Интернет-ассоциация

лагерей отдыха

Защитить лес от пожара: от теории к практике эковоспитания

Разные категории населения требуют специфических подходов для экологизации сознания, предусматривающих различные аргументы, акценты, формы подачи информации. В целом, дети лучше откликаются на методы эковоспитания, молодежь – экообразования, а зрелые люди – экопропаганды.

Мне бы хотелось рассмотреть разнообразие подходов и технологических решений в сфере экологизации сознания на одном конкретном примере, чрезвычайно актуальном для российского общества. Дело в том, что среди природных богатств России, выводящих ее в число мировых лидеров, существенное место занимают лесные ресурсы. Вместе с тем Россия терпит огромный ущерб от катастрофических лесных пожаров – ущерб экономический, экологический, социальный. Проблема заключается в том, что свыше 80% лесных пожаров прямо или косвенно устраивают люди - по неосторожности, из хулиганства, умышленно, чтобы скрыть следы экономических преступлений. И пропаганда, воспитательные меры, изменение мотиваций и оценок могли бы действовать эффективнее, чем целая армия технических средств.

Почти каждый сухой сезон наши лесные регионы заволакиваются дымом. Этому способствуют не только природные условия, но и люди, а точнее - ряд социальных и психологических факторов, побуждающих людей действовать именно так. Эти факторы подробно изучены, но здесь мы не будем останавливаться на этой теме (4, 5). Известно, что основная доля поджогов совершается молодыми людьми и связана с традицией одурманивания, когда причиной становится окурок, зажигалка, брошенная бутылка, действующая как линза на солнце, пьяная безалаберность.

Изменять побуждения, воспитывать население можно посредством целого спектра подходов.

Развитие экологического сознания: варианты подходов

ИНФОРМИРУЮЩЕЕ НАПРАВЛЕНИЕ

Академический (научно-экологический). Информация подается системно, «от и до», в форме выверенных и корректных научных формулировок. Делается упор на науку - методологию получения знаний.
Лес, нарушенный вырубками, кустарниковыми пустошами, подвержен пожарам в большей степени, нежели массив девственного леса.

Просветительский, научно-популярный. Предлагается лишь некий фрагмент знаний, самое интересное, способное захватить слушателя. Подчеркивается связь между предметом разговора и личностью слушателя.
Судьба этого медвежонка зависит от того, пройдут ли в этом году такие же масштабные лесные пожары.

Дидактический, образовательный. Дается целостная картина, упрощенная, но корректная. Информация подается в такой форме, чтобы ее усвоение было легко проверить и оценить. Упор на освоение новых понятий.
Природные лесные пожары – явление циклическое, зависящее от состояния леса и сезонных метеорологических условий.

Публицистический, новостной, газетный. Информация опирается на «информационный повод». Раскрывает формулу: что произошло, где, когда, как и под чьим влиянием, и как это влияет на сегодняшнюю ситуацию. Ориентация на широкую аудиторию. Оперативность и доступность – часто в ущерб корректности.
В Сибири начались лесные пожары. Начальник авиалесоохраны утверждает, что основной причиной возгорания являются сельскохозяйственные палы. Дачники и колхозники жгут на своих участках прошлогоднюю траву – и огонь выходит из под контроля.

ЭМОЦИОНАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

Пропагандистский подход. В сообщении присутствуют призывы, императивы, «продавливается» идея. Активно используется психологическая оценка, поощрение и осуждение как стимул деятельности.
Не бросайте окурки из окна машины в пожароопасной зоне!

Идейно-политический. Формируется «климат мнений», идеологический фон.
«Любовь к природе возникает из того лучшего, что в нас заложено. Мы любим ее как град Божий, несмотря (а скорее как раз поэтому), что в этом граде нет жителей». (Ралф Эмерсон)

Религиозно-культовый. Сообщения опираются на уважение, веру, мистическое воодушевление, следование традициям.
Грех разрушить муравейник, так сколь же страшнее грех предать огню целый лес.

