Интернет-ассоциация

лагерей отдыха

Работа с проблемными семьями на родительских собраниях

Составители — методисты Центра развития образования г. Геленджик


Собрание 1

Тема: «Законы жизни семьи, законы жизни класса»

Форма проведения: родительский тренинг — выведение формулы родительской педагогики.

Вступительное слово классного руководителя: Начать наш разговор хочется отрывком из произведения великого драматурга Древней Греции Софокла, чьи строки, написанные так давно, актуальны и сегодня.

Ты прав, мой милый. Пред отцовской волей
Все остальное отступить должно.
Затем и молим мы богов о детях.
Чтоб супостатов наших отражали
И другу честь умели воздавать.
А в детях если не нашёл опоры,
Что скажем мы о нём? Не ясно ль всем,
Что для себя он лишь причину создал
И смех злорадный для врагов своих?
(Софокл. «Антигона»)


Вы, уважаемые родители, — люди, у которых разное образование, разные характеры и взгляды на жизнь, разные судьбы. Но есть одно, что объединяет вас, — это ваши дети, мальчики и девочки, которые могут стать для вас горем или радостью. Как и что нужно сделать, чтобы ваш ребёнок стал вашим счастьем, чтобы однажды можно было сказать себе: «Жизнь состоялась!»

Сегодня, сидя за партой на том месте, на котором обычно сидит ваш сын или дочь, мы учимся постигать формулы родительской педагогики.

Возьмите листочки, которые лежат перед вами, рассмотрите их: одна сторона у них чиста, а вторая заполнена. На заполненной страничке написано, что увидел педагог в нашем сыне или дочери, на что хочет обратить ваше внимание. Мы никогда не будем вслух анализировать проблемы, неудачи, горести детей. Они остаются для индивидуального общения с классным руководителем. Это станет нашим с вами законом общения, традицией наших родительских собраний.

(Родители читают и анализируют, размышляют о том, необходима ли им индивидуальная встреча с классным руководителем.)

Формула закона семьи

Папы! Мамы! Перед вами формула, где зашифрованы законы воспитания ребёнка в семье. Расшифруйте её.
Закон семьи: ед. тр. (1) + зн. похв. (2) + тр. уч. (3) + разд. благ (4).
Пятиминутная музыкальная пауза, пока родители выполняют задание.
Вопрос родителям: «У кого что получилось! Какие законы семьи здесь зашифрованы?
Затем идёт анализ зашифрованной формулы.
1-й закон. Закон единства требований отца и матери, предъявляемых ребёнку.
2-й закон. Закон значимости похвалы для ребёнка.
3-й закон. Закон трудового участия каждого члена семьи в жизни всей семьи.
4-й закон. Закон разделения в равной мере материальных и моральных благ между взрослыми и детьми.

Если эти законы в семье исполняются, если отец и мать оптимисты и друзья своего ребёнка, значит, ребёнок состоится как человек, как личность.

Задание для родителей — диагностика по гербу семьи

Следующий урок в расписании родителей — диагностика. Детям было предложено нарисовать герб своей семьи. Образец такого герба вы видите на доске. Перед каждым из вас лежит чистый лист. Вам нужно его заполнить вместо вашего сына или дочери. Выполните, пожалуйста, это задание. Время работы — 10 минут. Когда вы выполните работу, приступайте к следующей. Сравните ваш герб с тем, который изобразил ваш сын или дочь. Сделайте выводы.

Прежде чем вы увидите гербы, нарисованные вашими детьми, вы должны нарисовать герб своей семьи, каким вы его видите.

Каждый из вас познакомился с законами жизни в семье. Обсудите их дома, в кругу семьи. Сделайте серьёзный вывод, насколько хорошо вы знаете своего ребёнка.

Собрание 2

Тема: «Психофизическое развитие подростков (трудный возраст)»


Форма проведения: дискуссия

Эпиграф: Структура личности подростка… В ней нет ничего устойчивого, окончательного и неподвижного. В ней — переход, всё течёт. (Л.С. Выготский)

Вопросы для обсуждения:
1. Трудный возраст и физическое состояние учащихся-подростков.
2. Подростковая психика.
3. Какими видят себя подростки.

По указанным вопросам перед родителями следует выступить психологу и классному руководителю.

Л.С. Выготского — одного из ведущих психологов XX столетия — называют «Моцартом психологии». Его слова, вынесенные в эпиграф, удивительно точны. Развитие подростка — это начало поиска себя, своего уникального «я». Это путь становления индивидуальности.

Как часто родители делают ошибки в воспитании детей, говоря ребёнку: «Не выделяйся, будь такой или таким, как все».

В психологии этот период времени называют периодом «брожения психики». Этот период почти всегда бывает болезненным, это время, когда проблемы между детьми и родителями обостряются.

Что же является самым главным для ребёнка в этот период? Вот какую логическую цепочку мы должны с вами сохранить (надпись на доске):

Любовь — доверие — понимание — поддержка

Как сказал кто-то из сатириков, с каждым поколением дети становятся все хуже, а родители все лучше, и, таким образом, из всё более плохих детей получаются всё более хорошие родители.

Физическое здоровье ребёнка — основа его успехов в учении. Состояние физического здоровья и темпы полового созревания детей разные. Они существенно влияют на личностное развитие ребёнка. Чем раньше начинается процесс полового созревания, тем быстрее он протекает. При начале созревания в 12 лет — процесс созревания 2 года; в 13–13,5 лет — 3–3,5 года: в 15-летнем возрасте — 5–6 лет. Эти различия типов созревания — причина многих огорчений и переживаний.

В последние десятилетия серьёзными проблемами стали акселерация и ретардация.

Акселераты в школьные годы — лидеры в классах. К 30 годам это крепкие и социально приспособленные, но зависимые от мнения окружающих, приземлённые люди.

Ретарданты, наоборот, — вначале обидчивые, задиристые, стремящиеся привлечь внимание, замкнутые и подчиняемые в юности, к 30 годам становятся людьми с более прочным душевным ядром и высокими принципами.

Подробнее следует рассмотреть признаки и формы проявления повышенной тревожности подростков.

За что и против чего ведёт борьбу ребёнок в переходном возрасте? Прежде всего:
• за то, чтобы перестать быть ребёнком;
• за прекращение посягательств на его неприкосновенность;
• за утверждение среди сверстников;
• прочив замечаний, обсуждений, особенно ироничных, по поводу его физической взрослости.

Правила, которые должны соблюдать родители подростка:
• Помочь ребёнку найти компромисс души и тела.
• Все замечания делать в доброжелательном, спокойном тоне, не вешая ярлыков.
• Следует помнить, что пока развивается тело ребёнка, болит и ждет помощи его душа.

