Интернет-ассоциация

лагерей отдыха

Что такое экологическое образование

Однажды я был на семинаре, посвященном тому, как организовать участие общественности в принятии экологически значимых решений. Таких, например, как расширение пахотных угодий или постройка плотины на реке. Как может население контролировать эти решения, ограждая себя от пагубных для окружающей среды последствий? Участники семинара договорились, что здесь требуются не крики протеста, а грамотные действия в сферах управления, права и СМИ. И совершать их от имени общественности должны квалифицированные специалисты. Но где их взять? Необходима специальная программа подготовки. Будущий специалист общественного участия должен освоить экологическое право, конфликтологию и обязательно получить основы экологического образования. Вот тут и прозвучала фраза «экологическое образование должно начинаться с детского сада!», которая заставила меня задуматься, насколько правильно мы понимаем этот термин.

Термин экология появился в XIX веке – так выдающийся биолог Эрнст Геккель назвал «науку о домашнем быте животных». В учебниках помещены более точные определения ХХ века: экология это «наука о взаимоотношениях живых организмов и условий среды» [1, с.8]. Она изучает «условия существования живых организмов и взаимосвязи между организмами и средой, где они обитают» [2, с. 11]. Но и их следует уточнить, поскольку на рубеже XXI столетия экология вновь изменилась. Во-первых, в центре внимания современных экологов теперь чаще находятся не конкретные живые организмы, а целостные живые системы. Во-вторых, изучению подвергаются не только природные системы (лес, озеро, риф), но и искусственные (город, дом, клетка с кроликами), не только среда обитания, но и внутренняя среда организмов, в которой находятся многочисленные симбионты. В третьих, изучая круговорот веществ, эколог берет во внимание не только их путь в живых организмах, но и дальнейшие абиотические превращения.

Поэтому определение данной области знания может звучать так: экология – это наука о живых системах, об их устройстве и взаимодействии компонентов. Оно более корректно еще и потому, что последние годы термин «экология» применяют к очень широкому кругу явлений: это и политическая борьба за сохранение дикой природы, за права животных, или снижение ущерба для здоровья людей, это и воспитательная и пропагандистская деятельность, и оценка стоимости земельных участков и многое другое. Однако какими бы разнородными не были эти сферы деятельности, их связывает внимание к живой системе.

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Определение экологического образования принято связывать с первой конференцией по этой тематике, прошедшей в 1970 г. в г. Карсон-Сити (США, Невада). Там была принята такая формулировка:

«Экологическое образование представляет собой процесс осознания человеком ценности окружающей среды и уточнение основных положений, необходимых для получения знаний и умений, необходимых для понимания и признания взаимной зависимости между человеком, его культурой и его биофизическим окружением. Экологическое образование также включает в себя привитие практических навыков в решении задач, относящихся к взаимодействию с окружающей средой, выработки поведения, способствующего улучшению качества окружающей среды» (1, с.16). (См. также Приложение)

Это определение отчасти вбирает в себя не только принципы экологического образования, но и воспитания и просвещения. Попробуем разобраться, где грань между ними. Проведем простую аналогию: что такое медицинское образование? В самом общем виде, это получение знаний и умений, позволяющих лечить людей. Педагогическое образование – позволяет эффективно обучать людей. А экологическое?

Согласно этой аналогии, экологическое образование – это получение знаний об экологических закономерностях, что позволяет сократить ущерб живой природе при хозяйственной деятельности людей. Таким образом, любой человек, получивший хотя бы минимальное экологическое образование, способен организовать свои действия так, чтобы уменьшить или даже исключить этот ущерб. Неважно, что он будет делать конкретно. Может быть, это директор завода, который приобретает не только автобус для рабочего поселка, но и очистной фильтр. Или это космонавт, который возвращает мусор с орбиты, чтобы не захламлять космос. Фермер, который сохраняет перелески от распахивания, чтобы гнездящиеся там птицы уничтожали вредителей. Посетитель леса, следящий, чтобы в окурке не оставалось даже малейшей искры.

