Интернет-ассоциация

лагерей отдыха

"Робинзонада": хозяин острова или хозяин себе?

Наталья Касицына


Отдыхать можно по-разному. Можно все каникулы валяться дома у телевизора. Можно сутками колесить на роликах в компании друзей. В конце концов, можно неплохо провести время на даче. Только что в этом такого особенного? А хочется какого-нибудь удивительного приключения. Вот бы все бросить и - на необитаемый остров... И уж там делать все, что душа пожелает! И взрослых нет рядом, которые указывают, что и как делать... Может быть, вы не поверите, но это - возможно! Возможно, участвуя в программе Региональной общественной организации "Коллекция Приключений" "РОБИНЗОНАДА".
Задача этой программы, да и остальных, организуемых "Коллекцией приключений" - устроить нечто незабываемое, помочь воплотить свою мечту. И уж если ты мечтал о своем собственном необитаемом острове, так - пожалуйста! Но только чтобы стать хозяином острова, нужно стать и хозяином положения, и хозяином самому себе.

Ведь это только на первый взгляд кажется, что двое-трое суток на острове без взрослых - это здорово! КЛАССНО!! КРУТО!!! ПОЛНЫЙ ОТПАД!!!!! МЕЧТА!!!!!!!!

Оказывается, к осуществлению мечты нужно еще быть готовым. Глотнув пьянящей свободы, через какое-то время вдруг тоскливо признаешься себе, что неплохо было бы глотнуть и чего-нибудь посущественнее, хотя бы чаю попить... И совсем некстати вдруг начинается дождь, костер не разжигается, становится холодно и неуютно. А тут еще в тебя вгрызаются целые полчища летучих тварей, скользкие лупоглазые лягушки взяли в плен, окружив со всех сторон. В голову лезут мрачные мысли и грустные воспоминания... Какой уж тут отдых! Хорошо, что на "необитаемом" острове можно выкинуть белый флаг и ждать инструкторов, чтобы покончить с этой нелепой затеей - пожить совсем одному. Но такой финал - большая редкость на "Робинзонаде", потому что вся неделя, предшествующая высадке на "остров", - это серьезная подготовка и понимание того, "чего же желает твоя душа".

Почти такой вопрос (А какую жизнь, какое приключение ты бы хотел на "необитаемом острове"?) и еще десяток-другой уточняющих зададут инструктора лагеря "Робинзонада" мальчишкам и девчонкам - будущим "Робинзонам":

Что тебе хочется попробовать?
В какую игру хочешь сыграть?
Пойдешь в одиночку или с кем-то? Почему?
Хочешь опасностей, неожиданностей?
Хочешь "стихийных бедствий"?
А готов ли ты к этому?
Что нужно, чтобы быть готовым?
Что ты уже сейчас можешь, в чем нужна помощь?
Что можно сейчас предпринять, чтобы подготовиться?
А что тебе для этого надо?
А чему тебе стоило бы поучиться?
А как ты будешь это делать?...


Не подумайте, что это прямой допрос с пристрастием. Вопросы звучат как бы между делом. Они и не могут не возникнуть в той атмосфере, которая поддерживается в лагере.

Правила игры

В принципе - в палаточном лагере "Робинзонада" возможно все, кроме нарушения "Правил проживания". Их всего шесть и они соблюдаются и участниками, и инструкторами, поскольку они вполне обоснованы и являются условием безопасности жизни, достаточно однозначны, легко поддерживаются и усваиваются.

Из "Правил...": "Если не уверен в правильности своего поступка - посоветуйся с инструктором, особенно, если есть угроза безопасности, твоей и твоих товарищей. Лагерь "Робинзонада" - территория, свободная от вредных привычек! О плохом самочувствии немедленно сообщи своему инструктору. Покидай территорию лагеря только по договоренности со своим инструктором, строго соблюдай контрольные сроки возвращения". Еще два правила - о сохранении экологической чистоты и правила купания.

Вот и все! Дальше - полная свобода! Нет заранее утвержденных мероприятий, плана работы, режима дня. Но не стоит думать, что в лагере царит полная анархия и хаос. Как раз наоборот - ощущение легкости и порядка. Это пространство свободы выбора, полной ответственности за него и соблюдения договоренностей.

Все решения относительно себя ребенок принимает сам, и ответственность за последствия своих решений - тоже.

К примеру, задачку: "Как группе из пяти человек не остаться голодной?", - можно решить по-разному:

чтобы есть три раза в сутки, нужно приготовить еду три раза, то есть три раза развести костер, а готовит на пятерых человек каждый по очереди;
костер не разжигаем, питаемся бутербродами;
в группе распределяются постоянные поручения - повар, костровой, посудомойка, и пр. и каждый отвечает за свою работу;
готовит тот, кто самый голодный или кому захочется это сделать;
каждый готовит сам для себя столько раз, сколько ему надо.
Каждый выбирает свой путь, и сам решает как ему жить 15 дней. Любой вариант приемлем, если при этом не нарушены главные 6 правил.

А если правила нарушены?