Психологическая разминка для родителей

Анализ педагогических ситуаций:
1. Девочка не хочет убирать свою комнату.
2. Мальчик не следит за собой и т.д.

Обсуждение проблемы совместно с родителями.

Подростковую психику иногда называют периодом «гормональной дури». Поиск и становление своего «я» — это высвобождение от влияния взрослых и общение со сверстниками. В семьях, где есть уважение, где каждый имеет право голоса, где у всех есть и права, и обязанности, реакции эмансипации проходят мягче и порождают меньше конфликтов.

Что должны сделать родители, чтобы сохранить любовь своих детей? Эти правила (на отдельном листочке бумаги) предлагаются родителям для ознакомления.
1. В самостоятельности ребёнка не следует видеть угрозу лишиться его.
2. Помните, что ребенку нужна не столько самостоятельность, сколько право на неё.
3. Хотите, чтобы ребёнок сделал то, что вам нужно, сделайте так, чтобы он сам захотел этого.
4. Не перегружайте ребёнка опекой и контролем.
5. Не создавайте «революционную ситуацию», а если создали, разрешайте её мирным путём.
6. Помните слова И.-В. Гёте: «В подростковом возрасте многие человеческие достоинства проявляются в чудаческих и неподобающих поступках».

В переживаниях подростков огромное место занимают дружба и влюблённость. Девочки чаще мальчиков хотят иметь друга и чаще реализуют своё желание. Девочкам нужны понимание, сочувствие, уход от одиночества, мальчикам — взаимопомощь, понимание.

В 4–7% случаев первая влюбленность ведёт впоследствии к браку.

Влюбленность — это глубочайшая потребность в индивидуальных доверительных отношениях. Запрещать в этой сфере — значит сделать подростка несчастным. Говорить о предмете влюбленности плохо — значит расстроить взаимоотношения с ребёнком. Любовь и сексуальность для подростка — вещи взаимоисключающие.

Эту проблему назиданиями решать нельзя! Нужно давать оценку проблемы с позиции взрослого человека. Можно искать решение проблемы взаимоотношений мужчины и женщины через призму взаимоотношений в доме.

Чем проповедь выслушивать,
Мне лучше бы взглянуть.
И лучше проводить меня.
Чем указать мне путь.
Глаза умнее слуха,
Поймут все без труда.
Слова порой запутаны,
Пример же — никогда.
Тот лучший проповедник —
Кто веру в жизнь провел.
Добро увидеть в действии —
Вот лучшая из школ.
И если всё мне показать —
Я выучу урок.
Понятней мне движенье рук.
Чем быстрых слов поток.
Должно быть, можно верить
И мыслям, и словам,
Но я уж лучше погляжу,
Что делаешь ты сам.
Вдруг я неправильно пойму
Твой правильный совет.
Зато пойму, как ты живешь,
По правде или нет.


В конце собрания родители получают это стихотворение на память.

Собрание 3
Тема: «Детская агрессивность»


Форма проведения: «круглый стол».

Эпиграф: Человек обладает способностью любить, и если он не может найти применение своей способности любить, он способен ненавидеть, проявляя агрессию и жестокость. Этим средством он руководствуется, как бегством от собственной душевной боли… (Эрих Фромм)

Вопросы для обсуждения:
1. Анализ проблемы агрессивности.
2. Роль семьи в проявлении детской агрессивности.
3. Поощрение, наказание в семье.
4. Законы преодоления детской агрессии.
5. Экспресс-анкетирование родителей по проблеме собрания.

Уважаемые мамы и папы, дедушки и бабушки!

Тема нашей новой встречи серьёзна и трудна. Это тема проявления детьми жестокости и агрессии. К сожалению, эти явления живут и среди нас, взрослых, и среди наших детей. А раз так, давайте рассмотрим, что собой представляет агрессия и как мы, взрослые, можем помочь детям преодолеть её.

Агрессия может проявляться физически (ударили) и вербально (нарушение прав другого человека без физического вмешательства).

В психологии различают два вида агрессии: инструментальную и враждебную. Инструментальная агрессия проявляется человеком для достижения определённой цели. Она очень часто выражается у младших детей («я хочу забрать игрушку, предмет и т.д.»). У старших больше проявляется враждебная агрессия, направленная на то, чтобы причинить человеку боль.

Очень часто агрессию, её проявление путают с настойчивостью, напористостью. Как вы считаете, это равнозначные качества? Что вас больше обрадует в вашем ребёнке: настойчивость или агрессивность? Безусловно, настойчивость. Это качество в сравнении с агрессивностью имеет социально приемлемые формы, так как не допускает оскорбления, издевательства и т.д.

Уровень агрессивности детей меняется в большей или меньшей степени в зависимости от ситуации, но иногда агрессивность принимает устойчивые формы. Причин для такого поведения много: положение ребёнка в коллективе, отношение к нему сверстников, взаимоотношения с учителем и т.д.

Стойкая агрессивность некоторых детей проявляемся в том, что они иначе, чем другие, понимают иногда поведение окружающих, интерпретируя его как враждебное. К агрессии больше склонны мальчики. Она входит в мужской стереотип, который культивируется в семье и средствах массовой информации.

Перед собранием можно исследовать отношение детей к телепрограммам. Вопросы записываются на доске. Ответы анализируются классным руководителем.

1. Какие телепередачи ты выбираешь для просмотра?
2. Что тебе в них нравится?
3. Советуют ли тебе родители при выборе телепередач?
4. Какие передачи привлекают твоих родителей?
5. Какие передачи вы смотрите всей семьей?

Очень часто причиной детской агрессии является семейная ситуация:

1. Агрессивное поведение членов семьи в обыденных жизненных ситуациях: крики, ругань, хамство, унижение друг друга, взаимные упрёки и оскорбления. Психологи считают, что ребёнок проявляет агрессивность в обыденной жизни в несколько раз чаще там, где агрессию взрослых он видел ежедневно и где она стала нормой его жизни.
2. Непоследовательность родителей в обучении детей правилам и нормам поведения. У детей не формируется нравственный стержень поведения: сегодня родителям удобно говорить одно и они навязывают эту линию поведения детям, завтра им удобно говорить другое, и это другое тоже навязывается. Это приводит к растерянности, озлоблению, агрессии против родителей и других людей.

В воспитании можно выделить два важных фактора, которые позитивно или негативно влияют на формирование детской агрессивности: расположение и неприятие. Преодолению агрессивности ребёнка помогает расположение, использующее в своём арсенале умение слушать, теплоту общения, доброе слово, ласковый взгляд.