Эмоционально-чувственный. Гуманистический. Вызывающий сильные эмоции – сострадание, гнев. Сказочный, иррациональный, ориентированный на чудо.
Если запертые в комнате дети все же могут надеяться, что пожарные спасут их через окно, то диким жителям леса спастись негде – их ждет смерть в пламени. (Хороший пример – эпизод из мультфильма «Бемби», вышедшего на экраны более полувека назад).

Семейно-воспитательный. В сообщениях подчеркивается забота о потомках, этичность, гуманность, стремление действовать на благо общества.
«Земля нам досталась в наследство от предков, мы взяли ее взаймы у детей». (Философ Литалбет)

Гражданский. Единение с обществом, с руководством. Следование гражданским идеалам. Противопоставление внешнему врагу.
Лес – наше национальное богатство! Россия сохраняет последние крупнейшие массивы нетронутой тайги.

Парадоксальный, провоцирующий. Вызывает желание противоречить, делать наперекор.
Верьте, что покупка сигарет и пива входит в обязанность всякого молодого россиянина. Это самая важная экипировка, без которой нельзя выезжать в лес.

Эстетический, творческий. Делается акцент на красоту, новизну, стиль, богатство впечатлений.
Лес – храм природы.

Игровой. Развлечение, азарт, повторение, взаимодействие, следование правилам.
В игре «лесные шорохи» дети угадывают, какое животное или дерево может создавать звуки, записанные на пленку. Она учит прислушиваться к природе.

ДЕЯТЕЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

Исследовательский подход. Поиск сведений, наблюдение, освоение методик исследования, освоение и систематизация знаний, подсчет. Введение знаний в личностную сферу.
Проведение эксперимента, с какой частотой брошенный на лесную подстилку окурок вызовет ее возгорание.

Природоохранный. Забота, сбережение природы. Работы по восстановлению и очищению. Данный подход содержит конфликтное начало: конфликт человека и природы, интересов, групп населения. Он может создавать негативный эмоциональный фон, ощущение безнадежности, бесцельности деятельности.
Проведение опроса населения о значении леса с параллельной раздачей памяток о безопасном поведении в лесу.

Соревновательный, спортивно-приключенческий. Серьезная подготовка. Преодоление трудностей и собственных слабостей. Активные действия. Объединение усилий. Мотивация победы. Система поощрений.
Репортаж с соревнования по высотной подготовке на «тропе риска», посвященному сохранению деревьев-патриархов.

Экстремальный. Преодоление высших трудностей. Молодость. Ореол героя. Надежда на удачу, везение. Возможность больших потерь.
Известный актер и музыкант Юэн Макгрегор, кумир молодежи, не взирая на трудности, путешествует по лесам мира, чтобы привлечь внимание людей к проблеме сохранения дикой природы.

Чрезвычайный, связанный с безопасностью. Ответственность. Возможность спасти чью-то жизнь. Страх перед бедой.
Основная причина гибели людей на пожарах – удушение дымом. Нарушается работа мозга, человек теряет сознание и становится жертвой огня. Поэтому при лесном пожаре у человека может не оказаться никакой возможности для спасения.

Инструктивный, запретительный. Подчинение. Соблюдение законов, норм, инструкций в ходе деятельности. Проявление конформности.
Выкурив сигарету в сухом лесу, следует уделить особое внимание окурку: проследить, чтобы он полностью погас.

Криминологический. Выявление фактов и причин нарушения. Обвинение и наказание. Отрицание конформности. Поиск выгоды в ущерб другим.
Целенаправленный поджог леса можно расценивать не как экономическое преступление, а как диверсию, теракт, угрожающий здоровью и жизни людей.

ПРАГМАТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

Потребительский, экономический подход. Масштабный поиск выгоды, пользы, подсчет доходов и убытков.
Ущерб от лесных пожаров 1998 г. российской экономике составил более 5 млрд. рублей. Эта сумма равноценна 10 тысячам квартир для молодых семей.

Медицинский. Системное излечение болезней. Забота о здоровье, оценка ущерба организму. «Перестраховка» в использовании мер безопасности.
Дым лесных пожаров поражает сердце и мозг. Он особенно опасен для внутриутробного развития еще не родившихся детей.

