее дружны, поскольку они отвергают друг друга. Наименее популярные дети в классе - Бельма и Никки, их отвергли и мальчики, и девочки. К Скотти, Ив и Карлосу отношение безразличное - их никто в классе не выбирает и не отвергает.

Школьники и их отношения со сверстникамиЧто позволило Каролине, Ким и Брэду стать самыми попу­лярными? Как показывают исследования, это происходит пото­му, что такие дети обычно хорошо адаптируются среди сверстников, они дружелюбны, нацелены на сотрудничество, чутки к желаниям других детей. Они хорошо учатся, умны. Это, как правило, дети из более обеспеченных семей по сравне­нию с их менее популярными сверстниками. Кроме того, они охотнее общаются с одноклассниками и проявляют интерес к ним. Как правило, свою точку зрения они хорошо аргументи­руют и могут ее отстоять. У популярных детей в группе обыч­но есть прозвища и клички. Брэда прозвали «Кузнечиком» за его длинные ноги, а Рузвельта - «Лосем», потому что он са­мый крупный мальчик в классе.

В большинстве детских групп есть и непопулярные дети, которым, как правило, не придумывают никаких прозвищ и кли­чек, за исключением разве что неодобрительных - типа «Тол­стяк». С ними никто не хочет играть и на них редко обращают внимание. Что заставляет детей отвергать таких, как Бельма и Никки? Многочисленные исследования показывают, что дети, в младенчестве воспитывавшиеся без родителей, чаще ссо­рятся, требуют большего внимания к себе, чем дети, вырос­шие в полных или даже неполных семьях. Причиной непопу­лярности могут быть и постоянная напряженность детей, труд­ности в общении с другими. Никки и Бельма, когда были ма­ленькими, редко сходились с кем-то для совместных игр, по­тому им сложнее адаптироваться в среде одноклассников. Дети с физическими недостатками менее популярны, чем здо­ровые. У непопулярных детей, как правило, заниженная или вовсе низкая самооценка, некоторые из них эмоционально не развиты, агрессивны или замкнуты.

Просмотров: 25678

Зарегистрировать лагерь