А что такое «экологические закономерности»? Это не столько научные сведения о приспособлении живых форм, сколько идеи о том, что 1) все живые существа взаимосвязаны, 2) биосфера едина для всех, 3) любые изменения в ней затрагивают и человека.

Научная ориентация традиционного экологического образования стало определенным недостатком, потому что отдаляет учащихся от практики, от реальной жизни. На занятиях их предпочитают знакомить, к примеру, с консументами и рудералами, с бентосом и фитопланктоном. Однако мало кто узнаёт, что, например, при загрязнении почвы солями и нефтепродуктами в ней погибают грибки и бактерии, без которых засыхают большие деревья. Поэтому если городскую почву не оберегать от грязного снега с автодорог, гибнут дорогие насаждения. Или что в старых матрацах находятся триллионы клещиков и грибных спор, провоцирующих аллергию и астму. Поэтому люди стали использовать матрацы в несгораемой пластиковой оболочке. Или что уличная пыль, разносимая ветром, содержит яйца гельминтов из высохших собачьих экскрементов. И чтобы они не попадали в глаза и рот, во многих больших городах улицы моют с мылом, а собачников вынуждают ходить с пакетами и совочками. Поджигающий мусор дворник наполняет воздух высокотоксичными веществами, поэтому он причиняет целенаправленный ущерб здоровью. Об этих фактах мало кто задумывается, а ведь они определяют уровень жизни.

Современное экологическое образование отдаляется от изучения классической экологии, ибо она может пригодиться редким специалистам. Зато каждому из нас необходимо узнать, как экологические закономерности отражаются в нашей реальной практике. Мы можем позволить себе не изучать в общеобразовательной школе медицинскую практику, а только основы анатомии и физиологии, потому что существуют врачи, а самолечение даже опасно. Мы изучаем там закон Ома, но не способы ремонта аппаратуры, потому что есть мастерские. Однако экология – та уникальная область, где нет мастерских или клиник, но практически каждый человек занимается экологической практикой, будь он водителем, химиком, отдыхающим на пляже и даже просто обитателем квартиры, вытряхивающим коврик. И здесь ему не помогают никакие специалисты, решения – позитивные или негативные - он принимает на свой страх и риск. Впрочем, практико-ориентированное экологическое образование это пока еще большая редкость. Как и в изучении иностранного языка – немного найдется школ, где ученики осваивают реальную разговорную речь.

Экообразованию способствует экологическое просвещение, которое помогает привлечь внимание, заинтересовать, насытить знаниями, придать эмоциональную окраску формирующимся представлениям людей, помогает обеспечить массовый резонанс экологическим идеям. Но в отличие от образования, оно не стремиться дать системных знаний и навыков, которые могут быть квалифицированы, оценены.

Отдельный инструмент – экологическая пропаганда, позволяющая распространять конкретные идеи, например, об опасности лесных пожаров в данное время года. Экстремальная экологическая пропаганда часто вполне оправданна, но она может иметь и не только благие намерения. Например, когда она организуется, чтобы создать антирекламу конкурирующему предприятию или добиться его закрытия. Либо для привлечения скандального внимания к своей организации, чтобы снискать средства, добиться влияния, а то и получить «отступные» деньги. В этом случае говорят о фактах «экологического терроризма».

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

Особая форма воздействия на личность - экологическое воспитание. Это отнюдь не синоним экообразования. Если образование формирует когнитивную сферу, понимание причинно-следственных связей и умение ими управлять, то воспитание создает систему ценностей и целей, мотивации и оценки деятельности. Их усвоение важнее, чем запоминание конкретных сведений. В воспитании высока роль не образовательных учреждений, а неформального общения в кругу семьи или референтной группы, свободное наблюдение окружающих. В целом экологическое воспитание формирует морально-этическую основу отношения человека к природе.