Валеологический. Активное поддержание здоровья. Стремление к продлению возраста активной жизни. Использование нетрадиционных и народных методов оздоровления.
Как хорошо дышится в лесу! Воздух словно вливается в легкие. А сколько целебных препаратов может дать нам лес! Но лес, умирающий в огне, наоборот, словно отнимает дыхание. Он насыщает воздух ядовитейшими соединениями, от которых негде укрыться.

Технологический. Создание и использование высокотехнологичных средств. Проявление мастерства.
В России для тушения пожаров используется уникальная авиация, сеть видеокамер, вездеходы. Однако помимо техники нужна бдительность всего населения, постоянная готовность бороться с огнем.

Рациональное хозяйствование. Следование высоким технологиям с/х. Экологическая эффективность. Биологические методы борьбы с вредителями. Приусадебное хозяйство.
Иностранные арендаторы не сжигают солому, а запахивают ее в землю как биоудобрение. В соседнем лесу созданы искусственные гнезда для птиц, помогающих бороться с вредителями. Это позволяет фермерам добиться большей экологической чистоты продуктов.

Исходя из разнообразия подходов, видно, что исполнять задачи экологического воспитания и образования могут самые разные специалисты: не только педагоги, но и медики, психологи, публицисты, работники лесного хозяйства и городского озеленения, активисты общественных и некоммерческих организаций, сотрудники правоохранительных органов, депутаты и т.д.

ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО

Где может осуществляться работа по экологизации сознания, включая противопожарную пропаганду? Воспитательное пространство отнюдь не ограничиваются учебными заведениями. Существует целый спектр различных мест, предоставляющих возможности для экологического воспитания. В первую очередь, это места, где молодежь проводит большую часть времени. Коротко рассмотрим их в отдельной таблице (2), отметив плюсы и минусы.

Места возможной реализации экологического воспитания и пропаганды

Школы
+ Охват практически всего населения: детей (как будущих взрослых) плюс родителей и педагогов.
- Рутинные занятия не оказывают должного эффекта.

Оздоровительные, трудовые и прочие лагеря
+ Возможность организовать быстрое, деятельное, практически значимое образование, с эффектом погружения и новизны.
- Короткое время пребывания, отсутствие постоянных специалистов, нет традиции обучения в лагерях.

Приюты для беспризорных детей и подростков
+ Целевое воздействие на группу риска. Облегчение психологических проблем у «трудных» детей. Восполнение дефицита позитивного общения со взрослыми.
- Негативные социальные условия, осложнения психической сферы, случайность воздействия; негативизм, общее отрицание авторитета взрослых.

Интернаты
+ Возможность длительной многолетней работы, с нацеливанием на будущую профессию и образ жизни; высокий авторитет педагога, берущего на себя роль родителей.
- Неблагоприятный социально-психологический фон у воспитанников, «эмоциональное выгорание» у педагогов.

Детские клубы дома творчества, юннатов
+ Возможность организовать специальные занятия, проводить походы; глубокая вовлеченность заинтересованных детей и т.д.
- Число детей и время занятий относительно невелики.

Вузы, университеты училища и колледжи
+ Мощная образовательная база. Возможность вовлечь большие группы молодежи.
- Отсутствие у студентов мотиваций делать лишнюю, необязательную, не предусмотренную учебным планом работу. Отсутствие традиции конструктивной общественной работы.

Традиционные места проведения молодежных форумов, слетов, соревнований
+ Привлекательность новизны, мода; большой общественный резонанс; массовый поток анонимных участников; вовлеченность в первую очередь молодежи; эффект приобщенности
- Случайность, единичность посещения мероприятий участниками.

Библиотеки
+ Возможность собрать и разместить источники информации; провести конкретные мероприятия.
- Атмосфера скуки. Необязательность посещения.

Интернет - залы.
+ Мощность, модность, мобильность, эффект «открытости всему миру».
- Идея теряется в обилии конкурирующей информации; нет живого общения – только через монитор.