Неприятие, наоборот, стимулирует детскую агрессивность. Оно характеризуется безразличием, устранением от общения, нетерпимостью и властностью, враждебностью к факту существования ребёнка. Неприятие ребёнка приводит к проявлению такого заболевания, как детский госпитализм. Что это такое? Одиночество, отсутствие желания общаться с родными людьми, отсутствие в семье традиций, обычаев, законов.

Огромное значение в воспитании детей имеет поощрение: словом, взглядом, жестом, действием. Очень значимо для человека и наказание, если:
• оно следует немедленно за проступком;
• объяснено ребёнку;
• оно суровое, но не жестокое;
• оно оценивает действия ребёнка, а не его человеческие качества.

Наказывая ребёнка, отец и мать должны проявлять терпение, спокойствие и выдержку.

Предварительное анкетирование учащихся (аналитическая справка):
• Если тебя наказывают, то как…
• Если тебя поощряют, то как…
• Четыре «нельзя», которые бы ты хотел иметь в своей семье, когда тебя наказывают…

Подходит к концу наша очередная встреча. Хочется, чтобы она оказалась для вас полезной, вызвала раздумья, желание построить взаимоотношения в своей семье по-новому.

По традиции каждый из вас получает «золотые» правила воспитания, связанные с темой данного собрания:
1. Учитесь слушать и слышать своего ребёнка.
2. Постарайтесь сделать так, чтобы только вы снимали его эмоциональное напряжение.
3. Не запрещайте детям выражать отрицательные эмоции.
4. Умейте принимать ребёнка и любить его таким, каков он есть.
5. Повиновение, послушание и исполнительность будут там, где они предъявляются разумно.
6. К агрессивным проявлениям в поведении ребёнка приводит агрессивность семьи.

Собрание 4

Тема: «Семья и наркотики. Влияние дисгармоничных семейных отношений на подростковую наркоманию»


Семья и родительское воспитание могут оказывать на пристрастие подростков к наркотикам как прямое, так и косвенное воздействие. В самом деле, если отец унижает своего сына, бьёт его — такой стиль родительского воспитания самым прямым образом заставляет подростка искать понимания, общения, возможности проявить себя вне семьи. В чём же состоят ошибки родителей в отношении к своему ребенку, которые делают его психологически менее защищённым от влияния наркотических веществ?

Прежде чем рассматривать эти нарушения, следует ввести понятие гармоничных родительских отношений с подростком. При гармоничных отношениях отсутствуют внутрисемейные причины приобщения подростка к наркотикам. Кроме того, семья с гармоничными внутрисемейными отношениями имеет высокую устойчивость к влиянию асоциальных уличных подростковых компаний, в которых употребляют наркотики.

Опираясь на практический опыт педагогов, психологов и психотерапевтов, можно утверждать, что гармоничные родительские отношения устанавливаются, если:
• родители тепло и нежно относятся к своему ребёнку, эмоционально принимают его;
• родители понимают возрастные особенности подростка и знают, как поддержать его в трудной ситуации;
• родители авторитетны для подростка, серьёзно воспринимают его интересы и живут с ним в атмосфере сотрудничества.

Приведённые описания представляют собой как бы идеальные ответы на вопросы, которые родитель может задать себе об отношениях со своим ребёнком: «Что я чувствую?», «Что я думаю?», «Что я делаю?». Конечно, при условии, что ответы будут даны искренне.

Отношения родителей с подростком не всегда гармоничны. Чем больше степень их дисгармонии, тем выше риск приобщения подростка к наркотикам. Можно выделить три формы нарушения родительских отношений в семьях, где подростки имели первый опыт употребления наркотиков:

1. Первая форма — жестокость при обращении с подростком. Семьи данной категории неоднородны, деструктивная агрессия проявляется через физическое насилие, словесные оскорбления и унижения, через воспитание подростка «в ежовых рукавицах». При эмоциональном напряжении и жестоком обращении подросток прибегает к наркотикам, так как оказывается вытолкнутым из семьи в асоциальную среду или находится в иллюзорных поисках недостающего уважения, понимания и тепла.
2. Вторая форма — непонимание родителями возрастных особенностей ребёнка. Самосознание подростка нередко формируется драматично и противоречиво. Поэтому подросток обращается к наркотику, чтобы снять тревожность, возникающую вследствие ускоренного полового и интеллектуального развития. Родители же не способны психологически правильно реагировать и ограничиваются наказаниями, обвинениями и морализацией. В этой ситуации подросток вынужден самостоятельно, часто через цепь ошибок, вырабатывать своё отношение к наркотикам.
3. Третья форма — низкий авторитет родителей у подростка. Материальное благополучие и бесконфликтные взаимоотношения в семье не гарантируют от утраты значимости отношения подростка к родителям. Если в сознании подростка не сформирован внутренний диалог с родителями, их опыт и жизненная позиция, в том числе и по отношению к наркотикам, не принимаются во внимание. Такой ребёнок менее защищён от давления социальной микросреды, где употребляются наркотики.

Таким образом, первая форма семейного неблагополучия может быть прямой причиной приобщения подростка к наркотикам, вторая — может «способствовать» этому косвенно как дезорганизующий фактор, а при третьей форме из-за попустительской позиции родителей подросток имеет сниженную социально-психологическую толерантность в отношении наркотиков.

Психопрофилактика наркомании включает в себя, во-первых, преодоление психолого-педагогических ошибок и нарушений в системе «родитель — подросток», создающих для подростка угрозу пристраститься к наркотику, а во-вторых, оказание и родителю, и ребёнку помощи в ситуации, когда последний уже столкнулся с наркотиком.

Далее на примере реальных ситуаций обсуждаются различные формы нарушений отношении «родитель — ребёнок». При их отборе следует принимать во внимание следующее. Тяжёлые, запущенные случи подростковой наркомании чаще всего необратимы, и о профилактике говорить уже поздно. Кроме того, родители склонны воспринимать запущенные формы наркомании как малоправдоподобные: «Такой ужас в нашей семье никак не может произойти». Поэтому для примеров предпочтение взять такие, в которых запечатлены первые шаги к наркотику. Прогноз здесь менее однозначен, необязательно эти шаги приведут к наркомании. Однако такие случаи более узнаваемы, они развивают чувствительность к начальным симптомам наркотической зависимости и психологическим механизмам.

Жестокость в обращении с подростком

Жестокое обращение родителей выражается в физическом подавлении ребёнка, а также в грубом психологическом унижении личности через авторитарный стиль воспитания. В результате такого воспитательного подхода личность ребёнка деформируется — он сам становится агрессивным или, наоборот, тревожным и заискивающим перед окружающими. Но самое печальное, что атмосфера агрессии и отвержения своеобразным способом выталкивает ребёнка из семьи.

При всех различиях между физической и психологической жестокостью у них есть общий знаменатель — воздействие на ребёнка с позиции силы, отсутствие теплых, доверительных и равноправных отношений в семье.