В процессе экологического образования, воспитания и просвещения формируется экологическая культура. Также как музыкальная культура позволяет нам создавать музыку и ориентироваться в ее разнообразии, экологическая культура дает понимание ценности живой природы, позволяет осознавать экологические последствия деятельности и выбирать пути наименьшего ущерба для окружающей среды. Это не простой выбор! Что лучше, оставить лес нетронутым и живым, или продать его как доски, опилки, смолу, шишки и препараты женьшеня? Что лучше, резко ограничить вылов рыбы Черного моря - или перевыполнять план вылова, перерабатывая большую часть рыбы на удобрения и корм скоту? Люди, не имеющие экологической культуры, обычно останавливаются на втором варианте, более выгодном в данный момент. Но через некоторое время они сталкиваются с последствиями – опустыниванием суши и обеднением моря, исправить которые трудно либо вообще невозможно. Вернее, сталкиваются не они: экологический ущерб обычно достается населению, особенно новым поколениям, а сиюминутная прибыль – хозяйственникам. Способность препятствовать такому хозяйствованию – тоже элемент экологической культуры общества.

Экологическое воспитание и образование развивают в сознании несколько базовых установок:
1. Человек – это живое существо, он зависит и нуждается в мире живой природы. Отгораживаясь от нее искусственной средой и материалами, он многое теряет. Негативные изменения в природе неизбежно отражаются на здоровье и уровне жизни людей. Антропосфера – это зависимая часть биосферы.
2. Окультуривание и разрушение дикой природы ухудшает состояние биосферы, следовательно, и человеческого мира. Поэтому необходимо сохранять ее часть в первозданном виде – как заповедники, парки. Дикая природа имеет такое же право на существование на Земле, как и человек. Соседство с дикой природой не ухудшает, а, напротив, обогащает мир человека.
3. Живые и неживые элементы природы, включая и человека, имеют сложные взаимосвязи. Воздействие на один элемент либо искажение самих связей приводит к изменениям во всей природной системе.

Усвоение этих установок формирует экологическое сознание. Этот процесс опирается на разнообразные информационные потоки, развивающие личность. Любовь к природе может прививаться не только при чтении книг Э. Сетона-Томпсона и при просмотре фильма «Бемби», но и на футбольном стадионе – где редкое животное является талисманом любимой команды, или на конкурсе граффити. Поведение родителей на пикнике, друзей в походе, пешеходов и пассажиров – всё здесь имеет воспитательное значение. Человеку можно привить не только любовь, но и отвращение к природе, стремление разрушать и портить ее! Эта очень важный момент: в обществе есть мощные силы, которые не столько препятствуют формированию экологического сознания (или экологизации), сколько целенаправленно создают экофобные установки. Приведу такой пример. Молодые люди, попадающие на природу, обычно стремятся к более «взрослому», «независимому» и «варварскому» поведению, бросающему вызов обычным нормам. Они много курят, пьют спиртное, жгут костры, ломают ветки или скамейки, устраивают шум. Это не столько их прихоть, сколько устойчивая социальная традиция: «так положено». Те, кто ей не следуют, воспринимаются как аутсайдеры. Собирать мусор, разжигать костер на оборудованном (или хотя бы старом) кострище, следить за сохранностью леса, вести себя тихо, чтобы не потревожить животных – в среднем расценивается как неподобающее, «не крутое» занятие.

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ

Формирование экологического сознания (или экологизация) идет двумя путями – рациональным, за счет убеждения и осознания здравых аргументов, и иррациональным – за счет принятия каких-то идей на веру, получения неосознаваемых эмоциональных впечатлений. Огромный поток подсознательных экофильных установок поступает через массовую культуру, особенно кино. Работая над этой статьей, я сделал над собой усилие и посмотрел фильм «Остров доктора Моро», чтобы вооружиться примером. Это новая версия, имеющая мало общего с романом Г. Уэллса. Доктор Моро представлен там как великий генетик, потративший талант нобелевского лауреата на маниакальное экспериментирование с животными и людьми. Несмотря на все безобразие и безграмотность фильма, основная его линия – глубоко экофильная: неразумное (или слишком разумное) вторжение в природу рождает чудовищ. Даже то, что разрушение мира Моро начинается с убитого кролика, символически напоминает об экологической катастрофе в Австралии, вызванной вспышкой численности кроликов.