Большой потенциал эковоспитания имеют также организации, связанные с научной и просветительской деятельностью, с непосредственной охраной, изучением и восстановлением природы:
- Некоммерческие экологические, природоохранные организации.
- Государственные организации, отвечающие за охрану и рациональное использование природных богатств (включая организации лесного хозяйства).
- Школьные лесничества. Они позволяют приобщить молодежь из лесных регионов к задаче сохранения и приумножения лесов. На базе лесничества могут действовать образовательные программы, экологические тропы, экскурсии, исследовательские практикумы, рейды «зеленого патруля», проводиться семинары, слеты и другие мероприятия. Однако школьные лесничества вовлекают в основном небольшое число детей из сельской местности, вне крупных городов.
- Музеи.
- Заповедники, ООПТ. Минусом является изолированность, отдаленность, не приспособленность (и не предназначенность) для туризма и эковоспитания.
- Дендрарии, парки.
- Научные институты.
- Зоопарки, питомники.

Особую роль для экологической пропаганды могут сыграть места, где люди обычно томятся в ожидании, в очереди (заодно размышляя о долге и ответственности). Информация, размещенная в таких местах, обычно прочитывается и усваивается. Это, например:
- Госучреждения и организации административно-правовой сферы: суды, отделения милиции, налоговые службы и др.
- Органы социальной защиты
- Органы местного самоуправления
- Неизбежное ожидание также возникает при пользовании транспортом (вокзалы, остановки, вагоны метро, автоинспекции, паромы и др.).

Сюда можно присовокупить и места, где люди не только замедляют ритм своей деятельности, но и задумываются о своем здоровье и ищут связь с природой:
- поликлиники;
- санатории;
- дома и базы отдыха.

Определенный потенциал для экологической пропаганды могут иметь места, сосредотачивающие социально неблагополучные слои населения:
- комиссии по делам несовершеннолетних;
- приемники для бездомных;
- места заключения;
- наркологические службы.

Наконец, экологическое воспитание и пропаганда реализуются и без привязки к конкретному пространству, если осуществляется посредством таких агентов, как:
- СМИ (в первую очередь телевидение).
- Интернет.
- Масштабные акции, связанные с перемещением больших групп людей (праздники, дни города, ярмарки, марши, демонстрации), либо с их скоплением в одном месте (на стадионах, в концертных залах, клубах).
- Выборы, политические акции.
- Шоу, выступления молодежных кумиров, деятелей массовой культуры, выставки, вернисажи, акции вызывающие общественный резонанс.
- Конференции, форумы, слеты, презентации и прочие собрания.
- Акции, устраиваемые крупными коммерческими предприятиями с целью привлечь население к своей деятельности.

ДЕЙСТВИЯ

Рассмотрим подробнее разнообразие мероприятий, предоставляющих возможности для экологического воспитания и пропаганды. Большой потенциал имеют мероприятия на природе, в ходе которых реально развивать экологическое сознание, акцентировать соблюдение мер безопасности, аккуратность и принцип невмешательства в мир природы. Например:
- Экскурсии, путешествия.
- Исследовательские и практические работы. Очень важно, чтобы они были аттестованы, увенчались оценкой. Даже скромная грамота или диплом, напечатанный с помощью компьютера экоцентра: «за участие» или «победу в номинации» (а номинаций может быть столько, сколько самих участников) – является хорошим психологическим стимулом.
- Выезды волонтеров. Важный момент – правильная подача участия в волонтерском рейде. Это не «уборка мусора» (занятие, не пользующееся уважением), а «очищение леса». Необходимо обеспечение: транспорт, спецодежда, пакеты, наглядная агитация, памятные сувениры, фотографии, репортажи, музыка, организованные игры, слоганы-кричалки и т.д. (но не ящики с пивом).
- Проведение туристических походов.
- Проведение туристических праздников, фестивалей и т.д.
- Пикники, на которых подчеркивается культура поведения в лесу (что-нибудь вроде «не будь дикарем, ведь ты в лесу»). Прагматический подход: чистая и живая природа нужна нам для полноценного отдыха.

Не следует сбрасывать со счетов и всевозможные экзотические занятия на природе из области искусства, валеологии, психологии и даже парапсихологии. Последнее время они пользуются большой популярностью у людей, в принципе создавая экофильные мотивации.

