Интернет-ассоциация

лагерей отдыха

Человек и море

Автор: Лидия Нефедова


Этот курс в основном ориентирован на знакомство с экологией моря и с тем как человек влияет на жизнь этого уникального организма. Курс предназначен для детей всех возрастов. Теоретическая часть программы включает в себя разнообразные сведения об истории покорения морских глубин, о новейшем техническом оснащении и методах проникновения под воду, о морской флоре и фауне, о природных ресурсах моря и их использовании.

Тема 1
Как зарождалась жизнь в океане? Занятие предполагает беседу о начальных этапах возникновения жизни. Первые морские организмы. Роль фотосинтеза в эволюции жизни на Земле. Первые фотосинтезирующие организмы. Первые животные. Предки современных медуз, червей, моллюсков. Трилобиты – одни из самых интересных первых животных. Первые позвоночные – рыбы. Общие представления об экологии первых рыб. Наиболее интересные представители древних рыб. В конце занятия предлагается нарисовать рисунок или придумать рассказ на тему: «Как я представляю себе древний мир океана?»

Тема 2
Как человек проник в воду? Средневековые представления о подводном плавании. Снаряжение первых водолазов. Первые подводные лодки. Водолазный колокол Галлея. XIX и ХХ века. Самоходные подводные машины. Современные подводные аппараты для малых и больших глубин. Снаряжение аквалангиста. Биологические трудности, связанные с погружением под воду. Занятие сопровождается показом иллюстраций.

Тема 3
Море и рисунок. Отечественные и за рубежные художники маринисты. Художественная подводная фотография.

Тема 4
Море и его обитатели. Жизнь в море. Зеленое царство. Морские ежи и их ближайшие родственники, места обитания и биологические особенности. Актинии – одни из самых красивых форм морской фауны. Полезное соседство – актинии и рак-отшельник. Кораллы.

Тема 5
Акулы – мифы и реальность. Акулы – загадочные обитатели моря. Сведения о происхождении, систематике, распространении и экологии акул. Взаимоотношение акул и человека с древности и до наших дней. Хозяйственное значение акул, их использование в фармакологии и медицине. Реальность угрозы нападения и способы защиты от акул. Основные представители акул и их роль в жизни океана.

Тема 6
Опасные морские создания. Манты, скаты-хвостоколы и рыбы-пилы. Ядовитые и неядовитые хвостоколы. Полет ската. Приспособления скатов к добыванию пищи. Электрические скаты. Как и для чего накапливают заряд. Морские змеи. Особенности распространения и биологии. Занятие сопровождается показом иллюстраций.

Тема 7
Опасные морские создания (продолжение). Кровожадные рыбы, особенности биологии и распространение. Барракуды и пираньи. Зловещие мурены. Осьминоги и кальмары. Особенности биологии, сходства и различия. Защита от хищников: «дымовая завеса» кальмара. Способность менять окраску. Медуза – коварная красота. Отдельные представители. «Португальский кораблик». Морская оса.

Тема 8
На поиски затонувших земель и кораблей. Подъем затонувших кораблей. ХV и ХVII вв. – корабли как рудные местонахождения. Первые находки экспедиции «Калипсо». «Титан». Трудности, связанные с поднятием затонувших кораблей. Затонувшие города. Затонувшие земли Атлантиды: легенды и реальность. Подводная археология, ее особенности. Раскопки на побережье Средиземного моря. Экспедиции Н.Флеминга.

Тема 9
Музыка и море. Композиторы пишут о море. Как воспринимают музыку морские животные.

Тема 10
Какую пользу нам приносит море? Ресурсы моря. Разведка подводных пространств: методы и условия. Сейсмическая разведка. Взрывы под водой. Минеральные ресурсы. Поиск нефти и способы ее добычи. Мосты и подводные туннели. Туннель под Ла-Маншем. Промышленное разведение моллюсков и рыб. Искусственный жемчуг.

Просмотров: 4693

Зарегистрировать лагерь