Особый путь экологизации, который предлагают активисты экологической этики – прививать любовь и благоговение к природе. Это миф, который приходится внушать с детства, причем миф довольно новый. Еще сто лет назад по этому поводу крутили пальцем у виска: что там любить? Природа рождает комаров, плесень и хищников, а человеку надо от этого оградиться и вычерпывать больше ресурсов! «Мы не можем ждать милостей от природы, взять их у нее – наша задача», - замечательная формулировка экофобной стратегии прошлого столетия. Мы одолеем чащобы и болота, чтобы посадить сады и распахать поля, мы победим дикое зверье, чтобы дать простор тучным стадам и прогуливающимся дачникам. Но на самом деле человеческий мир оказался окружен индустриальными пустырями, где царит бурьян, вороньё и бродячие псы.

Угроза экологического кризиса потребовала, чтобы экологизация начиналась с самого раннего возраста и охватила не только сознание, но и подсознание. Природу надо не только понять умом, но и возлюбить душой. Но как? В древних племенах люди не разрушали природу скорее из чувства страха перед сакральным наказанием. Современным детям тоже пытаются создать мотивацию страха – перед экологическим кризисом и его ужасающими последствиями для здоровья человека и окружающей среды. Это очень зыбкий миф, ибо в реальности всё наоборот. У людей, проживших «кризисный» ХХ век, средний возраст смерти не снизился, а, наоборот, увеличился, причем в два раза – с 40 до 80 лет. Популяция людей не сократилась (как бывает при кризисе), а увеличилась, причем в пять раз. Средний уровень жизни человека по всем показателям значительно возрос. Следовательно, человечество претерпевает не кризис, а необычайное процветание.

Таким образом, на одних «страшилках» далеко не уедешь. Поэтому эковоспитание пошло другим путем – стремлением вызвать сочувствие, восхищение, уважение, дружелюбие по отношению к одушевленной дикой природе. Из опасного противника, которого надо одолевать, она превратилась в хрупкого товарища, требующего нашего покровительства.

Современным детям возможность «кормить и спасать» доставляет огромную радость. Как и многим взрослым! В этом году в начале марта я стал свидетелем такой ситуации. Во Флориде большая группа оглушенных дельфинов выбросилась на берег. Кстати, командование близлежащей военной базы сразу отвергло мысль, что дельфинам мог повредить сонар подводной лодки (так что причина почти прозрачна). Чтобы помочь им, туда съехались тысячи людей. Стоя в воде днем и ночью, под дождем или на слепящем солнце, люди пытались кормить дельфинов, держали их на руках, делали им массаж (от неподвижности дельфины быстро погибают). А было холодно! Добровольцев набралось так много, что полиция блокировала доступ к пляжу (мы тоже собирались участвовать в спасении, но нас не пустили). Часть дельфинов отвезли в бассейны морских центров, чтобы там с трудом выхаживать… кого? В сущности, промысловых зверей. Ведь еще недавно (а Япония до сих пор) их ловили, чтобы делать собачьи консервы. О времена, о нравы… Но нравы изменились!

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ

И все-таки, большинство взрослых гораздо серьезнее детей. Им нужны более осознанные мифы, приправленные рациональными аргументами: «Мы любим природу, потому что…» Поэтому требуется развитие экологического мышления, при котором люди планируют действия, оценивают их и прогнозируют последствия не только в социальном, экономическом, но и в экологическом плане. Любовь к природе осознается как в своем роде прибыльная технология, позволяющая экономить ресурсы и решать социальные проблемы. Поэтому она легла в основу Концепции Устойчивого развития, которая родилась в результате деятельности Римского Клуба, движения «зеленых», Всемирной Хартии Природы и Решений Генеральной Ассамблеи ООН по Охране Окружающей Среды. Концепция Устойчивого развития стала новой мировой парадигмой человечества, к которой присоединилась большая часть населения планеты.

