Интернет-ассоциация

лагерей отдыха

Что есть человек?

Рассуждая о человеке, не стоит тратить время, чтобы «столкнуть лбами» научное представление о человеке с обыденным или религиозным. Наука — всего лишь одна из областей ЗНАНИЯ, отнюдь не претендующая на абсолютность. Образ человека в каждой области знания имеет свои особенности.

С точки зрения ОБЫДЕННОГО знания, человек — это Я. Соответственно, «не-человеком» будет тот образ, с которым отождествлять себя не хочется. Одно время в мире господствовала модель евроцентризма: человек — это не просто «я», а «я» — как человек белый, юный, цивилизованный, законопослушный, хороший, симпатичный... Мужчина или женщина? В нашем обществе, несомненно, мужчина. Именно такой персонаж возникает в вашем воображении при слове «человек». Таким изображают и «венец эволюции». Это клише имеет очень отдаленное отношение к истинному облику человека, экологическая норма которого, скорее напомнит охотника-папуаса. Требования отдельных групп общественности рождают другие образы человека: пожилой, африканского либо азиатского облика, женщина. Однако они до сих пор редки.

Далеко не все, а только монотеистические РЕЛИГИИ (христианство, ислам и др.), рассматривают человека как творение бога. В отличие от других сотворенных объектов, человек — совершеннейшее творение, подобное самому богу. Это не мешает последователям монотеизма считать «совершеннейшее творение» средоточием греха, облик которого — нагое тело — оскорбляет взор, так, как никакой другой объект мира. В основе религиозного представления лежит ТАЙНА: происхождения, рождения, бытия, смерти, а также тайна живой души человека.

Сколько философий — столько и образов человека. Обычно ФИЛОСОФЫ делают упор на информационном (а не телесном) своеобразии человека, отличающем его от других объектов мира. Для философии рационализма главная черта человека — разум, для иррационализма — вера, эмпиризма — способность ощущать, а материализма — способность познавать и изменять мир. С точки зрения позитивизма, человек действует, повинуясь логическому мышлению. Однако есть и обратное мнение, сформулированное философом Гильбертом Райлем: почти все, что человек делает, а тем более делает хорошо, мастерски (разговаривает на родном языке, водит машину, играет в теннис, решает задачи) — это автоматизм, неосознанное использование навыков и рефлексов.

Практическое знание о человеке рассматривает его как технический объект, который надо лечить, одевать, устраивать поудобнее, кормить, развлекать и решать другие проблемы. Практика опирается на научное знание.

В чем специфика НАУЧНОГО знания? Наука пользуется сведениями, полученными методом эксперимента, наблюдения, моделирования, которые статистически ДОСТОВЕРНЫ и объясняются в рамках господствующей парадигмы. Кроме того, науке присущи сравнительный, эволюционный и системный подходы. Прочие пути познания не являются прерогативой профессиональных ученых. Пример. За свою жизнь вы можете увидеть трех турков и сказать: все турки упрямы, и нос у них крючком. Это обыденный вывод. Для получения же научного вывода следует вначале создать критерий и шкалу упрямства и крючковатости носа у всех народов Земли. Затем обследовать представительную выборку (сотни человек) коренных жителей Турции. И только тогда получить числовой результат: «Среднее упрямство — шесть баллов!» Кроме того, надо поразмышлять над тем, как эволюционировал этот показатель, имеет ли он приспособительное значение и связан ли он с другими чертами турков. Это уже больше похоже на науку.

Науки о человеке разделились: одни изучают материальную составляющую, другие — информационную (язык, культуру, судьбу). Естественные науки о человеке могут изучать его биохимию, биофизику, анатомию, физиологию и пр.

Просмотров: 4637

Зарегистрировать лагерь