Примечателен такой факт. По данным социологов, большинство родителей — около 85% опрошенных — отрицательно относятся к жестоким методам воспитания. Но даже те родители, которые отвергают агрессивные методы, могут применять их, причём довольно регулярно. Родители, проявляющие жестокость в отношении детей, составляют около 40%. Возникают вопросы: чем вызван такой высокий процент агрессивных родителей и почему существует расхождение между суждениями и поведением родителей?

Можно предположить, что агрессивные родители или каким-то образом воспринимают свои, даже агрессивные, действия в позитивном свете, или объясняют их какой-то целесообразностью, или же не находят в себе сил поступать иначе. Жестокость родителей можно разграничить на враждебную агрессию, инструментальную агрессию и невротическую конфликтность.

Враждебная, деструктивная агрессия

Взрослый проявляет жестокость в самой грубой и неприкрытой форме: непрерывное рукоприкладство (наказание ремнём и всем, что попадёт под руку, подзатыльники, дёрганье за ухо), словесные оскорбления и унижения, наполненные злобой и ненавистью. Всё это обрушивается на подростка по малейшему поводу и без повода. В этом случае агрессия — своего рода самоцель. Ребёнок вызывает у родителей лишь раздражение, воспринимается только как обуза. Примеры враждебной агрессии нередки среди нравственно деградировавших родителей-алкоголиков. Во время запоев дети для них не существуют, а во время похмелья дети досаждают тем, что о них нужно заботиться. В агрессивных действиях по отношению к ребёнку проявляются ненависть и злоба.

Пример 1. Миша, 14 лет, учащайся 7-го класса, направлен на консультацию к психологу комиссией по делам несовершеннолетних районного отдела образования. Миша систематически не посещает занятия, уличён в драке с учащимися школы, преподавателям также известно, что он употребляет спиртные напитки, есть предположение, что пробовал курить наркотики. Воспитывается в крайне неблагополучной семье. Отец (раньше был трактористом, часто менял места работы, сейчас не работает — уволен за прогулы) постоянно пьянствует вместе с матерью (она работает посудомойкой в столовой). В семье кроме Миши имеются ещё два ребёнка — девочка (11лет) и мальчик (8 лет). Квартира почти не убирается, многое из мебели и вещей пропито. Соседи свидетельствуют, что бывали случаи избиения детей отцом. Несколько раз ставился вопрос о лишении родителей прав, но каждый раз бабушка (мать отца, пенсионерка) умоляла не делать этого. Во время запоев родителей дети, как правило, живут у неё.

На консультации отец напряжён, осержен на то, что ему назначили встречу с психологом. На вопросы отвечает резко, язвительно.

Психолог. Скажите, как складываются у Вас отношения со старшим сыном?
Отец. Нормально. Не хуже, чем у других.
Психолог. Вы его бьёте?
Отец. Бью? А то и видно, какой он избитый. Носится как конь. (Ухмыляется.)
Психолог. Соседи говорят, слышат крики.
Отец. Слышали крики. (Передразнивает.) Языками чешут. Мы по вечерам песни поём. У нас хор, семейный. Ремешком — бывает. По совету, так сказать, Макаренко. Да ему хоть всю шкуру сдери — толку мало. Смотрит волчонком. Того гляди — сам зарежет. Сыночек.
Психолог. Давно Вы узнали, что он потребляет наркотики?
Отец. Наркотики? Об этом мы с ним ещё поговорим. Так сказать, составим протокольчик. Без свидетелей. Водки ему мало, олуху.
Психолог. Скажите, а Вы сами сейчас пьёте?
Отец. Сам пью? А ты, что ли, не пьёшь? Все пьют, у кого деньги есть и кому здоровье позволяет.
Подросток об отце говорит озлобленно, при разговоре с психологом держится с бравадой.

Психолог. Расскажи, пожалуйста, какие у тебя сейчас отношения с отцом.
Миша. С отцом? Да никаких. Он домой — я на улицу.
Психолог. Он тебя бьёт?
Миша. Бьёт? Да уж, конечно, не конфетки дарит. Глаза зальёт — и вперёд. Правда, сейчас трезвый почти не трогает. Только по пьяни. Я ему один раз сказал, что ночью придушу. Очко-то, видно, заиграло.
Психолог. Мама считает, что ты курил гашиш.
Миша. A кто видел?
Психолог. Мама говорит, что случайно нашла у тебя в кармане в спичечной коробочке, когда куртку чистила.
Миша. В коробочке… (смеётся). Да это у меня корм для рыбок был. Разводить буду. Папаша обещал аквариум купить (с усмешкой).

В данном случае речь вряд ли может идти об оказании психологической помощи родителям, особенно отцу. В подобных ситуациях необходима не столько помощь родителям, сколько социальная защита от них подростка. И эта работа должна иметь комплексный характер. Во-первых, родители должны нести административную ответственность, а учитывая жестокость отца, возможно, и уголовную. Во-вторых, требуются совместные усилия социальных работников, педагогов и психологов по формированию у Миши положительной мотивации к учёбе и к досугу.

Первая задача пока решается недостаточно последовательно. Родителям угрожают лишением родительских прав, но на угрозы они уже перестали реагировать. Подросток продолжает находиться в зоне отрицательного влияния родителей, прежде всего — отца. И здесь в психологическом отношении очень опасна одна тенденция. Казалось бы, Миша активно противостоит воздействию отца и в конфликте с ним добился некоторой независимости. Но, не имея рядом положительного и авторитетного взрослого, подростку ничего не остаётся, как заимствовать стиль поведения отца. Сын психологически «программируется, индуцируется» отцом. Этот процесс протекает, хотя во многом бессознательно, достаточно активно. Агрессия, употребление спиртного и наркотиков для него — естественный атрибут «взрослой» жизни.

В данном примере перспективы психологической работы с родителями нельзя оценить как оптимистичные. Психодиагностическое обследование отца показало низкие интересы, концентрацию на алкоголе, отсутствие родительского внимания к сыну. Уровень интеллекта и способность понимать другого очень низкие. Подобные алкоголики с выраженной деградацией личности и деформированными отношениями с близкими почти безнадёжны в плане психотерапевтической помощи.

Вторая задача — формирование у Миши положительных установок на учёбу и досуг, а также развитие у него навыков бесконфликтного общения — требует систематического участия социальных работников, педагогов и психологов. Основные усилия должны быть направлены на создание взрослыми личностно значимых для подростка ситуаций в общении и деятельности. Необходим в его жизни и положительный авторитетный взрослый. Им мог бы стать, например, спортивный тренер.