Термин Sustained development, переводимый как «устойчивое развитие», любят критиковать, но на самом деле он весьма точен. Развитие может быть неустойчивым: сегодня наши дела идут в гору, а завтра мы оказываемся в глубокой яме, если не сказать более жёстко. Мы в этом не заинтересованы, мы хотим, чтобы развитие общества продолжалось, поэтому выбираем sustained development. Эта стратегия позволяет решить и этико-правовую проблему: по какому праву мы вычерпываем ресурсы Земли - в погоне за собственной прибылью, лишая этих ресурсов наших детей, внуков и правнуков?

Понятие ресурса, которое ныне расширилось, помогло добавить экономические аргументы, ощутить любовь к природе хотя бы «по расчету». Если раньше болото или озеро воспринимались как некая зона, отчужденная от человеческой деятельности, то теперь это – ценный ресурс. В чем же ценность? Во-первых, в поддержании стабильных эколого-климатических условий. Осушим болота – начнут гореть торфяники, пересохнут реки, исчезнут леса, птицы и звери. Убытки! А вслед за этим тысячи людей утратят здоровье, работу, возможность интересно провести выходные на природе. Ибо рекреационные возможности – тоже ресурс, причем дорогой. Попробуйте насадить на пустыре парк с беговой дорожкой и водоемом для купания – обойдется во многие миллионы. А природа может предоставить эту услугу бесплатно, если не сносить уже готовый лес при строительстве нового микрорайона, не засыпать озеро. Ресурсом является красота ландшафта, его познавательный потенциал, его историческое значение. Важнейший ресурс – биоразнообразие. Чем больше видов в экосистеме, тем она устойчивее. И тем интереснее!

Интерес – мощнейшая мотивация сохранения дикой природы. В современном мире индустрия удовлетворения интереса набрала огромные обороты: кино, книги, компьютерные игры, путешествия, музеи. Сюда же отнесем национальные парки, заповедники, которые привлекают массу туристов с толстыми кошельками. Я побывал во многих заповедниках России и США, где сохраняется дикая природа. Туда приезжают тысячи людей с фотоаппаратами, которые ведут наблюдение (bird watching – очень модное занятие). Дети набираются там удивительных впечатлений, потому что они видят, например, зубров, аллигаторов, акул, пеликанов – и не в зоопарке, а в естественной среде. Таким образом, изолируя данную территорию от хозяйственного пользования, государство, тем не менее, получает от нее прибыль, а общество – неоценимую пользу. Отсутствие таких возможностей обедняет нашу жизнь.

ПРИРОДООХРАННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Заметим, что термин «экологическое образование» используется намного шире своего первоначального значения «получение знаний о взаимоотношении живых организмов между собой и с окружающей средой», которое сохранилось в англоязычной среде. Оно включает в себя не только собственно знания по экологии, но и так называемое environmental education. Слово environment переводится как «окружающая среда», «окружающий мир», без возможности произвести прилагательное. Появившиеся термины энвайронменталистика и энвайронментальное образование оказались слишком громоздкими и чуждыми нашему языку, поэтому не прижились. А ведь здесь существует своя специфика – более масштабный подход, ориентация на экосистемы, окружающие человека. К примеру, занятием по экологии может быть изучение числа бактерий, инфузорий и дафний в аквариуме (система «хищник - жертва»), а по энвайронменталистике – изучение городского пляжа, где сходятся три среды обитания естественной природы, плюс присутствуют люди и их искусственная среда.

Экологическое образование также заменило и вобрало в себя природоохранное образование. Однако, и это особое направление. Природоохранное образование формирует этические, гражданские и правовые представления. Человек должен знать основные законы, правила и неписанные нормы, которые в данном обществе и государстве регулируют его деятельность по отношению к живой природе и окружающей среде. Он обязан представлять меру ответственности за нарушения, знать механизмы, пресекающие опасную и преступную деятельность, не оставаться равнодушным к этой деятельности в силу гражданской позиции.

Природоохранное образование – немаловажный компонент экообразования. Как ни странно, его уровень в советском обществе был гораздо выше, чем в современной России, где созданы тысячи экологических организаций. В СССР последствия хозяйственной деятельности, разрушительные для природы, чаще диктовались не столько недостатком образования, сколько спецификой социального строя, приоритетами ВПК. Партия сказала «надо» - и все отправились поднимать Целину или строить промышленные объекты. Протестовать, предвидя экологические последствия, не имели права.

