Интернет-ассоциация

лагерей отдыха

Природа Черноморского побережья. Программа экскурсий

Автор: Наталья Лобачева.


Тема 1
Вводная беседа. Практическое занятие (небольшая обзорная экскурсия на местности). Расположение местности. Климат. История развития рельефа. Почва. Море (закономерности водного обмена). Общая картина растительности. Все из этого вытекающие особенности фауны.

Тема 2
Что такое море. Практическое занятие. (Лучше две экскурсии на побережье).
Особенности Черного моря (живой только верхний слой водной толщи). Пищевые цепи в море. Планктон, нектон, нейстон. Светящиеся формы. Донные организмы. Рыбы: костные и хрящевые. Черноморские акулы и скаты. Морские птицы (добывающие корм в море). Колониальные поселения (из-за обильного корма). Ржанкообразные (чайки, крачки и др.). Особенности взаимоотношений в колониях. Птицы, использующие береговые обрывы как место гнездования или прибрежную полосу как место охоты (стрижи, ласточки, трясогузки и др.). Оседлые птицы. Типы полета. Морские птицы – особенности солевого обмена. Морские млекопитающие. Дельфины Черного моря: афалины, белобочка, морская свинья. Организация стад. Способы охоты. Гидроэхолокация. Взаимоотношение индивидуумов. Содержание морских млекопитающих в дельфинарии (на Утрише): каланы, котики, сивучи. Распространение, кочевки, размножение (гаремы у ластоногих). Способы защиты от хищников. Воспитание детенышей. Защита от холода, высокого давления на глубине. Особенности работы головного мозга китообразных и каланов.

Тема 3
Лесные насаждения. (2 экскурсии). Лес- как определенное растительное сообщество. Ярусность. Обитатели – птицы, пресмыкающиеся, млекопитающие (грызуны, насекомоядные). Определение некоторых птиц по голосам. Что такое песня (значение для репродуктивного поведения). Выводковый и птенцовый типы развития птиц. Следы жизнедеятельности животных. Возможные встречи с амфибиями (довольно редко, зависит от влажности) – жабы, лягушки. Онтогенез (разные стадии проходят в воде и на суше). Ящерицы, змеи (отличие ядовитых от неядовитых).

Тема 4
Пресноводный водоем (река, пруд озеро). Особая речная фауна (насекомые, их личинки, пресноводные моллюски). Проблема дыхания в воде. Потенциальное место для развития земноводных (особенности развития в отличии от пресмыкающихся). Жабы, лягушки, тритоны. Невозможность их обитания в морской воде. Возможно встреча с болотной черепахой (особенности строения). Птицы малых водоемов (трясогузки, утки, кулики, зимородки и др.).Водоем – как граница биотипов (повышение разнообразия).

Тема 5
Степь, возвышенность. Практическое занятие. (Лучше две экскурсии).
Различия растительного покрова в зависимости от влажности. Птицы, гнездящиеся на земле (особенности выведения птенцов). Встречи с пресмыкающимися: ящерицы (живорождение или откладка яиц – зависит от климата), ящурки. Жабы (отличие от лягушек). Ядовитые и неядовитые змеи: зимовки в лесу и степи; яйцеживорождение у ядовитых змей, встречающихся в данной местности (отличие яйцеживорождения от истинного живорождения). Колонии грызунов. Взаимоотношения между членами колонии. Редкие деревья и кусты – место для ночевки, отдыха, выведения птенцов птиц. Хищные птицы. Различные методы охоты (на слух или с помощью зрения). Развитие хищных птиц (птенцы всегда разного возраста).

Тема 6
Ночной мир. Практическое занятие. (Ночная экскурсия). Свечение моря (если будет). Ночные птицы – козодой, различные совы. Определение на слух. Способы охоты ночных хищников (бесшумный полет сов, тонкий слух). Летучие мыши. Строение летательного аппарата. Различия в питании и способах охоты. Мыши-вампиры. Эхолокация. Особенности размножения (диапауза в беременности). Место обитания.

В каждой экскурсии необходимо показать различия в рельефе, микроклимате (влажность, экспозиция, почвы) и, естественно, в растительности, что и определяет различие в животном мире (удобные места для зимовок; места кормежек или охоты; различные периоды жизни одних и тех же животных проходят в совершенно разных местах). Чем более неоднороден ландшафт, тем выше видовое разнообразие (примеры краевых эффектов). Сделать акцент на взаимодействие животных одного вида (простые скопления животных и структурирование колонии). Взаимодействия типа родители-детеныши. Общение между животными (от почти полного избегания себе подобных – несоциальные виды до сложного языка дельфинов). Развитие альтруизма у социальных видов.

Просмотров: 6391

Зарегистрировать лагерь