К сожалению, бесплатных спортивных секций в районе, где проживает подросток, почти нет, а платные семье недоступны. Также трудно обеспечить ему необходимую психотерапевтическую помощь и социально-психологический тренинг. В развитых странах такие услуги предоставляются трудным подросткам социальными работниками через систему социального страхования. В нашей стране эта практика не развита.

Инструментальная агрессия

Агрессивное родительское воспитание может принимать и более завуалированную форму, представляя собой социальную норму поведения в отдельных общественных группах. Примером могут быть семьи, в которых имеет особое значение культ «мужской строгости» в воспитании детей. Жестокость рассматривается как средство достижения «благой» цели; с точки зрения родителей, они не жестокие, а строгие, открывающие своим детям «правду жизни».

В таких семьях, как правило, родители живут без любви, «по привычке», дети не были желанными, их воспитание основано на жёстких запретах и наказаниях. Родители имеют низкий уровень образования, что проявляется не столько в отсутствии диплома об окончании вуза, сколько в неспособности интересно и с пользой для детей и себя проводить досуг. Работа у родителей тяжёлая и низкооплачиваемая, чаще неквалифицированная.

Родителей отличает «потребительская любовь» по отношению к своему ребёнку и лишь постольку, поскольку он соответствует их представлениям о «хорошем» сыне или дочери, а отклонение от созданного эталона вызывает агрессию.

Пример 2. Катя, 13 лет, учащаяся 7-го класса, на консультацию к психологу первый раз пришла с матерью, затем пришёл отец. Обратиться к специалистам матери посоветовала подруга по работе, которая приводила своего сына на курс психологического тренинга общения и положительно отзывалась о результатах. Мать работает товароведом на кондитерской фабрике, отец — главный инженер-механик авторемонтных мастерских. Мать выразила обеспокоенность тем, что дочь постоянно «пропадает на улице», а в семье или «помалкивает, или грубит». У Кати есть брат, он старше её на пять лет и учится в заочном политехническом институте на факультете автомобильного транспорта.

У Кати особенно трудно складываются отношения с отцом. Сам отец говорит о них следующим образом.

Отец. Прямо не знаю, что и делать с дочкой. С сыном отношения прекрасные. Поступил в институт, по моим стопам. Мне, конечно, приятно. Попросился ко мне в мастерские, деньжат подзаработать и профессию освоить с азов. Молодец. Серьёзный парень. А она же… Врубит магнитофон на полную мощность, разляжется на диванчике. В комнате никогда не убрано, дым коромыслом. Это она так «оттягивается» целыми часами. Учится неплохо, но без всякого интереса. Только «Мумий тролль» на уме, подружки да дружки. Все в заклепках, джинсы рваные. Я ей говорю: «Дочка, ты бы хоть делом каким занялась», — а она: «Что ты всё на меня наезжаешь?!» Фыркает — и на улицу. Дружки, как правило, старше её. Недавно пришла вечером с приличным «амбре». В тринадцать-то лет. Не удержался, всыпал ей. Надо сказать, что детей я всегда старался не распускать. Нет, не бил, но держал строго, чтобы был порядок. Маленьких, правда, нашлёпаешь иногда в сердцах. С сыном сейчас всё нормально, а с дочкой какой-то тупик. Требуешь порядка — не помогает. На крик срываюсь. И добра хочешь, и зло берёт.

Девочка об отношениях с отцом отзывается так.

Катя. Он меня никогда не слушает. То нельзя, это нельзя. Ни музыку слушать, ни погулять. Что мне всё время над учебниками «париться», что ли, или с братом в машинах гайки крутить? Никуда меня не водит, всё на работе.
Психолог. Скажи, пожалуйста, а он не жадный, тебе что-нибудь покупает?
Катя. Жадный? Да нет, не жадный. Деньги даёт. Сам даст, а потом ругает, что не на то потратила, на ерунду. А что, кассеты — это ерунда? Он меня не любит, всё придирается, ругает только. Только брат для него хороший.

В рассматриваемом случае примечателен тот факт, что с сыном у отца сложились положительные отношения, а с дочерью — отрицательные. Важно ответить на вопрос: «Почему так получилось?»

Психологическое обследование отца выявило следующие личностные характеристики: необщительность, некоторая обидчивость, интерес к сфере «человек — техника» при незначительном интересе к сфере общения («человек — человек»). Получается, что ему доставляет удовольствие размышлять лишь о технических проблемах и его привлекают люди с аналогичными предпочтениями. Это тот случай, когда при достаточном уровне технического интеллекта эмоциональная сторона личности развита недостаточно. В общении отец проявляет довольно жёсткие стереотипы. Дополнительный нюанс ситуации придаёт то обстоятельство, что отец переживает психологический конфликт, который связан с переходом из одной социальной среды в другую. Он воспитывался в деревенской семье, без отца. В город приехал уже после окончания школы, чтобы поступить в технический вуз. О своей жизни в деревне сохранил тёплые воспоминания («Люди общаются просто и легко, занимаются полезной практической работой в окружении природы»). Жизнь в городе и разнообразие норм поведения людей, проживающих в нём, до сих пор порождают психологический дискомфорт («Все куда-то несутся, болтовня, бестолковость, безделье, главное — общение, всё из воздуха»). Сына он воспринимает как человека практичного, близкого себе, а дочь — как человека непрактичного («Всё с подружками-хохотушками язычками чешут»). Это психологическое неприятие дочери даже пугает отца и во многом ему непонятно.

Успешность оказания психологической помощи отцу Кати зависит от того, насколько способны к развитию его социально-психологические навыки. Сдерживающим фактором на пути к благополучному общению с дочерью являются такие личностные особенности отца, как необщительность и обидчивость. Положительным фактором следует считать желание улучшить взаимоотношения с дочерью. Конечно, в сорок два года характер человека менее пластичен, чем в юности, но и в этом возрасте личность способна к открытию нового. И здесь имеются обнадёживающие признаки. Так, отец рассказал: «Один раз по незначительному поводу излишне строго обошелся с дочерью. В этот же день вечером уехал в командировку. Там, в гостинце, несколько вечеров по телевизору сообщали об одном трагическом случае. В Москве одна молодая женщина пришла к своему врачу в детскую консультацию, чтобы сообщить о рождении ребёнка. Она думала, что это займет минуту-другую, и оставила ребёнка в коляске у дверей поликлиники. Ребёнка за это время украли. Милиция искала младенца, о поисках сообщалось по телевизору. Через три дня женщина выбросилась из окна… Когда я услышал об этом, почувствовал слёзы. Потом соотносил этот случай со своей ссорой с дочерью. Было очень стыдно, что не ценю свою дочь. Глупо так раздражаться из-за пустяков на ребёнка, которого любишь».

