Интернет-ассоциация

лагерей отдыха

Изучение морской экологии в лагере «Сикемп»

АССОЦИАЦИЯ «СИКЕМП»

Изучение морской экологии в лагере «Сикемп»На одном из островов Флориды под названием Биг Пайн Ки есть удивительное место – лагерь, в котором школьники изучают морскую экологию. Природа этого острова уникальна и заповедна: там растет сосновый лес с подлеском из стелющихся пальм, мангровые заросли и настоящие джунгли, обитают крохотные олени и огромные пеликаны, черепахи и аллигаторы. А вокруг простирается мелководье, заросшее морской травой, губками, кораллами, среди которых прячутся тысячи видов животных: от ламантинов и барракуд до креветок. Для экологического образования это настоящее богатство! Его в полной мере использует организация «Seacamp/NHMI Association», в которой обучаются десятки тысяч человек ежегодно.

Позвольте… Да ведь такая «гвардия» способна выловить всю живность и вытоптать весь заповедник! Но ничего подобного не происходит. В «Сикемпе» строго соблюдаются правила невмешательства, что делает нагрузку на природу минимальной.

Лагерь «Сикемп» работает в дни летних каникул. Дети приезжают на 20 дневную смену и записываются на разные курсы, составляя индивидуальный план. Часть курсов «Сикемпа» дает научную подготовку (морская экология, поведение рыб, беспозвоночные, экология коралловых рифов, планктон), другая - вырабатывает практические умения для работы и отдыха на море (дайвинг, серфинг, каякинг, рыболовство, управление парусными судами, подводная фотография, морской аквариум), третья - способствует творческому самовыражению (керамика, рисование, журналистика).

Вся эта деятельность дает ребятам знания для карьеры и жизненные навыки. Весьма вероятно, они когда-нибудь станут биологами - или будут охотиться на лобстеров, рыбачить на Гольфстриме, кататься по волнам на серф-борде, а может - делать керамические сувениры.

Пребывание в лагере удешевляется «спартанскими» (по американским меркам) условиями проживания. Но все-таки его стоимость кажется высокой: больше 2 тысяч долларов за смену. Однако многие дети получают поддержку благотворительных фондов или самого лагеря, которые оплачивают часть путевки.

Зимой на Биг Пайн Ки всё такая же летняя погода. Но лагерь закрыт: не могут же дети бросить занятия в школе. Что же делать, как задействовать потенциал этого прекрасного места? Для этого на базе «Сикемпа» был создан Морской институт Нью-Харбор (Newfound Harbor Marine Institute – NHMI). Его специалисты создали программу коротких образовательных курсов, обогащающих школьную программу, и предложили ее школьным советам. Идея оказалась действительно удачной: в разгар учебного года ребята целым классом на три дня едут в «Сикемп», получая незабываемые впечатления, «живые» знания, и вдобавок глоток солнечного лета среди зимы. Плюсов так много, что теперь школы записываются на курсы за полгода вперед. В Морском институте разработаны сотни тематических занятий для групп разных возрастов: от начальной школы до колледжа.

ОБОРУДОВАНИЕ И СНАРЯЖЕНИЕ

Изучение морской экологии в лагере «Сикемп»Материальную часть «Сикемпа» составляет десяток небольших передвижных помещений (трейлеров), классов и беседок. Капитальных построек почти нет, поскольку на территории острова-заповедника строительство ограничено. Не заметно никакой роскоши, но все чисто, славно, колоритно, а в сочетании с густой синевой неба и глянцевой листвой – прекрасно.

Живые экспонаты размещаются в танках и аквариумах с проточной морской водой. Часть танков открыта для доступа: ребята могут трогать находящихся там морских звезд, раков-отшельников, моллюсков, поскольку это никому не повредит. От моря отгорожен неглубокий пруд, куда запускаются акулы. Во время занятия «Акулы!!!» дети надевают маски и погружаются в этот пруд, наблюдая хищников в непосредственной близости. С восторгом и - холодком страха, хотя там плавают лишь небольшие безобидные рыбы.

Весь улов вскоре выпускается живым на то же самое место. Этого требуют и местные законы, и этика. Охраняемых животных (гигантский стромбус, морская звезда ореастер) наблюдают только в естественной среде.

Для лабораторных занятий используется недорогое оборудование: кюветы, сачки, микроскопы, пинцеты, пластиковая посуда, карточки с рисунками для определения видов и т.д.

В «Сикемпе» есть небольшой музей, биологическая библиотека, а также техника для компьютерных презентаций. Создан большой архив оцифрованных фотоизображений и всевозможных уроков-презентаций. Однако предпочтение отдается занятиям на природе.