Инструктора рассказывают: "Был однажды на Программе 14-летний парнишка - активный такой, во всем участвует, всем помогает. Только совершенно забывает о существующих правилах и договоренностях. Нужна ему вода для питья, - схватит котелок, садится в байдарку и - вперед! А спас-жилет не надет. А по правилам лагеря плавать на байдарке можно только в спас-жилете. Его возвращают, напоминают о правилах, но в следующий раз он снова забывает об этом... Это стало темой обсуждения на одном из вечерних сборов инструкторов, и выход был найден. После очередного нарушения правил состоялся разговор Инструктора с Участником:

И - Что поможет тебе всегда помнить о правилах?
У - Если я сделаю что-то, что делать не люблю и не хочу...
И - А что это может быть? Что ты не любишь?
У - Ну... мыть посуду... Вот если я вымою посуду после обеда всего лагеря...Ни за что больше не забуду...


Результаты переговоров были объявлены самим пареньком на общем сборе. После обеда был торжественный процесс - "помывки" посуды... После этого случая уже не только он, но и никто другой не забывал одевать спас-жилет..."

Чтобы создать и постоянно поддерживать безопасное договорное пространство, инструкторам необходимо обладать определенным уровнем профессионализма. Поэтому к работе в Программе каждый из инструкторов допускается только после аттестации (проходящей два раза в год - до и после программы), на которой экзаменуются и навыки выживания в экстремальных ситуациях, и психологическая компетентность, и организационно-управленческие умения. Требования достаточно высоки - ты должен быть не только асом, то есть суметь выполнить программу высочайшего уровня сложности, но и сделать так, чтобы те, кто выбрал это приключение, смогли без риска для жизни пройти его на максимуме своих возможностей.

Личностный рост инструктора - профессиональное требование. Есть определенная система подготовки и переподготовки - учеба, выезды, семинары. Обязательно - "разбор полетов", как возможность высказать все, что волнует, поделиться сомнениями и наблюдениями, определить проблемы и всем вместе найти решение. Это рефлексивное пространство постоянно задается координатором программы, (начальником лагеря) и в период подготовки к лету и во время работы на Программе.

У инструктора на "Робинзонаде" пять подопечных - его рабочая группа. В его задачи входит создание доверительных отношений с ребенком и поддержка его желаний, намерений, помощь в осознании своих "хочу" и выборе способов их достижения, обучение необходимым для этого умениям

Школа Робинзона

В основном на программу приезжают ребята, которые хотят попасть на "необитаемый" остров на двое суток. Это кульминация программы. Это желание поддерживается и ежедневно идет обсуждение: через 10... 7... 5... 2 дня высадка на острова. Готовы ли? Каждое утро в рабочей группе идет разговор: кто чем хочет заняться сегодня и какое испытание выбирает - "Столовую Робинзона" или "Регату", "Рай в шалаше" или "Добывание огня", "Кухню Робинзона" или еще что-то, что можешь придумать и предложить сам. Испытание - это возможность проверить себя, узнать что-то новое, поделиться опытом друг с другом. Как правило, на одно испытание отводится один день. Но если хочется, можно за один день пройти несколько или несколько дней посвятить одному: построить разные шалаши, пойти ночевать в лес в разную погоду.

А если участник совсем не горит желанием испытывать себя?

Инструктора рассказывают: "Одна восьмилетняя девчушка очень сильно переживала свою первую разлуку с родителями. Все плакала, почти не общалась с ребятами, не хотела участвовать в испытаниях. Инструктор, узнав, что она любит дома готовить, пригласил ее на прогулку в лес, где "случайно" нашли кислицу и тут же обсудили несколько рецептов "фирменных блюд": Бутербродная паста с кислицей, Сырно-кисличные шарики, Кислый компот... На вечернем сборе весь лагерь с удовольствием дегустировал многообразные "робинзоновские" кушания приготовленные малышкой, а девочка еще несколько раз участвовала в испытании "Кухня Робинзона" и с удовольствием стала главной поварихой у себя в пятерке".

Проходя школу разнообразных испытаний, юные "Робинзоны" учатся:
- оборудовать укрытия в лесу - шалаши и навесы, "гнезда" и "норы", - и ночевать в них в любую погоду;
- жить на "подножном корме", делая шашлыки из мидий, голубцы из крапивы, сахарные ивовые палочки и лепешки из корней;
- добывать, разводить и поддерживать огонь в любую погоду;
- готовить пищу в полевых условиях, делая необходимые предметы из подручного материала, (Среди столовых приборов "Робинзонов" изобилие деревянной, берестяной, пластиковой, глиняной и жестяной посуды - ложки, миски, чашки и даже сковородки и кофейники! А если "налетевший ураган" унесет всю посуду, то всегда можно поесть из мисочки - ямки, в которую положен полиэтилен, а чай вскипятить в пакетике из фольги.);
- не теряться в экстремальных ситуациях, реально оценивать свои силы и приходить на помощь друг другу в трудную минуту.