После нескольких встреч с психологом отцу было рекомендовано пройти курс социально-психологического тренинга. Психолог полагал, что опыт общения с родителями, имеющими сходные трудности в общении с детьми, может оказаться полезным. Кроме того, было сделано предположение, что трудности отца в общении с дочерью связаны не только с личностными особенностями отца и особенностями его интеллекта, но и с нехваткой навыков позитивного общения с девочкой-подростком. На этом в ходе социально-психологического тренинга и было сосредоточено основное внимание.

Невротическая конфликтность

Эта форма агрессивности вызвана, как говорят психиатры, «раздражительной слабостью» родителей. Личность находится в плену постоянных страхов, неотступных из-за её чувствительности, тревожности и мнительности. Таким людям свойствен внутриличностный конфликт, проявляющийся в противоречиях между «Я» реальным и «Я» желаемым. Человек пытается преодолеть свои проблемы, но из-за неадекватной самооценки вырабатываемые им способы разрешения жизненных трудностей не только не преодолевают их, а ещё больше усугубляют. Возникает своего рода порочный круг. Родитель переутомляется на работе, срывает раздражение на ребёнке, после чего мучается угрызениями совести, извиняется перед ребёнком и снова проявляет грубость в общении с ним.

Пример 3. Наташа, 15 лет, учится в 9-м классе, живёт с мамой, которая работает библиотекарем в техникуме. Мама обратилась к психотерапевту по поводу психологических проблем. У неё умерла мать, от которой она очень зависела. Человек тревожный, сомневающийся во всём, она с большим трудом играла роль «главы семьи». Ситуация усугублялась низкой зарплатой и разрывом с другом, которому «надоело её постоянное нытьё». Трудности, возникшие перед женщиной, стали непреодолимыми. Большой удельный вес в её невротическом состоянии занимали и ухудшившиеся отношения с дочерью.

Мать. Моё сегодняшнее положение ужасно. Полгода назад умерла мама. (Выступают слёзы.) Внутри как будто всё оборвалось… И это полное безденежье. Подрабатываю мизерными машинописными работами. Страшно устаю, почти не сплю, нервы на пределе… Расстались с Дмитрием, а я ему так верила. Он говорит, что ему надоели моё нытье, капризы, но дело, скорее, в другом. Его не устраивает, что я теперь менее свободна. Оказался подлецом… Дочь — это сплошное безумие. Пошла с подругой гулять а парк. Взяли у кого-то фотоаппарат на время. Она его нечаянно разбила. Теперь должна деньги. Она меня доконает…

Как выяснилось, о ситуации, в которой оказалась дочь, мама знала далеко не всё: Наташа попала в криминальную историю.

Наташа. Мы с подругой познакомились с двумя парнями. Они пригласили нас погулять по парку, где-то через неделю пригласили на дискотеку. Ну, потанцевали там. Они угостили соком, пивом. Потом пошли домой. Эти предложили по дороге к их знакомым зайти на полчасика. Зашли, там человек десять. Сброд один. Пьют чуть ли не вёдрами. Кое-кто «травку» курит. Дима, ну, тот, что со мной был, тоже закурил и мне предложил. Мы с подругой еле оттуда смылись. Испугались — волосы дыбом. А утром эти звонят, хи-хи да ха-ха: «Как дела, девчонки, как головка? Вы такие классные». Мы решили с ними не встречаться, попросили не звонить, а они не отстают. Угрожать стали, запугивать.

Психолог. Скажи, пожалуйста, а что это за фотоаппарат, про который мама рассказывала?

Наташа. Когда мы с ними в парке гуляли, они видеокамеру взяли. Я тоже снимала, потом на плечо, на ремешок, а он порвался. Дима посмотрел, говорит, что ремонтировать надо, камера не его. Скинулись все. Я у матери попросила. Она взбесилась: «Ты меня в могилу загонишь!» Пощечину мне влепила. Я джинсы продала. Теперь я думаю, что врали они все и про камеру, и вообще: «Мы на экономистов учимся». (Передразнивает.) Запутывают нас.

Психолог. Вы маме про всю эту историю не рассказали?

Наташа. Что Вы! С ней сейчас вообще не поговоришь. Чуть что — слёзы, визг. Я и сама-то не знаю, что мне делать. А она меня ещё больше «грузит». Набрасывается. (В глазах слёзы.)

Невротические особенности матери увеличивают психологическую дистанцию между ней и дочерью. Мать не способна справиться со своими личными проблемами, фиксирована на них. Это делает её безучастной к дочери. Наташа очень нуждается в помощи и понимании со стороны матери, но не находит ни того ни другого. Девушка попала в зависимость от двух молодых людей. Трудно сказать, кто они — торговцы наркотиками или наглые и лживые проходимцы, решившие поживиться за её счёт.

В первую очередь ситуация требовала вмешательства милиции. Сотрудник инспекции по делам несовершеннолетних предупредил молодых людей о последствиях, если они не оставят Наташу в покое. Сотрудник милиции провел с Наташей профилактическую беседу, в ходе которой, стараясь не сгущать краски перед и без того напуганной девушкой, рассказал о возможных последствиях в подобных случаях: «Они могли предложить тебе покурить ещё и ещё раз. Могли бы сделать тебя своим должником, а потом бы стали предлагать различные способы рассчитаться с долгом, на что они большие выдумщики».

Наташа побывала у психолога ещё несколько раз. К счастью, данный случай не имел для неё отрицательных последствий. Девушка не проявила психологической «предрасположенности» к тому, чтобы случившееся повторилось. Поэтому дальнейшие беседы касались её будущей профессии и того, как ей лучше строить взаимоотношения с мамой.

Основная часть психотерапевтической работы была проведена с матерью. Применялись методы как индивидуальной, так и групповой психологической коррекции и помощи. Когда её психологическое состояние выровнялось и приобрело достаточную стрессоустойчивость, можно было обсудить происшедшее с дочерью. Раньше это делать было опасно, так как мать снова могла проявить агрессию в отношении дочери за то, что та «загоняет её в могилу» своими поступками. В дальнейшем мать в общении с дочерью стала проявлять меньший эмоциональный эгоцентризм, относилась к ней с большим пониманием и участием. Их отношения стали значительно благополучнее.

Непонимание родителями возрастных особенностей подростка

Личность подростка претерпевает бурное половое и интеллектуальное развитие. Динамично развиваются эмоциональность, сфера общения и самосознание. Подросток расстаётся с детством и начинает готовиться к взрослой жизни. Этот процесс может протекать довольно драматично, сопровождаться повышением тревожности или агрессивности. Тогда подросток может сам или в компании обратиться к наркотику, принимая его за своего рода транквилизатор, снижающий тревожность в общении с действительностью, или воспринимая его как символ «взрослости», повышающий его авторитет.