При этом в обществе существовала целая система природоохранного образования и просвещения, все эти слеты юннатов и туристов, инструктажи, экскурсии, зеленые патрули, дружины охраны природы, пришкольные теплицы. И эта система дала блестящий эффект! После того, как к концу 1980-х общество получило некоторую свободу, природоохранная тематика стала лидировать в списке интересов общественности и получала огромный резонанс. Теперь уже можно сказать: «Это было недавно – это было давно…»

ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ

В последнее время развивается новая модель – образование для устойчивого развития. Ее пропагандировали на Всемирном Саммите по устойчивому развитию (Йоханнесбург, 2002 г.), где была объявлена Декада образования для устойчивого развития, начинающаяся в 2005 году. Модель объединяет экологическое образование и образование для развития и мира (environmental education, development education and peace studies). В ее основе лежит концепция устойчивости, опирающаяся на три принципа.

- Экономическая устойчивость – достижение обеспеченной и комфортной жизни.
- Социальная устойчивость - достижение социальной справедливости, эффективного (демократического) управления, мирного сосуществования и сотрудничества, искоренения бедности и других социальных проблем.
- Экологическая устойчивость – сохранение и восстановление живой природы, неистощительное использование разнообразных ресурсов природы, оздоровление окружающей среды и образа жизни человека.

«Образование для устойчивого развития» развивает возможности людей адаптироваться, выживать и успешно действовать в нашем постоянно меняющемся мире и вдобавок изменяет жизненный сценарий, стимулируя людей к постоянному обучению (а не только к учебе в молодом возрасте). Поэтому для системы образования такая модель выгодна. Тем не менее, для того, чтобы «Образование для устойчивого развития» заняло свою нишу, или даже переориентировало существующую систему образования, потребуется преодоление огромной инерции этой системы.

Приложение. Официальные определения экологического образования

- Экологическое образование - это образовательный процесс, затрагивающий связь человека с его природным и рукотворным окружением и включающий в себя отношение популяции, загрязнения, распределения ресурсов и их истощения, сохранения, транспортировку, технологию, городское и сельское планирование со всей окружающей средой человечества. (Гражданское Законодательство США 91-516, Закон об экологическом образовании).
- Государственная политика в области экологического образования населения - деятельность органов государственной власти по созданию условий для осуществления экологического образования населения и координации деятельности государственных органов, общественных объединений, иных организаций и физических лиц по формированию общей и профессиональной экологической культуры человека и общества. Экологическое образование - процесс обучения, воспитания, развития личности и населения, самообразования и накопления опыта, направленный на формирование ценностных ориентаций, поведенческих норм и специальных знаний по природопользованию, реализуемых в экологически грамотной деятельности. (Постановление Межпарламентской ассамблеи государств - участников Содружества Независимых Государств. 17 февраля 1996 г. N 7-19. г.Санкт-Петербург)
- Образование в области экологии - непрерывный процесс воспитания, обучения, самообразования, накопления опыта и развития личности, направленный на формирование ценностных ориентаций, поведенческих норм и получение специальных знаний по охране окружающей среды, природопользованию и экологической безопасности, реализуемых в экологически грамотной деятельности;

экологическая культура - наследуемый опыт жизнедеятельности человека в его взаимодействии с окружающей природной средой, способствующий здоровому образу жизни, устойчивому социально - экономическому развитию, экологической безопасности страны и каждого человека. (Федеральный закон «О государственном регулировании образования в области экологии»)

Ссылки:
1. Миркин Б.М., Наумова Л.Г. Экология России. Учебник для 9-11-х классов общеобразовательной школы. М., 1995.
2. Мамедов Н.М., Суравегина И.Т., Глазачев С.Н. Основы общей экологии. Федеральный учебник для старших классов общеобразовательной школы. М., 1998.

Просмотров: 42553

Зарегистрировать лагерь