- Театрализованные постановки на природе.
- Актерский тренинг на природе.
- Рисование на пленэре.
- Форест-терапия, натуротерапия, анималотерапия – снятие стресса и психотерапия посредством общения с природой, деревьями, животными.
- Занятия восточными единоборствами, иогой, психотренингом, танцами на природе. Развитие тела при работе с природными материалами.
- Театрализованные ролевые игры, инсценирующие миры древнерусской культуры, писателей-фантастов (например, Толкиена).
- Военизированные игры и занятия экстремальными видами спорта на природе.

В условиях города могут иметь значение такие мероприятия, как:
- Проведение опросов, анкетирований, интервью, лотерей, викторин (например, на радио), ключевая задача которых – информировать общество в экологическом плане.
- Проведение в учебных заведениях и на предприятиях тренингов: как вести себя в лесу, как реагировать на возгорание, что делать при наблюдении дыма в лесу и т.д.
- Внедрение идеи борьбы с лесными пожарами в мощный агитационный поток, возникающий во время выборов, референдумов и подобных политических явлений.
- Проведение оригинальных акций, презентаций. Например, флеш-моб («умная толпа»): направляемые SMS-сообщениями и Интернетом, совершенно незнакомые люди собираются в одном месте и делают одинаковые действия. Результат – удивление окружающих, резонанс, внимание прессы. К пропагандистским акциям можно подключить компании-операторы мобильной связи и Интернета, туристические компании и другие предприятия, заинтересованные в собственной рекламе.
- Проведение «штрафных» социально значимых мероприятий. Солидные компании, косвенно наносящие вред природе и социуму, способны отчасти компенсировать этот вред экологически полезной деятельностью. Например, организовать акции по конструктивной противопожарной пропаганде. Наибольшую ответственность в данном случае несут производители табака, которые могли бы (под давлением общественности) тратить определенные ресурсы на профилактику лесных пожаров (хотя бы указывая на сигаретных пачках о проблемах лесных пожаров, о технике тушения окурков и т.д.). Среди таких компаний могут быть также горнодобывающие, нефтедобывающие, лесопромышленные, энергетические предприятия. Подобные акции благотворно влияют на социальный фон, создают позитивный имидж и рекламу предприятию. В принципе, руководство предприятий и организационные психологи должны поддерживать эту идею.

В условиях школ и других учебных заведений, помимо плановых занятий (уроки, классные часы, дни знаний и т.д.), могут также использоваться неординарные мероприятия:
- открытые уроки;
- приглашение специалистов, известных людей на единичное выступление;
- курс лекций специалиста;
- учения, занятия по противопожарной безопасности (особенно актуальные после недавних пожаров в школах России);
- дискуссии;
- конференции;
- дополнительные занятия, семинары и тренинги, повышающие уровень подготовки;
- кружки;
- фестивали, конкурсы, олимпиады;
- рейды;
- игры (в том числе спортивные) с сохранением тематики;
- дни природы. Во многих школах мира один учебный день в неделю традиционно проходит на природе. В России это не так просто из-за климата, гнуса, требований безопасности.

По существу, элементы экологического воспитания можно вводить в любой учебный предмет и любое нестандартное мероприятие (поисковое задание, военно-спортивную игру, творческий фестиваль).

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ХОДЫ

Упомянем в тезисном виде некоторые психологические моменты, которые могут оказать полезное влияние в процессе экологического воспитания.

Нарушения здоровья. Обсуждение разрушительных воздействий пожаров и их экологических последствий для здоровья человека.

Шокирующие подробности. Изображения животных, погибших от огня и дыма. Физиологические процессы, происходящие при отравлении дымом.

Подсчет убытков. Расчет числа особей, которые погибли из-за пожара, нарушения местообитаний. Сколько не смогло восстановиться? Обсудить, почему для нашего сознания «гибель единицы это трагедия, а смерть тысячи – статистика».

Выход есть! Поиск конструктивных решений. Отказ от негативизма и дурного прогнозирования («Скоро мы останемся без леса, грядет потепление, а может, похолодание, и даже Солнце скоро погаснет – надежды никакой!»). Нацеливание на практические действия.

Гуманизм. Культивирование принципа: жизнь – высшая ценность, превосходящая прочие ценности (денежная прибыль, удовлетворение любопытства, добывание трофея и т.д.).