Эти хитрые науки постигают на "Робинзонаде" все от мала до велика (самому маленькому "Робинзону", заявившему права на свой кусочек суши - семь лет, самому старшему - восемнадцать). Но сколько бы ни постигал их, все равно найдется дело, за которое еще не брался, обустраивая свою землю. Поэтому для "старичков", третий, четвертый раз выбирающих для каникулярного отдыха эту программу, каждая высадка на остров - это новое испытание и новое открытие себя. Здесь можно сделать шаг в неизвестное, выйти за свои пределы и расширить границы своих владений и возможностей!

Из открытий "Робинзонов"

"Оказывается, я безумно боюсь лягушек. Их было так много! Я не смогла заснуть от брезгливости и страха. Но потом нашла выход - я стала придумывать про них сказочные истории, разговаривать с ними. И тогда они перестали для меня быть такими отвратительными. Я написала письмо инструкторам, что стала меньше бояться и заснула." (15 лет)

"Мне было очень трудно, но я хотела сама сделать все, что было задумано. Только уснуть одна не смогла и попросила, чтобы инструктора со мной посидели, пока я не усну. Я стала сильнее." (8 лет)

"Я неожиданно для себя почувствовала полную свободу на острове... У меня была самая "классная" точка - был виден другой берег озера и закат солнца...Я никогда так много не пела: громко, во весь голос, на все озеро." (13 лет)

"Я доказал себе, что могу один выжить!" (10 лет)

"Я и не думал, что для меня таким трудным испытанием будет остаться один на один с собой. В голову сразу полезли назойливые мысли о наркотиках. Это был какой-то кошмар!" (16 лет)

"Нам казалось, что впятером мы "оттянемся" на полную катушку, что будет весело и интересно. На самом деле, оказалось не так-то просто развлекаться, когда никто не развлекает." (13-15лет)

"Я пожалел, что не пошел в одиночку. Ведь я же мог! Но почему-то не рискнул." (13 лет)

"Мы "робинзонили" вдвоем, потому что нам было о чем поговорить с глазу на глаз, по-мужски. И, наверное, те открытия, которые мы для себя сделали, пообщавшись три дня без суеты и не отвлекаясь на мелочевку, в другом месте не произошли бы." (17 лет)

"Я уже "робинзонила" в одиночку. Поэтому я поставила себе другую задачку - высадиться на остров с двумя восьмилетними мальчишками, которые боялись "робинзонить" и сделать так, чтобы им было интересно и чтобы они не пожалели об этом. Я рада, что у меня получилось!" (14 лет)

"Мне было важно остаться совсем одной, чтобы никто не мешал, чтобы даже инструктора не навещали. Мои родители недавно развелись. Я хотела про это подумать, разобраться, понять это. Мой остров помог мне - мне стало легче." (14 лет)

"Больше всего мне понравилось то, что я получила письмо от мамы и письмо от папы. Раньше я никогда не получала настоящих писем. Я даже расплакалась." (8лет)


Почта Робинзона

Родители, хотя и не имеют во время программы никакой связи со своими детьми, все таки незримо присутствуют здесь. Готовясь отправить своего "Робинзона" в лагерь, они в тайне от него пишут ему Письма. Не простые письма, а "Письмо - поддержка своему Другу в трудную минуту". Эти письма передаются в нужный момент в нужные руки...

Из письма папы: "Ритуля, привет! Как живешь, маленький Робинзон? Ты, наверное, уже научилась самым разным премудростям самостоятельной жизни? Вот приедешь домой и всем своим подружкам про это расскажешь. Когда приедешь домой, я обязательно тебя возьму на рыбалку. Интересно, появились ли у тебя новые друзья и подруги? Я очень надеюсь что тебе, зайчик, тут хорошо и очень нравится. Если у тебя что-то не выходит - не расстраивайся! Я знаю, ты очень сильная и у тебя все обязательно получится. Не стесняйся, проси совета и помощи у инструктора или старших ребят - так будет проще и наверняка. Отдыхай, доча. Я тебя очень люблю и жду возвращения домой. Целую. Папа Илья."

Писать и получать письма - это пожалуй одно из любимых занятий "робинзонов" на "необитаемых" островах. Ребята пишут друг другу, инструкторам, родителям, будущим "робинзонам", и самому себе - будущему...

А в этом недалеком будущем - буквально через месяц-другой родители, наблюдая за своими детьми, скажут:

"Стал намного взрослее. Многое может сделать сам, не ждет, когда о нем позаботится кто-нибудь из взрослых".

"С ним стало проще договариваться, он может обосновать, почему ему надо именно это и стал слышать аргументы родителей."

"Перестал канючить и упрямо настаивать на своем, может спокойно сказать, что ему надо и принять отказ и объяснение."

"Перестал безропотно подчиняться родителям, требует, чтобы мы с ним считались."

"Мы стали общаться на равных, как два взрослых человека".

"Жаль, что мне не 12 лет, я бы хотел "поробинзонить" так же как и моя дочь."


Касицына Н. "Робинзонада": хозяин острова или хозяин себе?// На путях к новой школе. 2001. №1.

Просмотров: 6248

Зарегистрировать лагерь