Интенсивное половое развитие не может пройти незамеченным для сознания подростка. Возникает повышенный интерес к своему телу. Не всегда наблюдения подростка приводят к положительным выводам. Случается, что недостаточно красивые пропорции тела (как считает подросток), пробивающийся пушок на лице или под мышками, ломающийся голос, угреватость кожи, повышенная потливость вызывают беспокойство, а то и пугают его. Иногда возникает повышенная, даже болезненная, неприязнь к собственному телу.

В подростковом возрасте активно развиваются логические мыслительные операции. Интеллектуальные задачи решаются с опорой на словесно формулируемые гипотезы и логические связи между понятиями. Однако наряду с тем, что развитие интеллекта создаёт основу для более осмысленной жизнедеятельности, этот процесс имеет и ещё один, уже негативный, аспект. Нередко наблюдается склонность к чрезмерному философствованию и умозрительным выводам в ущерб «живому наблюдению» поступков и эмоций окружающих людей. Возникает рассогласование между формально-логическим интеллектом и умением общаться, интеллектом социально-психологическим. Это может затруднить отношения подростка с родителями, вызвать взаимные претензии и непонимание. Так, родители могут упрекать сына или дочь в чрезмерной рассудительности, самомнении, а противная сторона, в свою очередь, раздражаться из-за чрезмерной назидательности и нетерпимости родителей.

Примечательно, что такого рода конфликты чаще встречаются в семьях со способными, но неуживчивыми подростками. Способности подростков могут проявляться в учебной, художественной и других видах деятельности. Психологический портрет юной творческой личности состоит из довольно противоречивых качеств. Особенности темперамента и интеллектуальные качества могут быть рассогласованы с социально-психологическими качествами.

Есть ряд расхожих мнений о наркотиках:

«Нет ничего опасного в употреблении наркотиков — в некоторых странах это национальная традиция». Действительно, в некоторых странах Латинской Америки, в странах так называемого «золотого треугольника» и т.д., потребление наркотиков широко распространено. Но здесь следует принимать во внимание юридический аспект. Так, в нашей стране употребление наркотиков уголовно наказуемо.

«Вред от наркотиков излишне преувеличен. Гашиш люди могут курить годами и не страдать от этого». В самом деле, различные наркотики в разной степени формируют наркотическую зависимость. Так, при потреблении кан-набиса (гашиш, марихуана) психическая зависимость возникает слабая или умеренная. а физическая зависимость может довольно долго отсутствовать. Но следует учитывать, что лица со слабым здоровьем и неустойчивой психикой, а также подростки намного быстрее оказываются в зависимости от наркотика. Кроме того, нужно принимать во внимание ещё одно обстоятельство. Так называемые «мягкие» наркотики могут служить подготовительным шагом к «жёстким» наркотикам (героин). Этот шаг совершают, когда бдительность усыплена «мягким» наркотиком или при иллюзии «я достаточно натренирован и способен перенести не только «мягкий» наркотик, но и посильнее», или же при подначивании окружающих, заинтересованных в том, чтобы человек «подсел на иглу»,

«Многие рок-музыканты, художники употребляют наркотики. В этом есть что-то элитарное, что-то от творческого начала». В Западной Европе и в США всплеск употребления наркотиков в молодёжной среде приходится на I960–1970 годы. Когда отрицательные последствия наркомании среди молодёжи были осознаны и набрали силу социальные программы по борьбе с этим явлением, тенденция пошла на убыль.

Медицина и психология не располагают фактами о благотворном влиянии наркотиков на творчество. Они могут оказывать стимулирующее и эйфоризирующее влияние на психику, вызывать галлюцинации. При этом снижается способность человека соотносить свои субъективные переживания с мыслями и чувствами других людей, с окружающей действительностью, А ведь именно такой рефлексивный диалог лежит в основе творческого процесса.

Вслед за всплеском психической активности по окончании наркотического опьянения психика приходит в угнетённое состояние. Со временем резко снижается работоспособность. И если попытаться разобраться в реальных мотивах потребления наркотика, то за этим стоит потребность уйти от реальности, по той или иной причине утомляющей, раздражающей или пугающей человека. Разговоры о творчестве — чаще демонстративная фраза. А взгляд на потребление наркотиков как на элитарное занятие связан, вероятно, с тем, что для этого требуются немалые деньги. Правда, подростков мнение врачей, психологов, педагогов не всегда убеждает. Тогда бывает полезно заручиться поддержкой со стороны авторитетных в молодёжной среде людей, кому проблема наркомании известна не понаслышке.

Так, рок-музыкант Сукачёв считает, что плюсы от наркотиков кажущиеся, а минусы явные. Он предостерегает молодых людей от увлечения наркотиками. Молодёжь, по его мнению, имеет склонность всё испытывать на собственном опыте, но эти эксперименты ни в коем случае не должны доходить до «жёстких» наркотиков.

Дмитрий Шагин, художник, известный представитель «митьков, которые никого не хотят победить», отмечает, что митьки наркотики никогда не одобряли, а вот вином и водкой очень даже баловались. Но теперь и этим не занимаются после смерти одного своего товарища, который умер от злоупотребления названными напитками. Как поясняет Дмитрий Шагин, не следует призывать людей совсем никогда не пить — такой призыв отпугивает людей своей глобальностью. Нужно не пить сегодня, завтра — главное, чтобы у человека было интересное и любимое дело.

Сфера общения

От подросткового возраста к юношескому и далее происходит развитие самосознания личности, причём благополучие этого процесса тесно связано с успешностью общения личности. Увеличивается число и дифференцированность признаков, посредством которых личность оценивает себя.

При этом самооценочные признаки развиваются не только количественно, но и качественно. Растёт пропорция внутренних, собственных критериев в сравнении с внешними, заимствованными от взрослых, а также психологических критериев в сравнении с физическим, телесными. Повышается ориентированность самосознания на будущее.

Нарушение общения между родителями и подростками может иметь самые различные причины. Поэтому все приведённые выше примеры в большей или меньшей степени связаны с явными или скрытыми конфликтами в общении: это и случаи жестокого обращения с подростками, и непонимание родителями возрастных особенностей детей.

Так называемые трудные подростки отличаются психопатическими и невротическими чертами. Общение с ними требует от родителей дополнительных психологических знаний, особого терпения, такта и продуманных приёмов в воспитании. Без помощи взрослых такие подростки со своими трудностями не справляются и вполне могут обратиться за «психологической помощью» к наркотику.

Низкий авторитет родителей в глазах подростка

Очень важно, чтобы родители являли собой авторитет для подростка. Ведь во многом взаимное уважение между родителями и подростком зависит не столько от социального статуса взрослых и их профессиональных достижений, сколько от того, стали ли родители значимой личностью для сына или дочери и возникли ли между ними сотрудничество и духовный контакт.