Для хранения жилетов, гидрокостюмов, ласт, масок и другого «мокрого» снаряжения сделаны открытые навесы. Ничего и не запирается, но вещи не «пропадают».

Важнейший компонент – флот. «Сикемп» имеет собственную небольшую гавань. Здесь осуществляется стоянка, заправка и ремонт небольших судов – «флэттопов». Это тримараны, на которые установлена плоская платформа длиной около 10 метров (flat-top). Поверх нее ставятся длинные металлические боксы для снаряжения, на них сидят люди во время плавания. Два выносных мотора делают судно маневренным и надежным. На «флэттопах» нет укрытия, поскольку поездки очень близкие, и происходят они только в хорошую погоду (а другой здесь почти не бывает). В гавани также стоят лодки, яхты и плавучие дома персонала.

РАБОТА С УЧЕНИКАМИ

Большие группы школьников делятся на подгруппы примерно по 10 человек. С каждой знакомится свой научный инструктор, который будет вести занятия все три дня. Времени на раскачку нет. Огромные автобусы наполняют рычанием крохотный кампус, все перетаскивают вещи в спальный корпус и спешат за инструктором. Вначале – ознакомительная экскурсия по лагерю, по ходу ребята получают ласты, маски и жилеты безопасности. Без этого жилета никто не имеет права входить в воду, даже инструкторы и сопровождающие. Он не мешает, зато при усталости, плохом самочувствии, или оказывая помощь, жилет можно поддуть – и повысить плавучесть.

Затем все идут на оборудованный канал, где проходят «плавательный тест» и часовое занятие по скин-дайвингу. Не умеющие плавать находятся в воде с надутыми жилетами. Через час все уже умеют нырять с маской и знают правила безопасности.

После этого, например, идет занятие про акул. Около часа посвящено теории: ученики не бездействуют, а изображают органы чувств или рисуют на доске части тела акулы, гадают, кто опаснее для жизни – акулы (десятки смертей в год) или падающие с высоких полок телевизоры (сотни смертей ежегодно), трогают шершавую шкуру замороженной рыбины. А затем аккуратно погружаются в пруд, где видят воочию акул (испуганных таким нашествием).

После обеда ребята собираются у флэттопов, проходят обязательный инструктаж по безопасности и отправляются на рифы. Инструктор – он же капитан судна не имеет права начать движение, пока не застегнуты все спасательные жилеты. Требования безопасности соблюдаются всеми и всегда, как неотъемлемый элемент технологии.

Один за другим кораблики по дуге выходят в море. Перед тем как набрать скорость, все должны придержать кепки и крикнуть пиратское «ура»: «ARRRR!!!» - выплескивая волнение. Когда доплывут, инструктор рассказывает о кораллах, рисуя схемы прямо на палубе, затем – погружение и наблюдение за обитателями рифа. Руками ничего не трогают, потому что даже от легкого прикосновения в ткани живых кораллов попадает инфекция, способная погубить целую ветвь. В ярко-синей воде открываются анфилады коралловых залов, где как будто веселая толпа празднует карнавал, объедаясь попкорном – такой треск и шипение издают эти пестрые рыбки. А посредине патруль: барракуда строгим взглядом провожает плывущих...

На занятиях ученики осваивают систематику, терминологию – все как полагается. Чтобы не было скучно, широко используется игра. Например, когда изучают кораллы, кто-то из ребят должен пускать мыльные пузыри (это «планктон»), а другие - изображать стрекающие клетки, дуя в пищащие клоунские «языки». Или при обсуждении пищевых адаптаций ребята получают пинцеты, пипетки, ложечки: кто больше соберет хлопьев, сока или каши этими «клешнями» и «клювами». А при экскурсии на мангровый островок ребята играют в «Барракуду», гоняясь друг за другом как за мальками, прячась за «деревья». А еще играют в перетягивание каната, изображая борьбу мангров, закрепляющих берега, и океанских волн, и во многие другие игры. Это красиво: яркие смешливые подростки носятся по колено в воде, огромные птицы, пеликаны и фрегаты, величественно кружат в вышине, ветер треплет густую листву. Так сплетается неощутимая ткань воспитания души.

Рассказ инструктора интерактивный – он опрашивает слушателей и записывает их ответы. Ученики не стесняются отвечать – пусть и ошибаться. Они много знают, и обычно из их ответов складывается полный список вариантов.

Практическая часть может проходить в лаборатории, в подгруппах: каждая получает оборудование и образцы живности и ведет элементарный анализ. Например, сравнивая количество сокращений медузы в неподвижной и качающейся чашке («механический стресс»).

Вечером – занятие, посвященное адаптации к ночному образу жизни. Под звездным небом дети бродят по мелководью, высвечивая фонариком мечехвостов, крабов, актиний и других удивительных созданий.

