Интернет-ассоциация

лагерей отдыха

Предубеждения

Однажды в субботний день Рузвельт, Брэд и Скотти поехали на велосипедах за город, чтобы пострелять из дробовика. На обратном пути они решили выпить воды в местном ресторанчике, что было им как раз по пути. Ког­да они вошли в зал, несколько мальчишек из угловой каби­ны закричали: «Ниггерам сюда нельзя!» Рузвельту было очень обидно, Брэд и Скотти решили поколотить мальчи­шек, но Рузвельт сказал: «Нет, давайте уйдем отсюда».

Расовое предубеждение не является врожденным. Оно усваивается в практике повседневного общения с другими людьми, например, когда родители или сверстники унижают представителей (взрослых или детей) другой расы. Предрас­судки не всегда внушаются непосредственно словами и по­ступками. Выражение лица и характерные жесты также сви­детельствуют о презрении, порицании, ненависти или нетер­пимости к другим. Книги, журналы, газеты и другие средства массовой информации тоже нередко распространяют и про­пагандируют расовые установки. Осознание ребенком уста­новок родителей, сверстников и общества в целом по отно­шению к другим расам влияет на его собственные суждения и отношение к расовым различиям.

Предубеждения появляются у детей, как правило, в дошкольном и младшем школьном возрасте. Например, У черных и белых детей уже в 3-5-х классах складываются установки на брак с представителем своей расы, им не нра­вится, если в церковь, которую посещают они, ходят пред­ставители другой расы. Не приемлют они такого, например, положения, при котором женщина другой "расы является на­чальником их отца. 10-летние дети уже имеют сформировав­шиеся предубеждения, а в возрасте 11-12 лет они предпочи­тают иметь друзей среди представителей только их расы.

Однако подчеркнем, что именно в первые школьные годы между детьми разных рас могут установиться теплые дружес­кие отношения. Рузвельт, Брэд и Скотти живут по соседству, ходят в одну и ту же школу, и не удивительно, что они стали лучшими друзьями. Расширение контактов с детьми других рас помогает ослабить предубеждение белых детей в млад­ших классах. Гармоничные межрасовые отношения чаще все­го возникают в смешанных школах или летних лагерях. Кроме того, либеральные расовые установки детей связаны с их высокой самооценкой, нормальным (некарающим, лояльным) воспитанием и наличием неавторитарных родителей.

Дети национальных меньшинств нередко усваивают негативное (если таковое имеет место) отношение общества к своему народу. В давних исследованиях расового сознания и черные, и белые дети-дошкольники считали, что черная кук­ла «смотрится» плохо, и предпочитали выбрать себе белую. Им больше нравилось рисовать белых человечков, чем тем­нокожих. Хансбергер обнаружил аналогичную зависимость среди канадских индейцев и белых детей в возрасте от 5 до 9 лет, сравнивавших «белую» куклу и куклу, изображавшую аме­риканского индейца. Американо-китайские дети менее привер­жены своей расе и в меньшей степени предпочитают игры со сверстниками своей расы, чем черные и белые дети. Сход­ные установки характерны и для испано-американских уча­щихся 1-3-х классов.

Есть некоторые основания полагать, что, по крайней мере, у части детей с годами степень предубежденности уменьша­ется. Это объясняют возросшей чувствительностью общества к проявлениям расовых предрассудков. Исследование Клар­ка показало, что приверженность черных детей своей расе усилилась. Об этом, в частности, свидетельствовал тот факт, что они чаще стали отдавать предпочтение черной кукле, чем белой. Резко возросло их предпочтение сверстников, принадлежащих к той же расе. Подобные изменения во взглядах черных детей отражают, во-первых, рост их само­сознания, а во-вторых, результаты борьбы негров за граж­данские права в 60-х годах. Кампания под лозунгом «Чер­ное - это прекрасно!» тоже, по-видимому, оказала позитив­ное влияние на личностное развитие нового поколения чер­ных американцев.

Просмотров: 6724

Зарегистрировать лагерь