Невмешательство. Сохраним природу, как она есть. Созерцаем, но не изменяем. Ценность не в собранных цветах, а во впечатлениях. Поймали, понаблюдали, отпустили. Никакого «препарирования лягушек».

Покровительство. Природа – не грозный противник, а хрупкий товарищ, требующий заботы и покровительства.

Поведение животных. Юных слушателей очень увлекает разговор об инстинктах, мотивациях животных, о биологических основах поведения, о природной этике, позволяющей выживать зверям и птицам.

Чудеса еще случаются. Молодые люди также увлекаются «чудесами», такими, как снежный человек, летающие тарелки, Атлантида, пирамиды. А есть ли «чудесное начало» в лесу? Возможно, там найдутся сасквочи, чудовища, двери в подпространство, волшебные деревья, духи лесных урочищ – для педагога все они являются союзниками, позволяющими привлечь внимание детей и подростков.

Серьезное дело. Образование и воспитание в целом ориентировано на конформную массу молодежи. Однако движущими элементами общества чаще становятся нонконформисты – те, кто в детстве были «плохими мальчишками». Лесные бизнесмены, управленцы, браконьеры, охотники, курильщики и прочие группы риска – это в большинстве случаев не лучшие ученики (и отчасти «крепкие парни», старающиеся противостоять давлению педагогов и родителей). Поэтому работать надо именно с ними, как с целевой группой. Но как работать? «Крепкие парни» требуют «серьезного дела»: не лекций, сказок, нравоучений, а приключений, походов, созидательных или разрушительных подвигов.

От глобального к локальному. Лес – это богатство России, легкие планеты, огромный ресурс, за который мы несем масштабную ответственность. Но лес – это еще и мой личный лес, где я (как и каждый из нас) дышу, провожу время, восстанавливаю силы, наблюдаю природу, ловлю рыбу.

Тайное общество. Дети увлекаются созданием «тайных обществ», играя в шпионов, мафию, тайную полицию, тимуровцев. Став старше, подростки вовлекаются в реальные объединения, неформальные группы. Это стремление можно использовать, организуя реальные группы по мониторингу и содействию лесоохране.

Дети-воспитатели. Дети способны воспитывать взрослых, пробуждая совесть, создавая значимые стимулы в обществе. Еще сильнее дети воспитывают самих детей. Агентами воспитания обычно являются авторитетные подростки, распространяющие установки в детских коллективах.

Поощрения и наказания. Важнейший фактор психологической стимуляции, который, тем не менее, часто игнорируется. Приз, грамота, диплом, звание, медаль, упоминание в школьной или местной прессе – не материальные, но очень весомые стимулы.

ОЖИДАНИЯ

Чего можно ожидать, если использовать все разнообразие средств воздействия на мотивации людей? В идеале, результаты должны быть такими:
- Создание информационного потока, общественного резонанса, благоприятного фона общественного мнения, усиление внимания к проблеме (в данном случае – лесных пожаров), нацеленность на эффективное ее решение.
- Вовлеченность. Расширение числа людей, считающих, что они лично связаны с данной проблемой и участвуют в ее решении.
- Распространение воспитательного импульса по цепочке, взаимное воспитание людей, приобщенных к решению проблемы.
- Выработка неравнодушного отношения к проблеме у населения, практических навыков ее устранения.
- Снижение числа умышленных и неумышленных поджогов за счет самоконтроля и взаимного контроля.

В заключение заметим, что процесс эковоспитания в российском социуме – не простое дело, и порой можно услышать самые пессимистические оценки и прогнозы его эффективности. На самом же деле молодое общество отнюдь не безнадежно, в нем есть явные прогрессивные тенденции. Систематическая работа дает свои результаты. Их достижение ускоряется, если убеждение ведут авторитетные лидеры, и если экологические приоритеты заимствуются извне, как «умная» технология (аналогично технологиям компьютеризации, строительства, производства и т.д.). Следует помнить, что достижение результатов эковоспитания требует больших усилий, совместной работы множества заинтересованных людей, а также готовности ждать, пока сменится целое поколение.

Просмотров: 5907

Зарегистрировать лагерь