Всего организуется около 6 занятий. Их количество и содержание обсуждается заблаговременно с руководителем группы (обычно это учитель биологии). Можно отправиться на рифы и поля морской травы, на мангровые островки и песчаные пляжи, в утренний лес и на ночную ловлю планктона. Нередко выбор падает на занятия по анатомии, с препарированием морских животных. Где же их брать? Неужели ловить в заповедной зоне? Очень просто: в магазине покупают непотрошеных кальмаров и рыб.

Программа пребывания может включать такие элементы:

- Ознакомление с лагерем
- Получение инвентаря
- Плавательный тест
- Обучение технике погружений в маске
- Путешествие к природному комплексу
- Теоретическое обсуждение
- Подводное исследование
- Наземная экскурсия
- Лабораторное занятие
- Подвижная игра
- Заполнение личного дневника
- Игра в мяч, досуг, общение
- Вечерний костер

ШТАТНЫЕ СОТРУДНИКИ

Непосредственную работу с группой осуществляет научные инструкторы. Обычно это выпускники колледжей с биологическим образованием. Они проходят специальный тренинг, который включает курсы спасателей, первую помощь, подводное плавание, вождение малых судов, морскую экологию и биоразнообразие, технику преподавания. Параллельно стажеры знакомятся с лагерем, всем его хозяйством и режимом. Обучение длится около месяца, после чего стажеры начинают работать с группами. И они действительно все умеют! Хрупкие девушки разбираются в местной географии, водят флэттопы и ставят их на якорь, дежурят как спасатели, ныряют за образцами, обучают группу технике плавания и ведут яркие занятия по морской экологии.

Несмотря на скромную зарплату, желающих стать инструктором много: ведь это дает ценный опыт (плюс хороший бесплатный тренинг), который высоко котируется среди подобных учреждений. Кандидатов отбирают по конкурсу. Если они живут далеко, проводят собеседование по телефону. Оно может длиться больше часа, и включает психологический опрос. После того, как отобраны действительно надежные, заинтересованные и незаурядные люди, их приглашают в лагерь. Лишь немногие из тех, кто поработал в «Сикемпе» стажером или вожатым, получают возможность продолжать работу в штате. Серьезная подготовка инструкторов – особенность «Сикемпа», выделяющая его среди прочих лагерей.

Координируют инструкторов несколько молодых руководителей: по работе с персоналом (Head Unit Leader), по тренингу (Intern Coordinator), по дайвингу (SCUBA Director), по организации занятий (Science Program Director), по работе на воде (Waterfront Director). Впрочем, они не столько «начальствуют», сколько помогают, поддерживают, обеспечивают работу с группами. А руководят Морским институтом директор Чак Брэнд и научный руководитель Джон Букер.

Изучение морской экологии в лагере «Сикемп»В лагере также работает дежурный менеджер (Operations Manager). Это новая и довольно интересная должность: он в курсе всего происходящего в текущий момент, всех занятий и поездок, которые помогает обеспечить. Это как бы распорядитель целого дня: он привозит горячий шоколад для ныряльщиков, обеспечивает исправность оборудования, помогает пришвартовать флэттопы, дает сигнал собираться у столовой на ужин, инструктирует сопровождающих и детей, после отбоя проверяет все помещения и успевает выполнить множество других дел. Интересно, что этот экстравагантный молодой человек не просто «завхоз». Он окончил университет по специальности «менеджмент курортного хозяйства», но вдобавок изучал психологию, занимался театром и отличный музыкант! А ведь такие качества немаловажны для «распорядителя» лагеря, куда постоянно приезжают новые люди: их надо принять, вовлечь в команду, создать позитивный настрой, ощущение душевного комфорта. И нет никакого стресса, «культурного шока». (А в наших лагерях? Чаще бывает «проверка на прочность»: без всякой подготовки бросают на трудное задание, а затем устраивают выволочку…)

«Сикемп» привлекает множество людей из других стран: в качестве студентов, участников конференций, сотрудников или стажеров. Эту деятельность координирует директор международных программ Елена Истомина, лингвист по профессии и организатор по призванию из Москвы. Она организовала программу, которая позволяет специалистам из стран СНГ познакомиться с американским опытом экологического образования, обучиться его технологиям. Частичную финансовую поддержку осуществляет программа SABIT. Какой прок от этого лагерю? Оказывается, одни расходы! Однако Айрин Хупер, исполнительный директор «Ассоциации Сикемп», считает, что такова миссия лагеря. Это небольшая бесприбыльная организация, поэтому ее руководители гордятся тем, что им удается распространять опыт по всему миру. В сущности, это ведь тоже одно из направлений экологического воспитания.

Просмотров: 7455

Зарегистрировать лагерь