Пример 4. Владимир, 15 лет, скончался от передозировки героина. Подросток воспитывался в семье бизнесмена, работающего в банке. Мама занималась маркетингом в одной коммерческой фирме. В. был единственным ребёнком в семье. Вот что рассказал отец после смерти своего сына.

Отец. Я всегда с некоторой иронией относился к одному своему давнему приятелю по университету. В учёбе он был один из лучших, и все прочили ему прекрасную карьеру. А у него в бизнесе не сложилось. Был весь в семье и своём хобби — байдарках и горных лыжах. Он мог часами об этом рассказывать. Я считал его чудаком.

Помню, он с восторгом говорит: «Моему сыну исполнилось четырнадцать. Я ему купил байдарку. На прошлой неделе спускаемся с ним по реке. Он впереди, я сзади. Чувствую, как он волнуется, когда огибает валуны и воронки. Здесь, главное, на парня не давить, заранее хорошо подготовить. И конечно, он должен быть уверенным, что если что случится, отец рядом и ради него готов на всё. Ты не представляешь, какие ощущения я испытал — и страх за него, и радость, и гордость. У мальчишки моего глаза горят. «Да, — говорит, — батя, это «круто».

Понимаете, я сейчас постоянно думаю о том, что мой приятель делал то, чего не делал я… А этот эпизод с байдаркой — своего рада пример того, как нужно общаться с сыном. Заниматься с ним общим делом, передавать свой опыт, «не давить», быть готовым прийти на помощь. У меня было по-другому. Я всё на работе, сын время проводил как хотел. В деньгах ему не отказывал — трать как хочешь. Считал, что это демократично. А сейчас понимаю, что сын меня просто не интересовал. С моей стороны — одно непонимание и лень. Сейчас на душе пустота, сына я потерял. И ничего уже не вернуть…

О подобных случаях нередко говорят с удивлением, как о случаях парадоксальных. Материально благополучная семья, образованные родители, в общении тактичные, ровные. И вдруг такой итог. В психологическом плане здесь примечательны два обстоятельства. Во-первых, взрослые имеют склонность переоценивать благополучие своих взаимоотношений с подростками. Во-вторых, подростки при всём максимализме их суждений и внешней самодостаточности очень часто испытывают трудности в структурировании своего досуга. Эти трудности связаны с перестройкой самосознания, с переходом от внешней регуляции поведения (под контролем взрослых) к внутренней регуляции, или саморегуляции. Если родители, педагоги не помогают подростку заполнить вакуум, образующийся в свободное время, услугу ему могут оказать знакомые, употребляющие наркотики, и эта услуга будет «медвежьей». Случай с Владимиром — предостережение родителям.

Описанные примеры наглядно свидетельствуют о том, что проблему наркомании в подростковом возрасте нельзя рассматривать без учёта отношений родителей к ребёнку. Важно правильно представлять, какие психолого-педагогические ошибки могут допускать родители, вольно или невольно подталкивая подростка к наркотику, и что в этой ситуации родители могут сделать — самостоятельно или с помощью специалистов.

На самом деле, конечно, этого трудно добиться. Специалисты, помогающие наркоманам и их семьям по всему миру, в ответ на этот вопрос сказали следующее: «По крайней мере, во-первых, не злоупотребляйте алкоголем и наркотиками сами и, во-вторых, постарайтесь научить ребёнка, что не все его желания будут немедленно удовлетворяться. Он обязан понимать, что осуществление его прихотей происходит не сразу и не всегда, что для этого необходимо приложить труд, что в обмен на выполнение желания он должен нести какую-то ответственность в семье или перед друзьями».

Основные направления профилактической антинаркотической помощи семье:
1. Формирование активного отношения родителей к риску наркотизации в той микросреде, в которой растёт и общается их ребёнок.
2. Предупреждение случаев вовлечения детей в раннюю алкоголизацию, эмоционального отвержения детей, жестокого обращения с ними в семье.
3. Оказание помощи семье, когда ребёнок начал злоупотреблять психоактивными веществами.
4. Организация на уровне дома, двора, уличного микросоциума, благополучной ненаркотической среды, нетерпимой к антиобщественному поведению детей, распространению среди них алкоголя, наркотиков и иных психоактивных веществ.

Основные формы и средства антинаркотической помощи семье:
1. Лекционная:
— на родительские собрания постоянно приглашаются специалисты: врач-нарколог, врачи кожвендиспансера, психиатр, психологи;
— составлен график проведения лекций для старшеклассников врачом-наркологом и врачом кожвендиспансера;
— в течение двух лет ежемесячно на базе к/т «Буревестник» проводится кинолекторий для старшеклассников по профилактике вредных привычек, безнадзорности и правонарушений;
— регулярно (по плану) проводятся семинары для заместителей директоров и социальных педагогов совместно с заинтересованными службами и ведомствами;
— В каждом ОУ действует родительский всеобуч (лекторий).

2. Индивидуальное, семейное консультирование родителей «проблемных» дисфункциональных и конфликтных семей по предупреждению ранней алкоголизации, наркотизации, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Консультирование проводят:
— школьные психологи;
— социальные педагоги;
— специалисты психолого-медико-педагогической комиссии;
— специалисты УСЗН.

3. Формирование из родительского актива групп родительской поддержки для «проблемных» семей:
— в средней школе № 12 (с. Дивноморское) много лет pa6oтает «Совет отцов», в других ОУ созданы «Советы профилактики».

4. Выявление родителей группы «риска» алкоголизации и наркотизации и обеспечение им поддержки в оказании социальной и медико-психологической помощи:
— ежегодно в ОУ проводится социологический анализ микрорайона, диагностика семей;
— ежеквартально — подворовый обход;
— анкетирование и тестирование учащихся и родителей;
— взаимодействие с ОППН (сверка списков), с УСЗН (совместные рейды в семью), с МКДН.

5. Социальное вмешательство в семью при асоциальном образе жизни в семье, жестоком обращении с ребёнком, при вовлечении его в раннюю алкоголизацию, наркотизацию, безнадзорное существование:
— акты материально-бытовых условий проживания подростка;
— представления ОУ в ОППН/МКДН;
— привлечение специалистов УСЗН.

6. Оказание помощи родителям в возвращении ребёнка в семью (семейное примирение) в случае ухода ребёнка из дома:
— социальный педагог;
— психолог;
— ОППН;
— специалисты УСЗН.

(Нетрадиционные формы проведения родительских собраний // Социальная педагогика. – 2005. - №3. - С. 60-72)

Работа с проблемными семьями на родительских собраниях


Просмотров: 22494

Зарегистрировать лагерь